СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа среднего общего образования «основы безопасности жизнедеятельности» фк гос (профильный уровень)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по обж 10-11 класс (профиль) 

Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ,  основной целью которого является подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического

напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего общего образования «основы безопасности жизнедеятельности» фк гос (профильный уровень)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФК ГОС (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования (профильный уровень), разработана на основе:

-Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

-Примерной программы среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» (профильный уровень) для 10-11 классов;

-Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (профильный уровень) для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2016 г.

-Положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537)

-Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р)

- Образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей».

-Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей».

- Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей».

Целью изучения и освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (профильный уровень), является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы

1

безопасности жизнедеятельности» (профильный уровень) в 10-11 классе-140 часов,

из расчета 2 часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учеб-ного времени в объеме 10 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Для реализации рабочей программы по ОБЖ (профильный уровень) в образовательном процессе используются учебники «Основы безопасности жизнедеятельно­сти»: (профильный уровень), 10-11 классы: / А. Т. Смирнов Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2016. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: 10 - 11 классы: (профильный уровень), учеб. для общеобразователь-ных. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2016, которые включены в Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (профильный уровень), направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;

  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

2

  • расширенное представление об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Основные особенности рабочей программы (профильный уровень):

  • третий модуль содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

  • особое внимание уделено проведению с обучающимися (гражданами мужского пола) учебных сборов и методическим рекомендациям по их организации для обеспечения углубленного изучения с обучаемыми отдельных элементов начальной военной подготовки;

  • углубленного изучения (гражданами женского пола) основ медицинских знаний и здорового образа жизни с целью помочь старшеклассницам сформировать более полное представлении о здоровье, репродуктивном здоровье, здоровом образе жизни, браке и семье, благополучной и счастливой семейной жизни, о демографической обстановке в стране и личной ответственности каждого гражданина Российской Федерации за состояние демографической безопасности государства.

 Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ,  основной целью которого является подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического

3

напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем, содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе. Раздел 7 Программы «Основы военной службы» изучается в образовательном учреждении только с обучающимися (юношами). Подготовка обучающихся (граждан женского пола) по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний. Поэтому для девушек данными рекомендациями предусмотрено два варианта изучения курса ОБЖ:

1. Если девушка не согласна изучать основы военной службы. Тогда по её заявлению составляется индивидуальный план и ей предлагается изучение медицинской подготовки Р-7. При наличии нескольких заявлений организуется группа девушек и занятия планируются в рамках общего расписания занятий под руководством учителя (как правило учителя ОБЖ или биологии).

2. Девушка согласна изучать основы военной службы совместно с мальчиками. В этом случае уроки проводятся совместно с юношами в рамках общего расписания занятий. По окончании изучения Р-7 для юношей организуются обязательные 5-ти дневные учебные сборы с выездом в воинскую часть, где их подготовка проходит в условиях, приближённых к службе в Армии.

Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (профильный уровень).

4

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности лич-ности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

Р-1

Основы комплексной бе-зопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения Рос-сийской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Р-5

Основы медицинских

знаний и оказание первой помощи

Р-7

Основы военной

службы (в том числе учебные сборы)

Р-3

Основы противодей-ствия терроризму и экстремизму в Российской Федерации






Раздел «Основы военной службы» дополняется темами начальной военной подготовки:

  • основы строевой подготовки; основы огневой подготовки; основы тактической подготовки; организация и подготовка к проведению учебных сборов

В содержание включены также дополнительные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией.

Вопросы по основам прикладной физической подготовки не включены в обязательный минимум содержания предмета ОБЖ.

Изучение этих вопросов предусмотрено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре для профильного уровня.  

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

-участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

5

- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

-умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

-осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Распределение часов по модулям, разделам и темам за весь период обучения в

10-11 классах.

