на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Коротаева Н.В. /
Протокол № .2023г. ____________ /Щеглова О.А / Приказ № . 2023 г.
№ | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся на уроке | Сроки |
Введение (5ч) |
1 | Биология в системе наук. П. 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. | 1 неделя |
2 | Объект изучения биологии. П. 2 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы | 2 неделя |
3 | Входная контрольная работа | Выполняют контрольную работу | 3 неделя |
4 | Анализ контрольной работы. Методы научного познания в биологии. П.3 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». | 4 неделя |
5 | Биологические системы и их свойства. П. 4 | Определяют понятия: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. | 5 неделя |
Глава 1. Молекулярный уровень (13 ч) |
6 | Молекулярный уровень: общая характеристика. П. 5 Лабораторная работа №1 «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций» | Характеризуют уровни организации живой материи. Анализируют молекулярный уровень. Определяют понятия: биополимеры, мономеры. | 6 неделя |
7 | Неорганические вещества: вода, соли. П. 6 | Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, содержание и функции воды в живой клетке | 7 неделя |
8 | Липиды, их строение и функции. П. 7 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. | 8 неделя |
9 | Углеводы, их строение и функции. П. 8 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. | 9 неделя |
10 | Белки, их состав и структура. П. 9 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. | 10 неделя |
11 | Функции белков. п. 10 | Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. | 11 неделя |
12 | Ферменты – биологические катализаторы. П. 11 Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)» | Определяют понятие ферменты, выясняют виды ферментов и их роль в организме. Выполняют биологическое исследование и делают выводы | 12 неделя |
13 | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. П. 12 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот. Решают биологические задачи (на применение принципа комплементарности) | 13 неделя |
14 | Виды РНК и их функции. П. 12 Практическая работа «Решение элементарных задач по молекулярной биологии» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот. Решают биологические задачи (на применение принципа комплементарности) | 14 неделя |
15 | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины. П. 13 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: витамины водорастворимые и жирорасворимые. Выясняют роль витаминов для организма | 15 неделя |
16 | Вирусы – неклеточная форма жизни. П. 14 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. | 16 неделя |
17 | Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень» | Выполняют тестовую работу | 17 неделя |
18 | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | Обобщают и закрепляют знания по теме. Составляют сравнительную таблицу | 18 неделя |
Глава 2. Клеточный уровень (16 ч) |
19 | Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» П.15 | Характеризуют клеточный уровень организации живой материи. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «органоиды. Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни. Объясняют основные положения клеточной теории. | 19 неделя |
20 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. П. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органоиды», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями клеточной мембраны. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «цитоскелет». Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями цитоплазмы. Выполняют биологическое исследование и делают выводы | 20 неделя |
21 | Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть. П. 17 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. | 21 неделя |
22 | Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. П. 18 Лабораторная работа №4 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «комплекс Гольджи», «лизосомы», «вакуоли». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) Выполняют биологическое исследование и делают выводы | 22 неделя |
23 | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения. П. 19 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «клеточные включения», «органоиды движения», «реснички», «жгутики». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов | 23 неделя |
24 | Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. П. 20 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия | 24 неделя |
25 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. П. 21 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах | 25 неделя |
26 | Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и окислительное фосфорилирование. П. 22 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание» «спиртовое брожение». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания | 26 неделя |
27 | Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез. П. 23 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание», «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии» .Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение) Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Раскрывают значение фотосинтеза. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. | 27 неделя |
28 | Пластический обмен: биосинтез белков. П. 24 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», », «транскрипция» | 28 неделя |
29 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. П. 24 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы «кодон», «транскрипция», «трансляция». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции применяя принцип комплементарности и генетического кода | 29 неделя |
30 | Деление клетки. Митоз. П. 26 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «интерфаза», «редупликация», «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». изучают периоды интерфазы. Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза | 30 неделя |
31 | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. П.27 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «период размножения», «период роста», «период созревания», «направительные тельца».. Характеризуют стадии мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность мейоза. Характеризуют стадии развития половых клеток по схемам | 31 неделя |
32 | Годовая контрольная работа | Выполняют контрольную работу | 32 неделя |
33 | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Деление клеток» | Обобщают и закрепляют знания по теме | 33 неделя |
34 | Итоговый урок | Обобщают и закрепляют знания за курс 10 класса | 34 неделя |