2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
Организация-разработчик КГБОУ СПО «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Симоненко Сергей Валерьевич, преподаватель спортивных дисциплин.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.
-планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности;
- осуществлять поиск информации в различных источниках в области спортивных игр;
- методику обучения двигательным действиям видов спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности;
- технику профессионально значимых двигательных действий физкультурно-спортивной деятельности по спортивным играм;
- знать способы и формы организации собственной деятельности с учетом специфики спортивных игр;
- содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности в школе;
- о роли спортивных игр в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- разновидности спортивно-оздоровительных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации;
- технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям по спортивным играм, оборудованию и инвентарю.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 2 семестр | | |
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Содержание, задачи и значение учебной дисциплины «Спортивные игры». Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами. Понятие о системе физического воспитания. Спортивные игры в системе физического воспитания. Основные понятия и терминология. Требования к инвентарю и оборудованию на занятиях по соблюдению мер технической безопасности. |
Самостоятельная работа обучающихся Написать реферат по теме «Место дисциплины Спортивные игры в системе физического воспитания» | 2 | 2 |
Раздел 1. Теоретические основы спортивных игр | | | |
Тема 1.1. Структура обучения спортивным играм | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.1.1.Основы методики обучения технике в спортивных играх. Структура обучения техническим приемам. Этапы обучения. Средства и методы на отдельных этапах обучения. Значение подготовительных, подводящих и специальных упражнений в обучении техническим приемам. Классификация и характеристика основных технических приемов игры в нападении и защите в волейболе, баскетболе, футболе. Последовательность изучения технических приемов игры в волейболе, баскетболе, футболе, в нападении и защите. Подготовительные, подводящие и специальные упражнения в обучении техническим приемам в волейболе, баскетболе, футболе. Особенности методики обучения отдельным техническим приемам игры в волейбол, баскетбол, футбол учащихся различного школьного возраста. |
1.1.2.Основы методики обучения тактике в спортивных играх. Структура обучения тактическим действиям. Этапы обучения. Средства и методы на отдельных этапах. Значение игровых упражнений и соревновательных заданий в овладении тактикой игры.Классификация и характеристика тактических действий в нападении и защите в волейболе, баскетболе, футболе.Последовательность изучения тактических действий в волейболе, баскетболе, футболе в нападении и защите. Игровые упражнения и соревновательные задания в обучении тактике игры в волейбол, баскетбол, футбол.Особенности методики обучения тактическим действиям в волейболе, баскетболе, футболе учащихся различного школьного возраста. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу классификации технических приёмов по видам спорта | 4 | 2 |
Составить таблицу с последовательностью обучения техническим приёмам по видам спорта | 4 |
| Составить таблицу классификации тактических приёмов по видам спорта | 4 |
Составить таблицу с последовательностью обучения тактическим приёмам по видам спорта | 4 |
Написать реферат по теме «Особенности обучения спортивным играм учащихся различного школьного возраста» | 4 |
Тема 1.2. Формы организации занятий по спортивным играм. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.2.1. Урок физической культуры в школе. Особенности построения урока по спортивным играм. Задачи и содержание отдельных частей урока. Подбор средств и методов для различных частей урока в соответствии с их педагогическими задачами. Особенности методики организации учебной деятельности на уроках спортивных игр. Подготовка учителя к уроку. Написание плана - конспекта. |
1.2.2. Внеклассная работа по спортивным играм Спортивная секция – одна из форм проведения дополнительных занятий по спортивным играм. Задачи секционной работы по спортивным играм в школе. Специфика подбора средств и методов для решения задач. Особенности методики организации и проведения занятий в спортивных секциях с учащимися различного школьного возраста. Отбор игроков и комплектование команд по различным видам спортивных игр. | 2 | 2 |
