СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Театральная полянка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Театральная полянка"»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Октябрьского района г. Саратова


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/ Николаева Н.В./

Протокол № 1


«30» августа 2018г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР

МОУ «СОШ № 7»

________/ Килинская Н.В. /

«30» августа 2018 года

«Утверждаю»

Директор МОУ

«СОШ № 7»

______/Трофимова И.В./

Приказ № ______

«__» _________20___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Театральная полянка»

в 1 «А», 2 «А» классах


на 2018-2019 учебный год









Разработали:

учителя начальных классов

высшей категории

Рябцева Светлана Георгиевна

Староверова Елена Викторовна






Пояснительная записка

Программа кружка «Театральная полянка» является программой общекультурной направленности. Особенностью данной программы заключается в соединении экологической направленности и театрального творчества. Гармоничное соединение этих направлений возможно при создании детского экологического театра. Данная программа вовлекает учащихся в решение экологических проблем посредством драматического театра. Программа направлена на формирование экологической ответственности, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Цель программы – экологическое и эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей учащихся через их приобщение к миру искусства – театру.

Основными задачами для реализации программы являются:

  1. Образовательные: пробудить интерес к художественному слову, научить приемам самовыражения и взаимодействия с партнерами по сцене, привить навыки коллективного творчества; формировать интерес к различным видам театрального искусства, в том числе к театру кукол; знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения; формировать экологическое мировоззрение, основанное на представлении о своем единстве с природой;

  2. Развивающие: развить эстетическую и художественную сферу чувств учащихся, посредством постановок экологического характера; развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение экологических условий жизни человека.

  3. Воспитательные: формировать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, необходимые для занятий театральной деятельностью; воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

Отличительной особенностью первого года обучения является приоритет на создание дружного коллектива, увлеченного общей идей – детским экологическим театром. Основная цель первого года обучения – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства.

В учебном плане отводится на занятие кружка «Театральная полянка» 1 час в неделю, всего за год 34 часа. В ходе реализации программы используются следующие формы учебных занятий: занятия-игры, беседы, тренинги, творческие мастерские, выступления и др.



Ожидаемые результаты к концу обучения:

По окончании занятий 1 года обучения по данной программе обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности при работе на сцене;

  • театральную терминологию;

  • основы кукловождения, виды кукол (тростевые, перчаточные, ростовые и т.д.);

  • нормы поведения на сцене и в зрительном зале;

  • правила движения на сцене, правила выполнения этюдов;

  • основы наложения театрального грима.

По окончании занятий 1 года обучения по данной программе обучающиеся будут уметь:

  • правильно учить роль, выделив главную мысль текста;

  • уметь водить перчаточную куклу;

  • двигаться на сцене, выполнять этюды;

  • изготовить несложный реквизит;

  • самостоятельно наложить несложный грим;

  • использовать на практике основные голосовые и дыхательные упражнения;

  • использовать на практике элементарные пластические приемы.

Оценкой эффективности реализации программы являются выступления, отчетные занятия, итоговые спектакли в конце первого и второго полугодия.

Содержание учебного курса

1. Вводная беседа. Техника безопасности. Вводная беседа. Техника безопасности на сцене. Противопожарная безопасность. Собеседование с родителями.

2. Экология и театр. Экологические этюды. Составление экологических сценариев.

3. Кукловождение.

Теория. Краткая история кукольного театра. Виды ширм. (плоскостные, объемные) Ширма – сцена кукольного театра Виды кукол. (перчаточная, тростевая, ростовая и т.д.) Основы кукловождения. Особенности подачи голоса за ширмой.

Практика. Упражнения по кукловождению. Пальчиковый тренинг.

4. Актерское мастерство.

Теория. Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление). Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Значение поведения в актерском искусстве. Возможности актера «превращать» воображаемое место, время, ситуацию, партнеров с помощью своего поведения (интонация, мимика, жест). Роль декораций и костюмов «в превращениях». Значения подробностей в искусстве. Через подробности – к раскрытию роли. Слияние жизненного поведения со сценическим. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия.

Практика. Упражнения, этюды, игры. Упражнения на наблюдательность, внимание, развитие памяти. Формирование первоначального представления о специфике актерских задач в этюдах. Актерские задачи в этюдах. Предлагаемые обстоятельства как импульс, активизирующий возникновение задачи. Этюды и игры на превращения в предметы, животных и т.д. Этюды и игры на действия с воображаемыми предметами, на память физических действий.

5. Сценическая речь.

Теория. Начальные сведения о дыхании и голосе. Развитие голоса. Понятие о дикции. Тренировка речевого аппарата. Дыхание, интонация, паузы. Орфоэпия. Работа над текстом. Приемы голосо-речевого тренинга.

Практика. Голосо - речевой тренинг. Творческие игры со словами. Игры на расширения диапазона голоса. Упражнения на выработку правильного дыхания, звучания голоса.

6. Сценическое движение.

