Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №_______________ от «___» _____________2018г. | | Утверждено: приказ №_____________________ от «___» _________________2018г. Директора школы ________________(В.В. Милонов) |
Рабочая программа
по СВПО
9 класс
Составитель:
Цуканов О.А.,
учитель технологии
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Учебно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Количество часов 34
Всего __34___ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков _нет__, зачетов __нет_, тестов нет ;
Административных контрольных уроков _нет .
Планирование составлено на основе программы элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования»
Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2012
Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2012
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 34 часов по 1 часу в неделю в 9 классе.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.
В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
Задачи:
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.
Формы деятельности:
самоанализ;
анализ научных и художественных источников, СМИ;
анализ практических примеров проблемных ситуаций;
групповые дискуссии;
индивидуальная работа;
индивидуальная и групповая проектная работа;
психотренинг;
психодиагностические процедуры;
ролевые и деловые игры;
эвристические задания.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений обучающихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) |
лабораторные работы, практические работы | экскурсии | контрольные работы |
1 | Что я знаю о себе? | 11 | 4 | | |
2 | Сущность профессионального самоопределения. | 5 | 2 | | |
3 | Портфолио. | 4 | 3 | | |
4 | Классификация мира труда. | 7 | 3 | | |
5 | Переговорная площадка с родителями. | 3 | 1 | | |
6 | Жизнь по собственному выбору. | 4 | 2 | | |
| Всего: | 34 | | | |
Календарно-тематическое планирование 9А
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Форма и тип урока | Лабораторные и практические работы, самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля | Дата проведе ния |
план | факт |
Модуль 1. «Что я знаю о себе?» 11 часов |
1 | Я- человек и личность | 1 | Интерактивная лекция | Рефлексия | фронтальный | 04.09.18 | |
2 | Врожденные особенности человека. Темперамент | 1 | Интерактивная лекция | Диагностика | индивидуальный | 11.09.18 | |
3 | Устойчивые особенности личности. Характер | 1 | Интерактивная лекция | Диагностика акцентуация характера | индивидуальный | 18.09.18 | |
4 | Психические качества личности | 1 | комбинированный | упражнения | фронтальный | 25.09.18 | |
5 | Интеллектуальные возможности человека | 1 | комбинированный | Тест IQ | индивидуальный | 02.10.18 | |
6 | Интересы и склонности | 1 | Интерактивная лекция | Диагностика интересов «Карта интересов» | индивидуальный | 09.10.18 | |
7 | Самооценка | 1 | комбинированный | Диагностика САН | индивидуальный | 16.10.18 | |
8 | Жизненные и профессиональные ценности | 1 | Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций | Определение профессиональных целей и ценностей | индивидуальный | 23.10.18 | |
9 | Мотивы выбора профессии | 1 | Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций | Диагностика мотивации достижений | Индивидуальный | 30.10.18 | |
10 | Здоровье и профессия | 1 | Комбинированная. групповая дискуссия; | упражнения | фронтальный | 13.11.18 | |
11 | Влияние состояния здоровья на выбор профессии | 1 | Комбинированная. групповая дискуссия | упражнения | фронтальный | 20.11.18 | |
Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов |
12 | Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения | 1 | Объяснение нового материала.. | упражнения | фронтальный | 27.11.18 | |
13 | Профессиональное самоопределение | 1 | комбинированный | Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды» | индивидуальный | 04.12.18 | |
14 | Типы самоопределения человека | 1 | комбинированный | упражнения | фронтальный | 11.12.18 | |
15 | Личностное самоопределение | 1 | Проф ориентационная . игра | Работа в группах | фронтальный | 18.12.18 | |
16 | Профессиональные ценности | 1 | комбинированный | Упражнения «Копилка моих ценностей» | фронтальный | 25.12.18 | |
Модуль 3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа |
17 | Проектирование основного и дополнительного образования | 1 | Объяснение нового материала. | Разработка профессиограммы | индивидуальный | 15.01.19 | |
18 | Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант | 1 | комбинированный | Работа над проектом | фронтальный | 22.01.19 | |
19 | Анализ успешности человека | 1 | комбинированный | Работа над проектом | фронтальный | 29.01.19 | |
20 | Сбор информации в портфель достижений | 1 | комбинированный | Защита проектов | индивидуальный | 05.02.19 | |
Модуль 4. «Классификация мира труда» 7 часов |
21 | Типы профессий | 1 | Объяснение нового материала. | Тестирование по Климову | индивидуальный | 12.02.19 | |
22 | Классы профессий | 1 | комбинированный | Компьютерная диагностика «Путь к успеху» | индивидуальный | 19.02.19 | |
23 | Отделы профессий | 1 | комбинированный | Компьютерная диагностика «Путь к успеху» | индивидуальый | 26.02.19 | |
24 | Профессиграфия | 1 | Объяснение нового | Практическая работа с использованием информации интернета | индивидуальный | 05.03.19 | |
25 | Формула профессии | 1 | Объяснение нового материала | упражнения | фронтальный | 12.03.19 | |
26 | Профессиональная проба | 1 | Ролевая игра | | фронтальный | 19.03.19 | |
27 | Профессиональная проба | 1 | Ролевая игра | | фронтальный | 02.04.19 | |
Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа |
28 | Мои родословные ценности | 1 | Интерактивная лекция | Разработка проектов | индивидуальный | 09.04.19 | |
