Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Директор МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов
Протокол №1 от 25.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. № 151
_______________ Т. В. Колесникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского объединения
дополнительного образования
«__Отражение__»
_144 час.
Руководитель:
Бессонова Н.О.
.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
( с изменениями от 30.09.2020г. Приказ МП РФ №533)
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Направление программы и направление деятельности
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, и воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе
Отличительные особенности программы
Знакомство ребенка со сценическим действием происходит в процессе игры.
Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Актуальность программы
Театр - искусство коллективное . Спектакль — результат творческих усилий коллектива . Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества , как коллективизм , способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества , требовательность к себе и другим.
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр, упражнений, импровизаций , этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика. Рекомендуется выбирать темы и сюжеты , которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии.
Цель программы:
- приобщение учащихся к театральному искусству;
Задачи программы:
1.освоить необходимые навыки актерской техники;
2. развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.
3.научить работать в коллективе, с партнером, уважать чужой труд.
Адресат программы
Средний возраст учащихся 8-15 лет Для обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса . В этом возрасте изменяется положение детей в системе деловых и личностных отношений с окружающими людьми.
Это определяется значительным ростом физических способностей, изменением психологической позиции и ощущением школьниками «взрослости» , желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Все больше места в их жизни начинают занимать полезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Познавательные процессы достигают такого уровня, что они оказываются практически готовы к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека. Активно идет процесс познавательного развития, совершенствуется память, речь , мышление. Они могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом.
В социальном плане свойственны высокая самооценка(часто адекватная) , стремление к самоутверждению(зачастую через негативные поступки) , культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.
Объем программы
Программа рассчитана на три учебных года. Количество часов за год составляет 144 часа.
Формы и методы организации образовательного процесса
Для достижения наибольшей эффективности работы на занятиях в данном объединении используются следующие методы, которые способствуют формированию творческой личности:
1 объяснительно-иллюстрированный метод (предлагает образец , по которому дети работают, анализируют его)
2. исследовательско-поисковый (обучение поиском самостоятельных решений, творческих замыслов)
3. игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей)
На начальном этапе обучения программой предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстрационном методе Это помогает увлечь ребенка процессом освоения новой роли, педагогу необходимо научить ребенка закрепить достигнутый результат.
Позднее на занятиях происходит ориентация обучающихся на творческий подход к заданию, что дает возможность найти свой стиль в освоении новой роли.
Основной формой работы является учебное задание, а так же беседы, посещение концертов, принятие участия в подготовке праздников. Для детей праздник — это целое событие в жизни. При подготовке к празднику дети сами готовят спектакли, самостоятельно знакомятся с тематической литературой.
Режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю, по два учебных часа.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
-выявление , развитие и реализация творческих потенциальных способностей обучающихся.
-оценивать точность осуществления исполнительского замысла — проявлять артистическую смелость и характер при выполнении заданий.
-воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат труда.
Формы подведения итогов реализации программы
Основной формой подведения итогов является показ спектаклей, литературно-музыкальных композиций и участие в школьных и клубных мероприятиях.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Задачи 1-го года обучения
1.Развитие эстетических способностей.
2.Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.
3.Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
4.Овладение навыками общения и коллективного творчества.
В связи с тем, что занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа количество часов за год составляет 144.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2 | Театральная игра | 28 | 6 | 22 |
3 | Ритмопластика | 36 | | 36 |
4 | Основы театральной культуры | 9 | 9 | |
5 | Этика и этикет | 6 | 6 | |
6 | Культура и техника речи | 24 | | 24 |
7 | Работа над спектаклем | 38 | 4 | 34 |
| Итого | 144 | 30 | 114 |
Содержание программы театрального кружка «Отражение» 1-го года обучения
Вводное занятие (3 часа)
Знакомство с задачами и планом драматического объединения.
Знакомство с правилами поведения и техники безопасности.
Занятия в кружке «Отражение» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре.
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.
