Рабочая программа
среднего общего образования
по физической культуре
(базовый уровень)
10-11 класс
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-методическое сопровождение, календарно-тематическое планирование (Приложение)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа среднего общего образования по физической
культуре (10-11 класс), разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень);
Примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по физической культуре;
Федерального закона «О Физической культуре и спорте»;
Образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей»
Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей»;
Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей»
В соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень), рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) рассчитана на два года обучения: 3 часа в неделю, всего 210 часов (10 класс – 105часов, 11 класс – 105 часов).
Для реализации рабочей программы по физической культуре (базовый уровень) в образовательном процессе используется учебник Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11кл. - Просвещение. 2016, который включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ (ежегодно).
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи изучения предмета физическая культура:
содействие гармоничному физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости, гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, значении занятий физической культурой, подготовка к службе в армии.
В связи с наличием в лицее материально-технической базы (тренажерный зал, бассеин) программа по физической культуре (базовый уровень) модифицирована:
введены занятия атлетической гимнастики, за счет резервного времени.
В связи с указом Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 “О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)” в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, в учебную рабочую программу введен раздел программной и нормативной основы физического воспитания учащихся - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
На теоретическую часть отведено 11% учебного времени, которая реализуется на каждом уроке.
Межпредметные связи. Физическая культура связана с компетенциями формируемыми при изучении предметов естественнонаучного цикла: (ОБЖ, биология, естествознание, физика, математика). Реализуются в сдаче контрольных нормативов, военно-спортивных, патриотических соревнованиях «Командарм», «Полярная зарница», «Школа безопасности», «Спартакиада молодежи».
Предлагаются интеграции с другими учебными предметами по темам:
легкая атлетика (геометрия, алгебра, биология, основы безопасности жизнедеятельности),
спортивные игры (физика, основы безопасности жизнедеятельности),
гимнастика (физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности, хореография),
атлетическая гимнастика (физика, основы безопасности жизнедеятельности),
лыжная подготовка (геометрия, физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности).
Технологии и особенности организации учебного процесса. Исходя из стоящих перед предметом «Физическая культура» задач используются следующие технологии:
личностно - ориентированное обучение,
здоровьесберегающие технологии,
проблемное обучение,
игровые и соревновательные технологии,
обучение в сотрудничестве.
Используются формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, «круговая», посменная.
Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет, целью которого является диагностика уровня усвоения материала каждым учащимся на определенном этапе обучения; «Президентские тесты», сдача норм ВФСК «ГТО».
Контроль успеваемости учащихся осуществляется на разных этапах:
входящий - ежегодно («Президентские тесты», ВФСК «ГТО»),
текущий - на уроке (взаимопроверка, контрольные тесты, нормативы),
итоговый - по окончании года («Президентские тесты, ФВСК «ГТО»).
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
в познавательной деятельности:
определение существенных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
формулирование полученных результатов;
в информационно-коммуникативной деятельности:
поиск нужной информации по заданной теме;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
в рефлексивной деятельности:
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности
владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Критерии выставлении оценок за программное обучение.
Оценка практического выполнения приемов и действий:
«отлично» - двигательное действие выполнено правильно, точно, уверенно и легко;
«хорошо» - движение выполнено в целом правильно, но допущено до двух незначительных ошибок, ведущих к неточному исполнению упражнения (наблюдается некоторая скованность движений);
«удовлетворительно» - наличие одной грубой ошибки, ведущей к искажению основы техники движения, или трех незначительных ошибок, способствующих неточному выполнению данного движения;
«неудовлетворительно» - двигательное действие выполнено с существенными искажениями техники движения, неправильно и неуверенно.
Оценка теоретической подготовленности учащихся производится по следующим критериям:
«отлично» - понимание сущности изучаемого материала, логичное его изложение с использованием конкретных примеров из физкультурной практики;
«хорошо» - в ответе содержатся небольшие неточности и ошибки при понимании в целом сущности изучаемого материала;
«удовлетворительно» - искажение сущности изучаемого предмета, отсутствие логической последовательности, неумение использовать знания в практике»
«неудовлетворительно» - непонимание сущности изучаемого материала, отсюда плохое знание теоретического материала в целом.