1.2.3. Внешкольная работа по спортивным играм. Внешкольные учреждения, проводящие работу по спортивным играм: ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ. Работа инструктора физической культуры в клубах по месту жительства по спортивным играм.Спортивные игры в летнем оздоровительном лагере. | 2 | 2 |
1.2.4 Соревнования по спортивным играм. Планирование, организация и проведение соревнований по спортивным играм. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Системы розыгрыша. Составление календаря игр. Порядок определения победителей. Правила игры в волейбол, баскетбол, футбол, стритбол и пляжный волейбол. Судейская бригада и обязанности судей при проведении игр по волейболу, баскетболу, футболу. Методика судейства игр по волейболу, баскетболу, футболу. Учет и оформление результатов игр, протокол игры, таблица розыгрыша, отчет главного судьи. Работа учителя физической культуры по подготовке и проведению соревнований по спортивным играм в школе. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Написать реферат по теме «Подбор средств и методов для различных частей урока в соответствии с их педагогическими задачами» | 2 | 2 |
| Написать реферат по теме «Особенности методики организации учебной деятельности на уроках спортивных игр» | 2 |
Составить календарь игр для чётного и нечётного количества команд по различным системам проведения соревнований | 2 |
Оформить таблицы розыгрыша и отчёт главного судьи о проведённых соревнованиях | 2 |
Раздел 2. Баскетбол с методикой преподавания | | | |
Тема 2.1. Методика обучения технике игры в баскетбол | Практическое занятие 2.1.1. Овладение техникой перемещений. Стойки игрока в нападении и защите. Бег обычный и приставными шагами, с ускорениями, изменением направления; лицом вперед, спиной, боком, бег с изменением скорости.Остановки двумя шагами, прыжком. Повороты на месте вперед и назад (без мяча и с мячом). Прыжки вверх с места толчком двумя ногами и с разбега толчком одной ногой. | 4 | 2 |
Практическое занятие 2.1.2. Овладение техникой владения мячом. Ловля мяча; на месте, в движении, в прыжке. Двумя руками и одной рукой на различной высоте, после отскока от пола, щита, корзины.Передача мяча; на месте, в движении, в прыжке с места. Двумя руками: от груди, сверху, снизу. Одной рукой: от плеча, сверху, снизу, сбоку.Передачи мяча с отскоком от площадки. Передачи встречные, поступательные. | 6 | 2 |
Практическое занятие 2.1.3. Овладение техникой бросков мяча в корзину. Броски мяча: с места, в движении, после ведения, в прыжке с места, в прыжке после остановки, штрафной бросок.Двумя руками: от груди, сверху, снизу.Одной рукой: от плеча, сверху, снизу, с отскоком от щита и без отскока. Добивание мяча одной и двумя руками. | 8 | 2 |
Практическое занятие 2.1.4. Овладение техникой ведения мяча. Ведение на месте, прямолинейное, с изменением направления, с изменением скорости, со сменой рук, с изменением высоты отскока, с противодействием противника, в сочетании с другими приемами. Финты. | 1 | 2 |
Практическое занятие Выполнение контрольно-технических нормативов | 1 | 3 |
Всего во 2 семестре | 74 | |
3 семестр | | |
Практическое занятие 2.1.4. Овладение техникой ведения мяча. Ведение на месте, прямолинейное, с изменением направления, с изменением скорости, со сменой рук, с изменением высоты отскока, с противодействием противника, в сочетании с другими приемами. Финты. | 6 | |
Практическое занятие 2.1.5. Овладение техникой овладения мячом. Противодействие: перемещению игрока без мяча; владению мячом – выбивание, вырывание мяча. Ведению – остановка игрока ведущего мяч; ловле – перехват мяча; броскам – отбивание, накрывание мяча. Овладение мячом, отскочившим от щита, корзины. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения технике игры в баскетбол | 6 | 2 |
Тема 2.2.Методика обучения тактике игры в баскетбол | Практическое занятие 2.2.1. Овладение тактикой индивидуальных действий в нападении и защите. Освобождение от противника – выход на свободное место. Держание игрока без мяча – противодействие выходу на свободное место. Действия игрока с мячом: целесообразное применение передач, бросков, ведения мяча. Противодействие игроку с мячом. | 6 | 2 |
Практическое занятие 2.2.2. Овладение тактикой групповых действий в нападении и защите. Взаимодействие 2-х игроков: «передай и выйди», заслоны. Взаимодействие 3-х игроков: треугольник, тройка, восьмерка, скрестный выход, пересечение.Противодействие двум и трем игрокам: подстраховка, переключение, проскальзывание | 6 | 2 |