Театральная игра(36часов )
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Программные задачи:
1.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.
2.Снимать зажатость, скованность.
3.Развивать умение произвольно реагировать на команду.
4.Согласовывать свои действия с с другими детьми.
Содержание занятий
Игры и упражнения , этюды без слов ,этюды со словами ,сценки по заданной теме , игры на развитие двигательных способностей.
Этика и этикет(6часов)
Раздел призван показать связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») . Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
Программные задачи
1.Дать основные понятия культурного поведения в обществе.
2. Толерантное отношение к окружающим.
Содержание занятий
Беседы , игры, этюды.
Культура и техника речи ( 24часа )
Программные задачи
1.Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
2.Развивать дикцию, четкое произношение слов.
3.Учить строить диалог.
4.Подбирать слова по общим признакам.
5.Подбирать определения к словам.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Содержание занятий:
1.Специальные театральные игры и упражнения: веселый пятачок; колокольчик; вопрос-ответ; волшебная корзина; вкусные слова; ручной мяч
2.Игры и скороговорки
Программные задачи
1.тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
2.Упражнять артикуляционный аппарат.
3.Учить пользоваться интонациями, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
4.Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
Содержание занятий
Творческие игры со словами. Забавные стихи. Игры и упражнения на речевое дыхание. Игры со скороговорками. Репертуар : скороговорки, стихи.
Основы театральной культуры( 9 часов )
Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание . Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Программные задачи
1.Активизировать театральный интерес.
2. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник , композитор и др.
3. Познакомить с культурой поведения в театре.
Содержание занятий
Беседы об особенностях театрального искусства, видах театрального искусства, о рождении спектакля. Театр снаружи и внутри.
Тема «Ритмопластика»(36 часов)
«Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
Программные задачи:
1. Развивать чувство ритма и координация движений, пластическую выразительность и музыкальность.
2.Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
3. Развивать умения пользоваться разнообразными жестами.
4. Передавать в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и построение музыкальных произведений.
Содержание занятий:
Игры и упражнения, музыкальные пластические импровизации,
Тема «Работа над спектаклем» (38 часов).
«Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Программные задачи:
1.Выработка естественности поведения на сцене при выполнении заданий, пластической выразительности движений.
2.Умение выполнять на сцене физические действия.
Содержание занятий:
Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту пьесы. Генеральные репетиции, выступление.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.
Ожидаемые результаты:
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Литература:
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Учебно-тематическийплан 2-го года обучения
Задачи 2-гогодаобучения
1Формировать исполнительскую, театральную культуру учащихся.
2.Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
3.Развивать сферу чувств соучастие, сопереживание.
4.Овладеть навыками общения и коллективного творчества.
В связи с тем, что занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа количество часов за год составляет 144.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2 | Театральная игра | 28 | 6 | 22 |
3 | Ритмопластика | 36 | | 36 |
4 | Основы театральной культуры | 9 | 9 | |
5 | Этика и этикет | 6 | 6 | |
6 | Культура и техника речи | 24 | | 24 |
7 | Работа над спектаклем | 38 | 4 | 34 |
| Итого | 144 | 29 | 115 |
Содержание работы театрального кружка «Отражение» 2-го года обучения
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с задачами и планом драматического объединения.
Знакомство с правилами поведения и техники безопасности.
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.
Театральная игра( 28часов )
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Программные задачи:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса
Содержание занятий
Мимические этюды, этюды без слов ,этюды со словами ,сценки по заданной теме , игры на развитие двигательных способностей.
Культура и техника речи (24часа)
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Программные задачи
1.Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
2.Упражнять артикуляционный аппарат.
3.Учить пользоваться интонациями, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
4.Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
Содержание занятий
Творческие игры со словами. Скороговорки, чистоговорки. Игры и упражнения на речевое дыхание. Игры со скороговорками. Репертуар : скороговорки, стихи.
Основы театральной культуры(9 часов)
Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание . Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Программные задачи
1.Активизировать театральный интерес.
2. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник , композитор и др.
