Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Спасская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театральной студии
для _5-6 классов
на 2018-2019 учебный год
Учитель Жукова А.А.
2018 год
Введение
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь доброе и светлое, высокое и благородное. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, происходит знакомство школьников с содержанием определенных литературных произведений, они учатся воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны, где развиваются и совершенствуются самые разные способности. И поэтому можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это в полном объеме может дать театрализованная деятельность.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
4. Учебного плана МОАУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Театр - это прекрасный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Основная цель программы - развитие сценического творчества детей среднего
школьного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Воспитательно-образовательные задачи:
Закрепить у школьников первоначальный интерес к театральному искусству;
Максимально раскрыть творческие возможности школьников и развить артистические возможности;
Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания;
Активизировать познавательные интересы ребят, расширить горизонты познаний;
Добиться свободного общения между детьми.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – единение многих видов искусства, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-6 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Диалог» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, просмотр экранизаций литературных произведений. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Календарно-тематическое планирование
| Тема |
| |
Сентябрь | Вводное занятие .Урок «открытия» нового знания Блиц-турнир «Самый грамотный» (8сентября международный день грамотности) Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Час поэзии (100 –лет со дня рождения Б.В.Заходера (1918-2000),детского поэта писателя переводчика) |
Октябрь | Творческий конкурс «Учитель в кино и в жизни» 5октября- Всемирный день учителя Общеразвивающие и ритмопластические игры. «Эстафета», «Что ты слышишь?» Конкурс чтецов |
Ноябрь | Культура поведения в театре. Упражнения и занятия по культуре и технике речи. Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами. Работа над выразительностью речи 25 ноября- День матери в России) |
Декабрь | 3декабря-День неизвестного солдата (рисунки) Знакомство с жестами как важным средством выразительности. Практические занятия. Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ». Игры на развитие двигательных способностей. |
Январь | Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Работа над выразительностью речи (репетиция) Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами. Театральные этюды по сказкам П.П.Бажова. |
Февраль | 13февраля -250лет со дня рождения И.А. Крылова. 21февраля-Международный день родного языка Игра по станциям «Знаем ли мы басни?» Игры и упражнения на речевое дыхание.Артикуляционная гимнастика |
Март | Библиотечный урок (3марта-120 лет со дня рождения Ю.К.Олеши,писателя. 27 марта –Всемирный день театра. Общеразвивающие и ритмопластические игры. |
Апрель | 2апреля –Международный день детской книги. Практические занятия. Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ». Игры на развитие двигательных способностей. Конкурс рисунков «Моя любимая книга» |
Май | Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом. 15мая –Международный день семьи Герои книг о семье (страничка журнала) Работа над составлением журнала |