Теория. Введение в сценическое движение. Роль физической подвижности в театральном искусстве.

Практика. Упражнения на развитие координации движений. Пластика живой и неживой природы. Исправление дефектов осанки, походки.

7. Грим.

Теория. История грима. Технические средства грима, гримировальные принадлежности, инструменты. Гигиена грима.

Практика. Применение грима Грим животных, старческий, клоунский.

8. «Я – актер».

Теория. Выбор материала: спектакля, литературной композиции, читка за столом, определение узловых событий, обсуждение костюмов и декораций.

Практика. Репетиции спектакля, технические репетиции (свет, музыка, техническое оснащение). Изготовление костюмов и декораций, бутафории, реквезита, кукол. Репетиция в выгородке. Репетиция за ширмой. Репетиция генеральная. Выступление. Обсуждение выступления

9. Итоговое занятие.

Подведение итогов первого года обучения(первого полугодия и в конце года). Анализ.












Список используемой литературы

1. Горлов. А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2010 г.

2. Запорожец Т.И. «Логика сценического действия» М.,2011 г.

3. Кипнис М. Ш. Актерский тренинг : более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Ш. Кипнис. – М. : Изд-во АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 247, [2] с. – (Золотой фонд актерского мастерства).

4. Кияновский А.А., Санько С.Н. «Школьный театр в начальной школе» М. Чистые пруды. 2007

5. Лаптева Е.В. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г

6. Никитина А. Б. «Театр, где играют дети»: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов М.: Владос, 2011г.

7. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

8. Рубина Ю.И. «Театральная деятельность школьников» М.,2013 г.

9. Русский драматический театр конца XIX - начала XX вв. М., 2012. .

10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: 2010г.

11. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов. – М. : Артист. Режиссер. Театр, 2008. – 496 с.

12. Таиров А. Записки режиссера. М., 2012.

13. Шапиро З.Д. «Беседы режиссёра» М., 2010 г.

14. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru :Методическая разработка по теме: Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество" Опубликовано 07.12.2011 - 18:33 - Вицина Ирина Ивановна;

15. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru :Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»). Опубликовано 10.10.2013 - 21:44 - Дежурова Мария Александровна.

16. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru : Рабочая программа на тему: Образовательная программа "Театр, где играют дети" Опубликовано 16.02.2012 - 22:09 - Соболева Оксана Николаевна















Календарно-тематическое планирование

у

Тема

Кол-во часов

класс

план

факт

1.

Вводная беседа. Техника безопасности. Творческие игры на сплочение коллектива.

1



2.

Виды театров. Экология и театр.

1



3.

Введение в актерское мастерство.

Этюды на «превращение»

1



4.

Основы сценического движения.

Основные приемы театральной разминки.

1



5.

Сцен. движение. Пластика животных.

1



6.

Основы сценической речи. Понятие «развитие голоса» «дикция». Приемы голосового тренинга.

1



7.

Основы кукловождения. Виды кукол. Виды ширм. Особенности посыла голоса за ширмой.

1



8.

Обучение работе с куклой за ширмой.

1



9.

Актерское мастерство.

Творческие игры на развитие внимания, памяти.

1



10.

Сценическая речь Основные виды дыхания.

1



11.

Сценическая речь. Дыхательная гимнастика

Игры со скороговорками.

1



12.

Актерское мастерство. Упражнения и этюды на память физических действий.

1



13.

Актерское мастерство. Тренинги «Одно и то же по разному», «Обыграй шум»

1



14.

Грим. История грима. Основные методы наложения грима. Гигиена грима.

1



15.

Старческий грим. Грим животных. Грим клоуна.

Особенности нанесения.

1



16.

Сценические движения Упражнения на развитие координации движений.

1



17.

Сценическое движение. Отработка пластики тела, рук. Упражнения по сцен. движению «Пластика природы» «Пластика стихий»

1



18.

Сценическая речь Орфоэпия.

Творческие игры со словами.

1



19.

Актерское мастерство. Возможности актера «превращать».

1



20.

Актерское мастерство. Эмоции.

1



21.

Актерское мастерство. Развитие внимания и воображения. Этюды на превращение в воображаемых существ.

1



22.

Сценическая речь. Диапозон голоса. Игры на расширение диапозона голоса

1



23.

Сценическое движение. Зажимы Тренинг по сценическому движению «Освобождение мышц».

1



24.

Беседа об экологии. Защита окружающей среды

1



25.

Актерское мастерство. Этюды на экологическую тему.

1



26.

Совместное с детьми написание экологического сценария.

1



27.

Читка экологического сценария.

Распределение ролей.

1



28.

Определение сквозного действия спектакля и узловых действий спектакля.

1



29.

Музыкальное и техническое оформление спектакля.

1



30.

Подбор музыки и изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

1



31.

Работа над ролью.

1



32.

Генеральная репетиция.

1



33.

Выступление. Обсуждение выступления.

1



34.

Итоговое занятие.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!