Пояснительная записка
Программа Школьного спортивного клуба (далее ШСК) «СПОРТАНЕЦ» по спортивно -
оздоровительному направлению в 5-11 классах подготовлена в соответствии с
требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья учащихся в школе, на заседании
педагогического совета принято решение по проектированию комплексной программы
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для
обучающихся 5-11 классов.
Программа ШСК «СПОРТАНЕЦ» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и
потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности,
в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни. В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию
физических способностей. Новизна данной программы определена федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все
виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному
плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
учащихся в формах, отличных от урочной системы обучения.
Программа школьного спортивного клуба «СПОРТАНЕЦ» предназначена для физкультурно –
спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к
физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр:
- баскетбола
-волейбола
- футбола
и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая
подготовка и специальная техническая подготовка.
Нормативно-правовая база:
1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с
изменениями, вступившими в силу с 19 мая 2013 года) «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Федеральный Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
3.ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года № 1897;
3.Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение
правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в
редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно -
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
5.Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По
созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011
года № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
6. Приказ Министерства образования науки России №1065 от 13.09.2013г. «Об
утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и
студенческих спортивных клубов»;
7. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников»;
8. Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и учебных помещений»;
9. Основная образовательная программа».
11. Устав школьного спортивного клуба «СПОРТАНЕЦ».
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности -предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса:
физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической
подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и
медицинского контроля.
Принцип преемственности- определяет последовательность изложения программного
материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена
преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и
соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и
интегральной подготовленности.
Принцип вариативности -предусматривает в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного
материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных
средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа школьного спортивного клуба «СПОРТАНЕЦ» по спортивно - оздоровительному
направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры
здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного
процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение
здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и
успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и
укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы.
Цель программы:
укрепление здоровья, физического развития и подготовленности
обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно
важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Особенности реализации программы
Срок реализации программы: 5 лет.
Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 час в неделю, всего
34 часов в год.
Возраст учащихся 11-17 лет.
Занятия проводятся в спортивном зале или на
пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия:
Посвящены только одному из компонентов подготовки
игрока: техники, тактики или общефизической подготовке.
Комбинированные занятия: включают два-три компонента в различных сочетаниях:
техническая и физическая подготовка; техническая и
тактическая подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия :построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным
правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия :прием нормативов у занимающихся, выполнению
контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью
получения данных об уровне технико-тактической и
физической подготовленности занимающихся.
Планируемые результаты: в процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа
жизни, культуры здоровья у учащихся формируются личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных
ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания.
метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред
физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания
ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как
целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с
людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих
на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Оздоровительные результаты программы:
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение
учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе
реализации программы:
Предметные результаты:
приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
В ходе реализация программы школьного спортивного клуба «ЛИДЕР» учащиеся
должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях
спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Ожидаемый результат:
Стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей
выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся,
выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении года),
результаты участия в соревнованиях.
Способы проверки результатов
- зачеты по теоретическим основам знаний ( в течение года);
- диагностика уровня воспитанности
- мониторинг личностного развития воспитанников
-диагностирование уровня физического развития, функциональных
возможностей детей (в течение года);
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня
сформированности технических умений и навыков (в течение года);
- анкетирование;
- участие в соревнованиях;
- сохранность контингента;
- анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование спортзала, мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные. Палка
гимнастическая. Скакалка детская. Мат гимнастический. Кегли. Обруч пластиковый
детский. Флажки: разметочные с опорой, стартовые. Рулетка измерительная. Щит
баскетбольный тренировочный. Сетка для переноса и хранения мячей. Волейбольная
сетка универсальная. Сетка волейбольная. Аптечка. Гранаты для метания (500г,700г).
Пришкольный стадион (площадка). Мультимедийное оборудование. Учебнометодическое обеспечение.
Учебно-тематический план на учебный год в 5-11 классах
Спортивные игры Количество часов
Всего Теория Практика
1 Баскетбол 12 2 10
2 Волейбол 12 2 10
3 Футбол 10 2 8
ИТОГО 34 часа
Содержание программы
Первый год обучения
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по
кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде.
Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с
поворотом на 90°, 180º, с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на
скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от
стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на
лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои
кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у
груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко
летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу.
Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось
– поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала.
Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически
чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя
руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля
его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках -
ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей
принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины
переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с
места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах.
Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Второй год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по
кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с
преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут.
Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега,
напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на
дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения –
путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в
движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по
сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения
и остановки.
Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском
мяча после ведения и остановки.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на
спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и
боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища.
Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Футбол
1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Пред матчевая разминка. Что запрещено
при игре в футбол.
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и
внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между
стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд».
Третий год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50
метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до
10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега,
напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание
на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения:
лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация.
Упражнения с гантелями.
Баскетбол
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и
развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание
организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом
и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением
направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок
одной рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с
броском мяча после ведения.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные
приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и
здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя
руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча
водящему», «Круговая лапта».
Футбол
1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая
нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма
зимой.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную
(полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и
с обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой».
Четвертый год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 60 - 100
метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров,
длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега,
в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность
и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг.
Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая
комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия высотой 60
см.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных
здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и
её связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в
различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления,
скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после
ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой
подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и
продолжительности выполнения упражнений. 2.Специальная подготовка. Приём мяча
снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с
собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая
подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Пионербол».
Футбол
1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых
упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков,
обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную
(полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и
с обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в
футбол по упрощённым правилам (мини-футбол).
Пятый год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и
разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на
плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические
упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные
игры и упражнения.
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических
снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных
сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы
от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных
здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и
её связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в
различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления,
скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после
ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования
физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя
передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в защите.
Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные
тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры.
Футбол
1.Основы знаний.
Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для игры. Роль
капитана команды, его права и обязанности.
Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при
различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с полей.
Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной работоспособности
футболистов.
Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и
проведение.
2.Специальная подготовка
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим
быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с
отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на
животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора.
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары
по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и
набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре
лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа
хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами.
Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле
и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей
одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с
разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 –
30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег прыжками.
Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег
боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в
различном положении стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения.
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с
последующим ударам по воротам.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног,
стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же,
выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и имитацией
ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам,
подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование
мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение
мяча головой. Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный бег с
мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против
двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек,
передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет
различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на
одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево,
толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для вратарей:
прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной
ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием.