МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Октябрьского района г. Саратова
«Согласовано» Руководитель ШМО _________/ Николаева Н.В./ Протокол № 1 «30» августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ № 7» ________/ Килинская Н.В. / «30» августа 2018 года | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 7» ______/Трофимова И.В./ Приказ № ______ «__» _________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Театральная полянка»
в 1 «А», 2 «А» классах
на 2018-2019 учебный год
Разработали:
учителя начальных классов
высшей категории
Рябцева Светлана Георгиевна
Староверова Елена Викторовна
Пояснительная записка
Программа кружка «Театральная полянка» является программой общекультурной направленности. Особенностью данной программы заключается в соединении экологической направленности и театрального творчества. Гармоничное соединение этих направлений возможно при создании детского экологического театра. Данная программа вовлекает учащихся в решение экологических проблем посредством драматического театра. Программа направлена на формирование экологической ответственности, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Цель программы – экологическое и эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей учащихся через их приобщение к миру искусства – театру.
Основными задачами для реализации программы являются:
Образовательные: пробудить интерес к художественному слову, научить приемам самовыражения и взаимодействия с партнерами по сцене, привить навыки коллективного творчества; формировать интерес к различным видам театрального искусства, в том числе к театру кукол; знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения; формировать экологическое мировоззрение, основанное на представлении о своем единстве с природой;
Развивающие: развить эстетическую и художественную сферу чувств учащихся, посредством постановок экологического характера; развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение экологических условий жизни человека.
Воспитательные: формировать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, необходимые для занятий театральной деятельностью; воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
Отличительной особенностью первого года обучения является приоритет на создание дружного коллектива, увлеченного общей идей – детским экологическим театром. Основная цель первого года обучения – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства.
В учебном плане отводится на занятие кружка «Театральная полянка» 1 час в неделю, всего за год 34 часа. В ходе реализации программы используются следующие формы учебных занятий: занятия-игры, беседы, тренинги, творческие мастерские, выступления и др.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
По окончании занятий 1 года обучения по данной программе обучающиеся будут знать:
технику безопасности при работе на сцене;
театральную терминологию;
основы кукловождения, виды кукол (тростевые, перчаточные, ростовые и т.д.);
нормы поведения на сцене и в зрительном зале;
правила движения на сцене, правила выполнения этюдов;
основы наложения театрального грима.
По окончании занятий 1 года обучения по данной программе обучающиеся будут уметь:
правильно учить роль, выделив главную мысль текста;
уметь водить перчаточную куклу;
двигаться на сцене, выполнять этюды;
изготовить несложный реквизит;
самостоятельно наложить несложный грим;
использовать на практике основные голосовые и дыхательные упражнения;
использовать на практике элементарные пластические приемы.
Оценкой эффективности реализации программы являются выступления, отчетные занятия, итоговые спектакли в конце первого и второго полугодия.
Содержание учебного курса
1. Вводная беседа. Техника безопасности. Вводная беседа. Техника безопасности на сцене. Противопожарная безопасность. Собеседование с родителями.
2. Экология и театр. Экологические этюды. Составление экологических сценариев.
3. Кукловождение.
Теория. Краткая история кукольного театра. Виды ширм. (плоскостные, объемные) Ширма – сцена кукольного театра Виды кукол. (перчаточная, тростевая, ростовая и т.д.) Основы кукловождения. Особенности подачи голоса за ширмой.
Практика. Упражнения по кукловождению. Пальчиковый тренинг.
4. Актерское мастерство.
Теория. Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление). Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Значение поведения в актерском искусстве. Возможности актера «превращать» воображаемое место, время, ситуацию, партнеров с помощью своего поведения (интонация, мимика, жест). Роль декораций и костюмов «в превращениях». Значения подробностей в искусстве. Через подробности – к раскрытию роли. Слияние жизненного поведения со сценическим. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия.
Практика. Упражнения, этюды, игры. Упражнения на наблюдательность, внимание, развитие памяти. Формирование первоначального представления о специфике актерских задач в этюдах. Актерские задачи в этюдах. Предлагаемые обстоятельства как импульс, активизирующий возникновение задачи. Этюды и игры на превращения в предметы, животных и т.д. Этюды и игры на действия с воображаемыми предметами, на память физических действий.
5. Сценическая речь.
Теория. Начальные сведения о дыхании и голосе. Развитие голоса. Понятие о дикции. Тренировка речевого аппарата. Дыхание, интонация, паузы. Орфоэпия. Работа над текстом. Приемы голосо-речевого тренинга.
Практика. Голосо - речевой тренинг. Творческие игры со словами. Игры на расширения диапазона голоса. Упражнения на выработку правильного дыхания, звучания голоса.
6. Сценическое движение.
Теория. Введение в сценическое движение. Роль физической подвижности в театральном искусстве.
Практика. Упражнения на развитие координации движений. Пластика живой и неживой природы. Исправление дефектов осанки, походки.
7. Грим.
Теория. История грима. Технические средства грима, гримировальные принадлежности, инструменты. Гигиена грима.