Практическое занятие 2.2.3. Овладение тактикой командных действий в нападении и защите. Стремительное нападение – быстрый прорыв по двум и трем коридорам. Позиционное нападение - с центровым игроком и без центрового игрока (основные варианты).Системы защиты: личная защита (основные варианты).Зонная защита (основные варианты): 2-1-2, 2-3, 3-2, 1-3-1. Смешанная защита (основные варианты): 4+1, 3+2. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения тактике игры в баскетбол | 6 | 2 |
| Промежуточная аттестация: Экзамен | | |
| Всего в 3 семестре | 40 | |
| 4 семестр | | |
Раздел 3. Волейбол с методикой преподавания | | | |
Тема 3.1 Методика обучения технике игры в волейбол | Практическое занятие 3.1.1. Овладение техникой перемещений. Стойки волейболиста; основная, высокая, низкая (положения рук, туловища, ног). Перемещения; шагом, бегом, скачком; выпадами с последующим падением; прыжками толчком одной и двумя ногами. | 5 | 2 |
Практическое занятие 3.1.2. Овладение техникой передач мяча. Передачи; на месте, в движении, в прыжке в различных направлениях и на различную высоту. Двумя руками - верхние без падения и с последующим падением, нижние. Одной рукой - нижние, без падения и с последующим падением. Прием мяча, отскочившего от сетки. | 5 | 2 |
| Практическое занятие 3.1.3. Овладение техникой подач мяча. Подачи мяча: нижние и верхние, прямая и боковая, планирующая (ознакомление). | 5 | 2 |
Практическое занятие 3.1.4. Овладение техникой нападающего удара. Нападающие удары: прямой, боковой; в прыжке с места и с разбега толчком двумя ногами. | 5 | 2 |
Практическое занятие 3.1.5. Овладение техникой блокирования. Блокирование: одиночное и групповое. Прыжок для блокирования с места и после перемещения. Постановка рук при блокировании. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения технике игры в волейбол | 4 | 2 |
Тема 3.2. Методика обучения тактике игры в волейбол | Практическое занятие 3.2.1 Овладение тактикой индивидуальных действий в нападении и защите Выбор места, подача и прием мяча, подачи, нападающий удар, блокирование. | 4 | 2 |
Практическое занятие 3.2.2.Овладение тактикой групповых действий в нападении и защите Взаимодействие двух и более игроков внутри линий, между линиями; игроков задней линии с игроками передней линии; защитников с блокирующими и защитников между собой, страховка. | 4 | 2 |
Практическое занятие 3.2.3.Овладение тактикой командных действий в нападении и защите Системы игры. Со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через выходящего игрока задней линии; с первой передачи. Защита «Углом вперед», «Углом назад». | 1 | 2 |
Практическое занятие Выполнение контрольно-технических нормативов | 1 | |
Всего в 4 семестре | 36 | |
5 семестр | | |
Практическое занятие 3.2.3.Овладение тактикой командных действий в нападении и защите Системы игры. Со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через выходящего игрока задней линии; с первой передачи. Защита «Углом вперед», «Углом назад». | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения тактике игры в волейбол | 4 | 2 |
Раздел 4. Гандбол с методикой преподавания | | | |
Тема 4.1.Методика обучения технике игры в гандбол | Практическое занятие 4.1.1. Овладение техникой перемещений. Стойки игрока. Бег - по прямой, с изменением направления и скорости. Приставные шаги вперед, назад, в стороны; прыжки; повороты; остановки. | 1 | 2 |
Практическое занятие 4.1.2. Овладение техникой владения мячом. Ловля мяча: двумя и одной рукой на месте, в движении, в прыжке; летящего на средней высоте, высоко, низко, катящегося и с отскоком от площадки; в сочетании с прыжком, остановкой и поворотом. Передача мяча: на месте, в движении, в прыжке с места, в движении с прыжком и поворотом. Передача мяча согнутой рукой – сверху, сбоку. Прямой рукой – снизу. Двумя руками – от груди, сверху, снизу; с отскоком от площадки. Передачи при встречном и параллельном передвижении игроков.Выбивание мяча при ведении, перехват мяча. | 2 | 2 |
Практическое занятие 4.1.3. Овладение техникой ведения мяча. Ведение по прямой: с изменением направления и скорости, с остановкой; ведение с противодействием противника. | 1 | 2 |
Практическое занятие 4.1.4. Овладение техникой бросков мяча в ворота. Броски с места, в движении, после ведения. В прыжке; согнутой рукой, прямой рукой – сверху, снизу, сбоку, назад. Броски с отскоком от площадки; в падении (ознакомление), с противодействием противника. Финты. Приемы игры вратаря. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения технике игры в гандбол | 4 | 2 |
