Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова
Рассмотрена Утверждена
на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/__________
протокол № 1 от 01.09.2021 года
от «26» августа 2021 года
Согласована Директор ____________
на заседании научно-методического совета
протокол № 1 Серебрякова С.В.
от «27» августа 2021 года
Рабочая программа
среднего общего образования
по астрономии для 11 класса
(ФГОС, базовый уровень)
Учителя физики
Елкиной Марины Владимировны
г. Рыбинск
2021 – 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса астрономии выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и т. п.).
В результате изучения курса астрономии выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
В результате изучения курса астрономии, с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернет и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в школе представлены в тематическом планировании. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
II. Содержание учебного предмета (34 часа)
Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии. (2ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии. (5ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании
III. Тематическое планирование.
Раздел | Тема | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | В том числе, контр. раб. |
1 | Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии. (2ч) | - воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; - использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. - использовать методы астрономических исследований. | |
2 | Практические основы астрономии. (5ч) | - воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); - объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; - объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; - применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд | 1 |
3 | Строение Солнечной системы (7ч) | - воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; - воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); - вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; - формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; - описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; - объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; - характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | 1 |
4 | Природа тел Солнечной системы (8ч) | - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; - определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); - описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; - перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; - проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; - объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; - описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; - характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; - описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; - описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; - объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения | 1 |
5 | Солнце и звезды (6ч) | - определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); - характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; - описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; -объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; - описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; - вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; - называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»; - сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; - объяснять причины изменения светимости переменных звезд; -описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; - оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; - описывать этапы формирования и эволюции звезды; - характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. | - |
6 | Строение и эволюция Вселенной (5ч) | - объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); - характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); - определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; - распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); - сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; - обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; - формулировать закон Хаббла; - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; - оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; - интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; - классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; - интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. - систематизировать знания о методах исследования и со временном - состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. | 1 |
7 | Обобщающее повторение (1ч) | Применять приобретенные знания для решения задач практического содержания. | |
ИТОГО | 34 часа | | 4 |
Приложение 1.
Поурочное планирование
№ п/п | Дата | Тема. Содержание урока. | Ресурсы (оборудование, цифровые образовательные ресурсы и т.п.) | Виды и формы контроля |
план | факт |
Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии. (2ч) |
| | | Инструктаж ТБ на уроках астрономии (вводный). Предмет астрономии. Что изучает астрономия. Её значение и связь с другими науками. | Космические расстояния и самые большие объекты во Вселенной - Яндекс.Видео (yandex.ru) Что такое космология - Яндекс.Видео (yandex.ru) Потрясающее видео! Размеры планет и вселенная. #NF_club - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Наблюдения – основа астрономии | презентац ия | Тест (работа в группах) |
Практические основы астрономии. (5ч) |
| | | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 05 Небесные координаты и звёздные карты - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | астрономия Видимое движение звезд на различных географических широтах.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru)Астрономия (4/15). Солнечная система - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | 07 Годичное движение Солнца по небу Эклиптика - Яндекс.Видео (yandex.ru) Основы астрономии что такое эклиптика? - Яндекс.Видео (yandex.ru) | Тест |
| | | Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | 08 Движение и фазы Луны - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Контрольная работа№1 «Практические основы астрономии» | | КР |
Строение Солнечной системы (7ч) |
| | | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. | астрономия Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) Астрономия. Планеты. 1983 г. - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | астрономия Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) Почему орбиты планет лежат в одной плоскости? [Эллиптические орбиты] - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Законы Кеплера. | астрономия Законы Кеплера.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. | 14 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе - Яндекс.Видео (yandex.ru) Космические расстояния и самые большие объекты во Вселенной - Яндекс.Видео (yandex.ru) | СР (работа в парах) |
| | | Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | астрономия Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе | 16 Движение искусственных спутников Земли и КА - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Контрольная работа№2 «Строение солнечной системы» | | КР |
Природа тел Солнечной системы (8ч) |
| | | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | Общие характеристики планет Строение Солнечной системы - Яндекс.Видео (yandex.ru) Планеты Солнечной Системы - Интересные Факты - Яндекс.Видео (yandex.ru) АЗН Астрономия Фазы луны. Парады планет - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. | астрономия Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. | Планеты земной группы - Яндекс.Видео (yandex.ru) Астрономия (8/15). Красная планета - Яндекс.Видео (yandex.ru) Тайны Венеры - Яндекс.Видео (yandex.ru) | СР (работа в парах) |
| | | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 20 Планеты гиганты - Яндекс.Видео (yandex.ru) АЗН Астрономия Звёзды красные гиганты. - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды | 23 Малые тела Солнечной системы - Яндекс.Видео (yandex.ru) АЗН Астрономия Как распознать метеорит - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Метеоры, болиды и метеориты | Малые тела солнечной системы. Астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Астероидная опасность. | Угрозы из космоса: защита от опасных астероидов - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Контрольная работа№3 «Природа тел Солнечной системы» | | КР |
Солнце и звезды (6ч) |
| | | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. | астрономия Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. | Методы астрофизических исследований - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. | астрономия Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца.: 1 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. | 25 Атмосфера Солнца и солнечная активность - Яндекс.Видео (yandex.ru) | СР (работа в парах) |
| | | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. | астрономия Звезды: основные физико-химические характери-стики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера.: 2 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | астрономия Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.: 2 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | СР (работа в группах) |
Строение и эволюция Вселенной (5ч) |
| | | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | астрономия Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звезд-ные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галак-тики. Области звездообразования. Вращение Га-лактики. Проблема «скрытой» массы: 2 тыс. видео найдено в Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. | Скопления галактик. Ячеистая структура распределения галактик - Яндекс.Видео (yandex.ru) | Тест |
| | | «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. | Закон Хаббла (видео 18) | Масштабы Вселенной | Космология и Астрономия - Яндекс.Видео (yandex.ru) | |
| | | Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной. | Тёмная энергия | Ускоренное расширение Вселенной - Яндекс.Видео (yandex.ru) Презентация по астрономии на тему "Жизнь и разум во Вселенной" (infourok.ru) | |
| | | Контрольная работа№4 по теме «Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной.» | | КР |
| | | ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | | |
Приложение 2.
Информационные ресурсы:
Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А ВоронцовВельяминов, Е.К Страут, 5-е изд., пересмотр. — М.: Дрофа, 2018
Программа по астрономии к учебнику Б.А Воронцов-Вельяминов, Е.К Страут. Астрономия.11 класс под редакцией Е.К.Страут
Для учителя:
Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1984.
Для учащихся:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Учебник (авторы: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут). М. : Дрофа, 2017.
2. Энциклопедический словарь юного астронома (автор: Составитель Н. П. Ерпылев). Издательство: Педагогика, 1986.
3. Колдер Н. Комета надвигается!: Пер. с англ. – М. : Мир, 1984.
4. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная: Кн. Для учащихся 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 1993.
5. Загадки звёздных островов. Кн. 5 / Сост. Ф. С. Алымов. – М. : Мол. Гвардия, 1989.
6. Дагаев М. М., Чаругин В. М. Книга для чтения по астрономии: Астрофизика: Учеб. пособие для учащихся. – М. : Просвещение, 1988.
7. Зигель Ф. Ю. Астрономическая мозаика. – М. : Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1987.
8. Сокровища звёздного неба. Зигель Ф. Ю. Путеводитель по созвездиям и Луне. М. : Наука, 1976.
Интернет- ресурсы
http://www.astro.websib.ru/,
http://www.myastronomy.ru,
http://class-fizika.narod.ru;
демонстрационные таблицы по астрономии в электронном формате (https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty),
презентации, созданные учениками, учителем
11