Практика. Применение грима Грим животных, старческий, клоунский.
8. «Я – актер».
Теория. Выбор материала: спектакля, литературной композиции, читка за столом, определение узловых событий, обсуждение костюмов и декораций.
Практика. Репетиции спектакля, технические репетиции (свет, музыка, техническое оснащение). Изготовление костюмов и декораций, бутафории, реквезита, кукол. Репетиция в выгородке. Репетиция за ширмой. Репетиция генеральная. Выступление. Обсуждение выступления
9. Итоговое занятие.
Подведение итогов первого года обучения(первого полугодия и в конце года). Анализ.
Список используемой литературы
1. Горлов. А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2010 г.
2. Запорожец Т.И. «Логика сценического действия» М.,2011 г.
3. Кипнис М. Ш. Актерский тренинг : более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Ш. Кипнис. – М. : Изд-во АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 247, [2] с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
4. Кияновский А.А., Санько С.Н. «Школьный театр в начальной школе» М. Чистые пруды. 2007
5. Лаптева Е.В. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г
6. Никитина А. Б. «Театр, где играют дети»: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов М.: Владос, 2011г.
7. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
8. Рубина Ю.И. «Театральная деятельность школьников» М.,2013 г.
9. Русский драматический театр конца XIX - начала XX вв. М., 2012. .
10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: 2010г.
11. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов. – М. : Артист. Режиссер. Театр, 2008. – 496 с.
12. Таиров А. Записки режиссера. М., 2012.
13. Шапиро З.Д. «Беседы режиссёра» М., 2010 г.
14. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru :Методическая разработка по теме: Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество" Опубликовано 07.12.2011 - 18:33 - Вицина Ирина Ивановна;
15. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru :Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»). Опубликовано 10.10.2013 - 21:44 - Дежурова Мария Александровна.
16. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru : Рабочая программа на тему: Образовательная программа "Театр, где играют дети" Опубликовано 16.02.2012 - 22:09 - Соболева Оксана Николаевна
Календарно-тематическое планирование
№ у | Тема | Кол-во часов | класс |
план | факт |
1. | Вводная беседа. Техника безопасности. Творческие игры на сплочение коллектива. | 1 | | |
2. | Виды театров. Экология и театр. | 1 | | |
3. | Введение в актерское мастерство. Этюды на «превращение» | 1 | | |
4. | Основы сценического движения. Основные приемы театральной разминки. | 1 | | |
5. | Сцен. движение. Пластика животных. | 1 | | |
6. | Основы сценической речи. Понятие «развитие голоса» «дикция». Приемы голосового тренинга. | 1 | | |
7. | Основы кукловождения. Виды кукол. Виды ширм. Особенности посыла голоса за ширмой. | 1 | | |
8. | Обучение работе с куклой за ширмой. | 1 | | |
9. | Актерское мастерство. Творческие игры на развитие внимания, памяти. | 1 | | |
10. | Сценическая речь Основные виды дыхания. | 1 | | |
11. | Сценическая речь. Дыхательная гимнастика Игры со скороговорками. | 1 | | |
12. | Актерское мастерство. Упражнения и этюды на память физических действий. | 1 | | |
13. | Актерское мастерство. Тренинги «Одно и то же по разному», «Обыграй шум» | 1 | | |
14. | Грим. История грима. Основные методы наложения грима. Гигиена грима. | 1 | | |
15. | Старческий грим. Грим животных. Грим клоуна. Особенности нанесения. | 1 | | |
16. | Сценические движения Упражнения на развитие координации движений. | 1 | | |
17. | Сценическое движение. Отработка пластики тела, рук. Упражнения по сцен. движению «Пластика природы» «Пластика стихий» | 1 | | |
18. | Сценическая речь Орфоэпия. Творческие игры со словами. | 1 | | |
19. | Актерское мастерство. Возможности актера «превращать». | 1 | | |
20. | Актерское мастерство. Эмоции. | 1 | | |
21. | Актерское мастерство. Развитие внимания и воображения. Этюды на превращение в воображаемых существ. | 1 | | |
22. | Сценическая речь. Диапозон голоса. Игры на расширение диапозона голоса | 1 | | |
23. | Сценическое движение. Зажимы Тренинг по сценическому движению «Освобождение мышц». | 1 | | |
24. | Беседа об экологии. Защита окружающей среды | 1 | | |
25. | Актерское мастерство. Этюды на экологическую тему. | 1 | | |
26. | Совместное с детьми написание экологического сценария. | 1 | | |
27. | Читка экологического сценария. Распределение ролей. | 1 | | |
28. | Определение сквозного действия спектакля и узловых действий спектакля. | 1 | | |
29. | Музыкальное и техническое оформление спектакля. | 1 | | |
30. | Подбор музыки и изготовление декораций и костюмов к спектаклю. | 1 | | |
31. | Работа над ролью. | 1 | | |
32. | Генеральная репетиция. | 1 | | |
33. | Выступление. Обсуждение выступления. | 1 | | |
34. | Итоговое занятие. | 1 | | |