29 | Совместное проектирование профессионального будущего | 1 | комбинированный | Работа над проектом | | 16.04.19 | |
30 | Совместное проектирование профессионального будущего | 1 | конференция | Защита проектов | индивидуальный | 23.04.19 | |
Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» 5часов |
31 | Самоконтроль | 1 | комбинированный | Упражнения | фронтальный | 30.04.19 | |
32 | Тренинг «Как управлять собой» | 1 | тренинг | Работа в режиме тренинга | | 07.05.19 | |
33 | Тренинг «Как управлять собой» | 1 | тренинг | Работа в режиме тренинга | | 14.05.19 | |
34 | Мой выбор Защита проекта | 1 | комбинированный | | индивидуальный | 21.05.19 | |
| ИТОГО: | 34 | | | | | |
Календарно-тематическое планирование 9Б класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Форма и тип урока | Лабораторные и практические работы, самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля | Дата проведе ния |
план | факт |
Модуль 1. «Что я знаю о себе?» 11 часов |
1 | Я- человек и личность | 1 | Интерактивная лекция | Рефлексия | фронтальный | 06.09.18 | |
2 | Врожденные особенности человека. Темперамент | 1 | Интерактивная лекция | Диагностика | индивидуальный | 13.09.18 | |
3 | Устойчивые особенности личности. Характер | 1 | Интерактивная лекция | Диагностика акцентуация характера | индивидуальный | 20.09.18 | |
4 | Психические качества личности | 1 | комбинированный | упражнения | фронтальный | 27.09.18 | |
5 | Интеллектуальные возможности человека | 1 | комбинированный | Тест IQ | индивидуальный | 04.10.18 | |
6 | Интересы и склонности | 1 | Интерактивная лекция | Диагностика интересов «Карта интересов» | индивидуальный | 11.10.18 | |
7 | Самооценка | 1 | комбинированный | Диагностика САН | индивидуальный | 18.10.18 | |
8 | Жизненные и профессиональные ценности | 1 | Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций | Определение профессиональных целей и ценностей | индивидуальный | 25.10.18 | |
9 | Мотивы выбора профессии | 1 | Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций | Диагностика мотивации достижений | Индивидуальный | 01.11.18 | |
10 | Здоровье и профессия | 1 | Комбинированная. групповая дискуссия; | упражнения | фронтальный | 15.11.18 | |
11 | Влияние состояния здоровья на выбор профессии | 1 | Комбинированная. групповая дискуссия | упражнения | фронтальный | 22.11.18 | |
Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов |
12 | Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения | 1 | Объяснение нового материала.. | упражнения | фронтальный | 29.11.18 | |
13 | Профессиональное самоопределение | 1 | комбинированный | Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды» | индивидуальный | 06.12.18 | |
14 | Типы самоопределения человека | 1 | комбинированный | упражнения | фронтальный | 13.12.18 | |
15 | Личностное самоопределение | 1 | Проф ориентационная . игра | Работа в группах | фронтальный | 20.12.18 | |
16 | Профессиональные ценности | 1 | комбинированный | Упражнения «Копилка моих ценностей» | фронтальный | 27.12.18 | |
Модуль 3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа |
17 | Проектирование основного и дополнительного образования | 1 | Объяснение нового материала. | Разработка профессиограммы | индивидуальный | 17.01.19 | |
18 | Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант | 1 | комбинированный | Работа над проектом | фронтальный | 24.01.19 | |
19 | Анализ успешности человека | 1 | комбинированный | Работа над проектом | фронтальный | 31.01.19 | |
20 | Сбор информации в портфель достижений | 1 | комбинированный | Защита проектов | индивидуальный | 07.02.19 | |
Модуль 4. «Классификация мира труда» 7 часов |
21 | Типы профессий | 1 | Объяснение нового материала. | Тестирование по Климову | индивидуальный | 14.02.19 | |
22 | Классы профессий | 1 | комбинированный | Компьютерная диагностика «Путь к успеху» | индивидуальный | 21.02.19 | |
23 | Отделы профессий | 1 | комбинированный | Компьютерная диагностика «Путь к успеху» | индивидуальый | 28.02.19 | |
24 | Профессиграфия | 1 | Объяснение нового | Практическая работа с использованием информации интернета | индивидуальный | 07.03.19 | |
25 | Формула профессии | 1 | Объяснение нового материала | упражнения | фронтальный | 14.03.19 | |
26 | Профессиональная проба | 1 | Ролевая игра | | фронтальный | 21.03.19 | |
27 | Профессиональная проба | 1 | Ролевая игра | | фронтальный | 04.04.19 | |
Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа |
28 | Мои родословные ценности | 1 | Интерактивная лекция | Разработка проектов | индивидуальный | 11.04.19 | |
29 | Совместное проектирование профессионального будущего | 1 | комбинированный | Работа над проектом | | 18.04.19 | |
30 | Совместное проектирование профессионального будущего | 1 | конференция | Защита проектов | индивидуальный | 25.04.19 | |
Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» 5часов |
31 | Самоконтроль | 1 | комбинированный | Упражнения | фронтальный | 16.05.19 | |
32 | Тренинг «Как управлять собой» | 1 | тренинг | Работа в режиме тренинга | | 07.05.19 | |
33 | Тренинг «Как управлять собой» | 1 | тренинг | Работа в режиме тренинга | | 23.05.19 | |
34 | Мой выбор Защита проекта | 1 | комбинированный | | индивидуальный | 30.05.19 | |
| ИТОГО: | 34 | | | | | |
Требования к уровню знаний обучающихся
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,
о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;
о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
Учебно — методическое обеспечение:
Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007
Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007
Дополнительная литература по источникам из Интернета
Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005
11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005