Тема 4.2. Методика обучения тактике игры в гандбол | Практическое занятие 4.2.1. Овладение тактикой индивидуальных действий в нападении и защите. Действия игрока с мячом: целесообразное применение передач, ведения, бросков.Держание игрока с мячом: выбор места, перехват, блокирование. Действия игрока без мяча: выбор места, освобождение от защитника. | 2 | 2 |
Практическое занятие 4.2.2. Овладение тактикой групповых действия в нападении и защите. Взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков; «двойка», заслоны, «стрела», «петля», «тройка», «восьмерка». Взаимодействие 2-х и 3-х защитников; подстраховка, переключение, групповое блокирование. | 2 | 2 |
Практическое занятие 4.2.3. Овладение тактикой командных действий в нападении и защите. Системы игры. Учебные игры с применением систем быстрого прорыва и позиционного нападения. Игровые комбинации: «волна», «большая восьмерка», скрестные перемещения.Личная защита (основные варианты).Зонная защита: 6-0, 5-1, 4-2, 3-3.Смешанная защита: 5+1, 4+2. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения тактике игры в гандбол | 4 | 2 |
Раздел 5. Футбол с методикой преподавания | | | |
Тема 5.1.Методика обучения технике игры в футбол | Практическое занятие 5.1.1.Овладение техникой перемещений. Стартовый бег, бег приставными шагами; бег спиной вперед; сочетание обычного бега с бегом приставными шагами и бега лицом и спиной вперед; прыжки на двух и одной ногах; сочетание бега с прыжками толчком двумя и одной ногами. | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.1.2. Овладение техникой ударов по мячу. По неподвижному и катящемуся мячу с места и в движении, после ведения, с лета; внутренней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней стороной подъема, носком, пяткой. Удары по мячу головой: серединой и боковыми частями лба, без прыжка и в прыжке (ознакомление). | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.1.3. Овладение техникой остановки мяча. Катящегося по земле и опускающегося – подошвой и внутренней стороной стопы; летящего – грудью; опускающегося – бедром; головой; подъемом стопы. | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.1.4. Овладение техникой ведения мяча. Внутренней стороной подъема, внешней стороной подъема, внутренней стороной стопы, носком. Ведение правой и левой ногой и попеременно обеими ногами. Ведение по прямой с изменением направления скорости. Финты. | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.1.5. Овладение техникой отбора мяча. Перехват ногой – быстрый выход на мяч с целью опередить противника, которому адресована передача. Отбор мяча при единоборстве с противником – выбивание мяча, толчки плечом, отбор мяча подкатом (ознакомление). | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.1.6. Овладение техникой вбрасывания мяча. Из-за боковой линии, с места из положения шага. Вбрасывание мяча с разбега, вбрасывание мяча с последующим падением вперед на руки (ознакомление). | 2 | 2 |
Практическое занятие Выполнение контрольно-технических нормативов | 1 | |
Всего в 5 семестре | 40 | |
6 семестр | | |
Практическое занятие 5.1.7. Овладение техникой игры вратаря (ознакомление). Основная стойка вратаря; перемещение в стороны; ловля катящегося мяча: летящего на уровне пояса и выше, без падения и с падением, отбивание мяча кулаками, вбрасывание мяча. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения технике игры в футбол | 4 | 2 |
Тема 5.2. Методика обучения тактике игры в футбол | Практическое занятие 5.2.1. Овладение тактикой индивидуальных действий в нападении и защите. Действия игрока без мяча; выбор места для получения мяча, способы «закрывания» и преследования противника; освобождение от опеки противника для получения мяча; выбор места на поле при атаке и обороне. Действия игрока с мячом; обводка противника, своевременная и точная передача мяча открывшемуся партнеру. | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.2.2. Овладение тактикой групповых действий в нападении и защите. Взаимодействие игроков: в парах, тройках и больших группах. С 2перемещением вдоль площадки (со сменой и без смены мест) и атакой ворот – без противодействия и с противодействием противника. | 2 | 2 |
Практическое занятие 5.2.3. Овладение тактикой командных действий в нападении и защите. Системы игры. Умение действовать на игровом месте в составе команды. Основные функции игроков. Ознакомление с системами игры 1-4-2-4, 1-3-3-4, 1-4-3-3. 1-4-4-2. Тактические комбинации в отдельные моменты игры: при начальном ударе, от ворот, при свободном и штрафном ударах, при вбрасывании мяча, при угловом ударе. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения тактике игры в футбол | 4 | |