Учебно-тематический план
№ |
Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
10 класс | 11 класс |
1 | Базовая часть | 90 | 90 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | На каждом уроке | На каждом уроке |
1.2 | Спортивные игры | 36 | 36 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 16 | 16 |
1.4 | Легкая атлетика | 16 | 16 |
1.5 | Лыжная подготовка | 12 | 12 |
1.6 | Атлетическая гимнастика | 10 | 10 |
2 | Вариативная часть | 15 | |
2.1 | Бадминтон (по выбору учителя, учащихся) | 6 | 6 |
2.2 | Национальные виды спорта (материал, связанный с региональными и национальными особенностями) | 9 | 9 |
| Всего часов | 105 | 105 |
Содержание учебного предмета
Физическая культура и основы здорового образа жизни
( теоретическая часть на каждом уроке)
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с элементами акробатики и элементами единоборств (32 часа, 16 часов – 10 класс, 16 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках гимнастики, теоретические сведения.
Совершенствование техники и соревновательных упражнениях, и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы, акробатические комбинации.
Атлетическая гимнастика (20 часов, 10 часов – 10 класс, 10 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках атлетической гимнастики, теоретические сведения. Индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. Комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.
Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности: комплексы упражнений адаптивной физической культуры: оздоровительные ходьба и бег.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.
Легкая атлетика (32 часа, 16 часов – 10 класс, 16 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках легкой атлетики, теоретические сведения.
Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, прыжки с места, с разбега.
Спортивные игры (72 часа, 36 часов – 10 класс, 36 часов – 11 класс
техника безопасности на уроках спортивные игры, теоретические сведения.
Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе), прикладные упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).
Лыжная подготовка (24 часа, 12 часов – 10 класс, 12 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках лыжной подготовки, теоретические сведения.
Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения: специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.
Литература
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11кл. - Просвещение. 2011
Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»,
Приказ Минобрнауки РФ № 966 и Минспорттуризма РФ № 1009 от 27 сентября 2010 года «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Средства обучения
№ | Наименование | Количество, штук |
1 | Антенна волейбольная | 2 |
2 | Сетка д/ настольного тенниса | 4 |
3 | Мяч баскетбольный Спалдинг | 35 |
4 | Медицинбол тентовая ткань | 20 |
5 | Мяч волейбольный Gala | 35 |
6 | Наколенники волейбольные, хлопок с эластиком | 15 |
7 | Палочка эстафетная | 12 |
8 | Пояс штангиста, кожаный, размер L , широкий | 8 |
9 | Ракетка для настольного тенниса | 10 |
10 | Обруч металлический | 30 |
11 | Рулетка 20м | 2 |
12 | Скакалки со счетчиком 2,8м | 35 |
13 | Секундомер | 3 |
14 | Сетка волейбольная тренировочная | 3 |
15 | Скакалка со счетчиком | 35 |
16 | Палка гимнастическая | 30 |
17 | Флажок судейский | 2 |
18 | Граната 500 гр | 5 |
19 | Граната 700 гр | 5 |
20 | Брусья навесные | 5 |
21 | Доска наклонная ребристая | 4 |
22 | Канат для лазания | 7 |
23 | Канат для перетягивания | 3 |
24 | Перекладина навесная | 5 |
25 | Стенка шведская | 3 |
26 | Стойка для прыжков в высоту | 1 |
27 | Насос ручной для спортивных мячей | 2 |
28 | Маты гимнастические | 40 |
29 | Скамейка гимнастическая | 10 |
30 | Музыкальный центр | 2 |
31 | Ракетка для бадминтона | 18 |
32 | Н-р воланов для игры в бадминтон | 100 |
33 | Коврики для аэробики | 25 |
34 | Мяч MIKASA | 10 |
35 | Гантели разборные 2кг, 4кг, 6кг | 20 |
36 | Гантели цельные | 20 |
37 | Гиря 16 кг литая | 8 |
38 | Гиря 16кг | 8 |
39 | Гиря 24 кг, 32кг | 8 |
40 | Гиря 24 кг литая | 8 |
41 | Гиря 32 кг литая | 8 |
42 | Гриф кривой EZ-25, гриф изогнутый EZ -22 | 2 |
43 | Диски обрезиненные, черные (разные) | 30 |
44 | Табло электронное игровое | 1 |
45 | Табло перекидное | 2 |
46 | Утяжелители | 20 |
47 | Гриф рама | 2 |
48 | Гриф прямой | 6 |
49 | Бревно гимнастическое | 1 |
50 | Козел гимнастический | 2 |
51 | Конь гимнастический | 2 |
52 | Лыжный комплект (лыжи, палки, ботинки) | 40 |
53 | Мост гимнастический | 4 |
54 | Степ профессиональный | 30 |
55 | Акробатическая дорожка надувная | 1 |
56 | Яма прыжковая (маты для прыжков) | 1 |
57 | Щиты баскетбольные тренировочные | 2 |
58 | Электромегафон | 2 |
59 | Компьютер в сборе | 1 |
60 | Принтер лазерный | 1 |
61 | Увлажнитель воздуха «Свежесть» | 1 |