№ МОДУЛЯ, РАЗДЕЛА

ТЕМЫ НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ, РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

34

Раздел №1

Основы комплексной безопасности

15

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

18

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

20

М-3

Обеспечение военной безопасности государства

86

Р-6

Основы обороны государства

35

Раздел №7

Основы военной службы

51

Резервное время

10


Учебные сборы (Юноши)

35


Медицинская подготовка (Девушки)

35 (70)

Для девушек 11 класса

Раздел № 4 Основы здорового образа жизни

19

всего:

140


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

проведения практических занятий (пятидневных учебно-полевых сборов) по основам военной службы во внеурочное время с юношами учащимися10-х классов

Темы занятий

Дни занятий

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5


6

1

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

1





1 час

2

Размещение и быт военнослужащих и основы безопасности военной службы.

1





1 часа

3

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

1


1


2

4 часа

4

Организация караульной службы, обязанности часового.

1




2

3 часа

5

Строевая подготовка




4

2

6 часов

6

Тактическая подготовка



3

2


5 часов

7

Огневая подготовка

1

3

1



5 часов

8

Медицинская подготовка

2





2 часа

9

РБХЗ (ЗОМП)



2



2 часа

10

Инженерная подготовка


2


1

1

4 часов

11

Физическая подготовка


2




2 часов

ИТОГО

7

7

7

7

7

35 часов

Практика

2

7

7

7

7

30 часа

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужден-ная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее

7

вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел 2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

8

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

9

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.





10

Нравственность и здоровье.

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой при ранениях. Понятия об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.





11

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

История создания Вооруженных Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.



Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск

12

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные воска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска воздушно-космической обороны России.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

Основные задачи современных Вооруженных Сил.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Символы воинской части.

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.

13

Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение освидетельствования и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к воинской службе.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.

Раздел 7. Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих.

Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности.

Распределение времени и внутренний распорядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы.

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

Суточный наряд , его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.

Организация караульной службы.

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.

Строевая подготовка.

14

Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строи отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю. На месте и в движении.

Огневая подготовка.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Тактическая подготовка.

Современный бой. Обязанности солдата в бою.

Особенности военной службы.

Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего . Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.

Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации, устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых Сил Российской Федерации, строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества

Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.

Военнослужащий - патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащий – специалист своего дела. Военнослужащий - подчинённый, выполняющий требования воинских уставов. Приказы командиров и начальников.

Основные обязанности военнослужащих.

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

Порядок приведения к Военной присяги(принесение обязательств).

Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.

Прохождение военной службы по контракту

15

Особенности военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

Программа для проведения учебных сборов (10 класс).

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35учебных часов).

В ходе сборов изучаются:

  • Размещение и быт военнослужащих;

  • Организация караульной и внутренней службы;

  • Элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки;

  • Вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.

В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно – профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» № 96 /134 от 24 февраля 2010 г.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

4. Современный комплекс проблем безопасности

Сферы жизнедеятельности человека и проблемы его безопасности в современном мире. Проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с пределами роста человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами. Проблемы безопасности жизнедеятельности, вызванные достижениями современных технологий и их влиянием на окружающую среду. Мировая динамика развития экономики и национальная безопасность. Основные подходы к разрешению конфликтных ситуаций в мире. Проблемы национальной безопасности России. Основные положения Концепции национальной безопасности России.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне обучающийся должен:


16

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во

  • время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • нормы международного гуманитарного права;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • основные виды воинской деятельности;

  • строи отделения и порядок управления ими;

  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

  • правила ухода за автоматом, его хранение и сбережение;

  • правила подготовки автомата к стрельбе;

  • приемы и правила стрельбы из автомата;

  • основы современного общевойскового боя;

  • общие обязанности солдата в бою;

17

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

  • государственные и военные символы Российской Федерации;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России;

  • классы сходных воинских должностей;

  • общие требования к безопасности военной службы;

  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебной стрельбы;

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;

  • порядок размещения и условия быта военнослужащих

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;

  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • обращаться с приборами радиационной, химической разведки и

  • дозиметрического контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

18

  • выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.