Раздел 6. Другие виды спортивных игр. | | | |
6.1. Настольный теннис с методикой преподавания. | | | |
Тема 6.1.1 Методика обучения технике игры в настольный теннис | Практическое занятие 6.1.1.1 Овладение техникой перемещений. Стойки: основное исходное положение; ознакомление с наиболее удобными стойками для удара слева и справа и позициями у стола (ближняя, средняя, дальняя).Перемещения: выпады вправо, влево, вперед, назад. Шаги одиночные, двойные. Прыжки толчком одной и двумя ногами. | 2 | 2 |
Практическое занятие 6.1.1.2. Овладение техникой ударов по мячу Держание ракетки: европейский и азиатский способы. Преимущество и недостатки различных способов держания ракетки. Удары по мячу: основные удары справа и слева – без вращения мяча, с верхним и нижним вращением мяча. Их разновидности (ознакомление). Подачи: без вращения мяча, с вращением мяча вниз и с вращением мяча вверх, вправо, влево. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения технике игры в настольный теннис | 4 | |
Тема 6.1.2 Методика обучения тактике игры в настольный теннис | Практическое занятие 6.1.2.1 Овладение тактикой одиночной игры: выбор ближней, средней или дальней дистанции. Выбор темпа игры. Тактика подач. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника. Контратакующая тактика при встрече противников атакующего стиля. Тактика игры между игроками защитного стиля. Тактика игры защитного стиля против атакующего и наоборот. | 2 | 2 |
Практическое занятие 6.1.2.2 Овладение тактикой парной игры: значение расстановки игроков. Особенности тактических приемов в парных играх. Согласованность действий партнеров при проведении всех применяемых приемов. Тактика игроков в смешанных парах. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения тактике игры в настольный теннис | 4 | 2 |
Тема 6.3 Бадминтон с методикой преподавания | | | |
Тема 6.3.1 Методика обучения технике игры в бадминтон | Практическое занятие 6.3.1.1 Овладение техникой игры: Способы держания ракетки. Основная стойка игрока в бадминтон. Перемещения: шагами, скачками, выпадами. | 2 | 2 |
Практическое занятие 6.3.1.2 Овладение техникой ударов по волану. Удары: справа, слева, сверху, снизу и их разновидности. Подачи: низкая, короткая, низкая дальняя, высокая дальняя. | 2 | 2 |
Тема 6.3.2 Методика обучения тактике игры в бадминтон | Практическое занятие 6.3.2.1 Овладение тактикой одиночной игры: обманные удары, обманная подача, укороченные обманные удары; место игрока на площадке, ответные удары, тактика гашения волана. | 2 | 2 |
Практическое занятие 6.3.2.2 Овладение тактикой парной игры: подача в парной игре, различные системы взаимодействия игроков, тактика в смешанных играх. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Составить учебные карточки с методической последовательностью обучения технике тактике игры в бадминтон | 4 | 2 |
Всего в 6 семестре | 44 | |
Всего по дисциплине | 234 | |
Форма итоговой аттестации -Комплексный экзамен | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета методики физического воспитания, универсальный спортивный зал с оборудованием.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Методики физического воспитания»:
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Единая Всероссийская спортивная классификация. - М.: ФиС, 2010.
Программы ДЮСШ по баскетболу, волейболу, футболу. - М.: ФиС, 2009.
Правила соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу, настольному теннису, бадминтону. - М.: ФиС, 2010.
Портнов, Ю.М. Баскетбол [Текст]/ Ю.М.Портнов. - М.: ФиС, 1988.
Ковалев, В.Д. Спортивные игры. М.[Текст]/ В.Д., Ковалев. – М.: Просвещение, 1988.
Джек Р. Вуден. Современный баскетбол. М. [Текст]/ Джек Р. Вуден. – М.: ФиС, 1987.
Яхонтов, Е.Р. Мяч летит в кольцо. [Текст]/ Е.Р. Яхонтов. – Ленинград: Лениздат, 1984.
Стоккус, С. Мы играем в баскетбол. [Текст] / С. Стоккус. – М.: Просвещение, 1984.
Клещев, В.И. Тактическая подготовка волейболистов В.И. Клещев, В.А. Тюрин, Ю М. Фураев. М.: ФиС, 1998.
Фурманов, Г.А. Играй в мини-волейбол. [Текст] / Г.А. Фурманов. - М.: «Советский спорт», 1989.
Железняк, Ю.Д. Повышение эффективности тренировочного процесса в волейболе. [Текст] / Ю.Д. Железняк. – Тула, 1973.
Сивма, С. Уроки волейбола. [Текст] / С. Сивма. - М.: ФиС, 1985.
Казаков, П.Н. Футбол. Учебник. [Текст] / П.Н. Казаков.- М.: ФиС, 1978.
Козловский, В.И. Подготовка футболистов. [Текст] / В.И. Козловский М.: ФиС, 1977.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.