Пояснительная записка
Программа дополнительного образования танцевального кружка «Фантазия». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место.
Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка.
Направленность кружка: художественно- эстетическое.
Профиль : хореография.
Актуальность программы заключается в том, что в ней сочетаются такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение.
Ее отличительными особенностями является- активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса- значительная часть практических занятий.
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Продолжительность программы: 1 год (35 учебные недели)
Форма обучения- очная.
Цели и задачи программы.
Цель программы: развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а также формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Содержание программы.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
Приоритетные направления работы:
- Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;
- изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;
- знакомство с направлениями современного танца;
- постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:
• возрастные особенности воспитанников;
• личные интересы и приоритеты воспитанников;
• потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
• качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
• происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
• здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
• информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
• деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением;
• проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
• игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
• технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
Учебный материал включает в себя:
Музыкально-ритмические занятия.
Элементы народного танца.
Элементы современного танца
Элементы дефиле
Элементы эстрадного танца.
Занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально- тренировочные комплексы и танцевальные композиции.
Работа ведется определенными периодами - циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая — повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая - окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
Кроме основных разделов занятия включают в себя ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения.
Занятие состоит из трех частей:
Вводная - в нее входит поклон, разминка.(15-20 минут)
Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и. танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(45-60минут)
Заключительная -релаксирующие упражнения, поклон. (10-15 минут).
Изучение программы начинается с несложных движений и задания, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.
На всех этапах обучения особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Теория | Практика | Всего | Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | - | 1 | - |
2 | Классический танец | 1 | 3 | 4 | Тест, технический просмотр, творческий рассказ |
3 | Тренировочные занятия | - | 3 | 3 | Репетиции на сцене |
4 | Эстрадный танец | 1 | 3 | 4 | Тест, технический просмотр, творческий рассказ |
5 | Народный танец | 1 | 4 | 5 | Тест, технический просмотр, творческий рассказ |
6 | Современный танец | 1 | 6 | 7 | Тест, технический просмотр, творческий рассказ |
7 | Дефиле | 1 | 2 | 3 | Творческий рассказ |
8 | Занятия по истории танца | 2 | - | 2 | Творческий рассказ |
9 | Концертная деятельность | - | 6 | 6 | Технический зачет |
| ВСЕГО: | 8 | 27 | 35 | |
Планируемые результаты:
В обучении: научились двигаться плавно, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
Календарно - тематический план
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Коли= чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | | 1 | Вводное занятие. Инструк- таж по ТБ. | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | - |
2 | | | | | 1 | Классичес- кий танец (теория) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Тест |
3 | | | | | 3 | Классичес- кий танец (практика) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Технический просмотр, творческий рассказ |
4 | | | | | 3 | Трениро- вочные занятия | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Репетиции на сцене |
5 | | | | | 1 | Эстрадный танец (теория) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Тест |
6 | | | | | 3 | Эстрадный танец (практика) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Технический просмотр, творческий рассказ |
7 | | | | | 1 | Народный танец (теория) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Тест |
8 | | | | | 4 | Народный танец (практика) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Технический просмотр, творческий рассказ |
9 | | | | | 1 | Современ- ный танец (теория) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Тест |
10 | | | | | 6 | Современ -ный танец (практика) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Технический просмотр, творческий рассказ |
11 | | | | | 1 | Дефиле (теория) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Тест |
12 | | | | | 2 | Дефиле (практика) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Технический просмотр, творческий рассказ |
13 | | | | | 2 | Занятия по истории танца (теория) | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Тест |
14 | | | | | 6 | Концертная деятельность | МБОУ «СОШ № 1» г.Белева Тульской области | Техничес- кий зачет |
Условия реализации программы.
Материально - техническое и методическое обеспечение Программы:
- занятия проводятся в учебном кабинете;
- специальная обувь, концертные костюмы.
Информационное обеспечение: компьютер, колонки, видеозаписи.
Формы аттестации: тест, репетиции на сцене, технический зачет (просмотр), творческий рассказ
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя следующие компоненты: педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; методы развития межличностного общения в коллективе; методы создания художественной среды средствами хореографии; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива.
В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, позволяющая учебно-воспитательному процессу быть более привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) - (подробно объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком.
Используемая литература:
Борисов А. Балетная школа. Самара, 1991
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
Захаров В. М. Радуга русского танца. - М.: Вита, 1986.
Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие. Самара.: СГАКИ, 2003
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»