  • формирование психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Критерии оценки знаний обучающихся

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более

глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой

19

ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

20

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Оценка тестовых работ

Оценка «5» - ответ содержит 90-100%

Оценка «4» - ответ содержит 70-89%

Оценка «3» - ответ содержит 50-69%

Оценка «2» - ответ содержит менее 50%

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности

(10—11 классах)

п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1

2

3

4

1. Нормативно-правовые документы

1

Конституция Российской Федерации

шт.

по количеству обучающихся в классе (группе)

2

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

шт.

по количеству обучающихся в классе (группе)

3

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

шт.

по количеству обучающихся в классе (группе)

2. Учебная литература

4

Учебник по основам безопасности жизнедеятельности

шт.

по количеству обучающихся

5

Наставления по стрелковому делу:

Основы стрельбы из стрелкового оружия

7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова


шт.

шт.


1

1

6

Учебное пособие по основам медицинских знаний

шт.

по количеству обучающихся

3. Учебно-наглядные пособия




21

7

Набор плакатов или электронные издания:

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Ордена России

Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки различия


компл.


компл

шт

компл


1

1

1

1

8

Военная форма одежды

Мероприятия обязательной подготовки

граждан к военной службе

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин

Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники

Приёмы и правила метания ручных гранат

Мины Российской армии

компл.


компл.

шт.

компл.



компл.

компл.


компл

1


1

1

1



1

1


1


9

Фортификационные сооружения

Индивидуальные средства защиты

Приборы радиационной разведки

Приборы химической разведки

Организация и несение внутренней службы

Строевая подготовка

Оказание первой медицинской помощи

компл.


компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

1


1

1

1

1

1


4 Гражданская оборона



10

Средства индивидуальной защиты:

общевойсковой противогаз

общевойсковой защитный комплект

респиратор


шт.

шт.

шт.


по количеству обучающихся

1

11

Приборы:

радиационной разведки

химической разведки


шт.

шт.


1

1

12

Бытовой дозиметр

шт.

1

13

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

шт.


1

14

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

1

15

Компас

шт.

по количеству обучающихся

16

Визирная линейка

шт.

по количеству обучающихся

17

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ)

компл.

1


22

18

Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

шт.

1

19

Макет 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

шт

2

20

Макеты мин противопехотных, противотанковых, гранат Ф-1, РГД-5

шт

шт

2

2

5. Медицинское имущество

21

Индивидуальные средства медицинской защиты:

аптечка АИ

пакеты перевязочные ППИ

пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11


шт.

шт.


шт.


1

1


1

22

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC

шт.

1

23

Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м × 14 см

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м × 10 см



шт.


шт.




3


3


24

вата медицинская компрессная

косынка медицинская (перевязочная)

повязка медицинская большая стерильная

повязка медицинская малая стерильная

кг

шт.

шт.

шт.

0,1

3

3

3

25

Медицинские предметы расходные:

булавка безопасная

шина проволочная (лестничная) для ног

шина проволочная (лестничная) для рук

шина фанерная длиной 1 м


шт.

шт.

шт.

шт.


3

1

1

1

26

Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:

знак нарукавного Красного Креста

лямка медицинская носилочная

флаг Красного Креста



шт.

шт.

шт.



2

1

1


Учебно-методический комплекс:

1.Смирнов А.Т., Хренников Б.О./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 – 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016

3.Борсаков В.И., Хренников Б.О./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Организация учебных сборов. 10 класс. – М.: Просвещение, 2013.

4. Смирнов А.Т., Хренников Б.О./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

23



Учебник 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

5. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В./ под ред. Смирнова А.Т. ОБЖ. Основы медицинских знаний. Комплект демонстрационных плакатов с методическими рекомендациями. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2013

6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.Т. Смирнова. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

7. Хренников Б.О. Дурнев Р.А., Маслов М.В./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник ситуативных задач. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2013

8. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2013


























24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!