3. Познакомить с культурой поведения в театре.
Содержание занятий
Беседы об особенностях театрального искусства, видах театрального искусства, о рождении спектакля. Театр снаружи и внутри. Посещение спектаклей.
Этика и этикет(6часов)
Раздел призван показать связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») . Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
Программные задачи
1.Дать основные понятия культурного поведения в обществе.
2. Толерантное отношение к окружающим.
Содержание занятий
Беседы , игры, этюды.
Тема «Ритмопластика» (36часов)
«Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
Программные задачи:
1. Развивать чувство ритма и координация движений, пластическую выразительность и музыкальность.
2.Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
3. Развивать умения пользоваться разнообразными жестами.
4. Передавать в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и построение музыкальных произведений.
Содержание занятий:
Игры и упражнения, музыкальные пластические импровизации,
Тема «Работа над спектаклем» (38часов).
«Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Программные задачи:
1.Выработка естественности поведения на сцене при выполнении заданий, пластической выразительности движений.
2.Умение выполнять на сцене физические действия.
Содержание занятий:
Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту пьесы. Генеральные репетиции, выступление.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.
По завершении 2 года обучения воспитанники
должны знать:
1. О видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
Должны уметь:
1. Пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
2.Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
3.Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
4.Взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
5.Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
6. Анализировать работу свою и товарищей;
7.Культурно воспринимать реакцию зрителей;
8.Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей и театральной игре. Кружковцы активно участвуют в концертах, показывая на сцене мини-спектакли. Именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранный сценарий, становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.
Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.
На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.
Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка спектакля.
Учебно-тематическийплан 3-гогодаобучения
Задачи -гогодаобучения
1.Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;
2.Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;
3.Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.
4.Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
5.Обучить кружковцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.
В связи с тем, что занятия проходят 2 раза в неделю: по 2 часа один раз и по 1часу два раза, количество часов за год составляет 144.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | |
2 | Театральная игра | 42 | 6 | 36 |
3 | Основы театральной культуры | 14 | 14 | |
4 | Этика и этикет | 8 | 8 | |
5 | Культура и техника речи | 14 | | 14 |
6 | Работа над спектаклем | 62 | 6 | 56 |
| Итого | 144 | 38 | 106 |
Содержание работы театрального кружка «Отражение» 3-го года обучения
Вводное занятие (4 часа)
Знакомство с задачами и планом драматического объединения.
Знакомство с правилами поведения и техники безопасности.
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.
Театральная игра(42часа)
Программные задачи:
1. Развивать находчивость, воображение , фантазию.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность..
Содержание занятий
Мимические этюды, этюды без слов ,этюды со словами ,сценки по заданной теме , игры на развитие двигательных способностей, этюды по сказкам, игры –понтамимы.
Основы театральной культуры(14 часов)
Программные задачи
1.Знакомство с театральной терминологией.
2. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. 3.Устройство зрительного зала и сцены.
4.Театральные профессии.
5.Правила поведения в театре.
Содержание занятий
Беседы об особенностях театрального искусства, видах театрального искусства, о рождении спектакля. Театр снаружи и внутри. Посещение спектаклей.
Этика и этикет(8часов)
Программные задачи
1.Нормы общения и поведения в обществе.
2. Толерантное отношение к окружающим
Содержание занятий
Беседы , игры, этюды.
Культура и техника речи(14 часа)
Программные задачи
1. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
2.Развитие речи в движении.
3. Самостоятельно работать с текстом.
Содержание занятий
Творческие игры со словами. Скороговорки, чистоговорки. Игры и упражнения на речевое дыхание. Игры со скороговорками. Репертуар : скороговорки, стихи.
Тема «Работа над спектаклем» (62часа).
Репетиционные занятия - работа над спектаклем
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1.Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2.Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3.Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
1.Научить детей репетировать сказку по частям
2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над
мизансценами и запоминать их последовательность.
3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные
«законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
2.Научить детей чувствовать ритм спектакля
3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к
демонстрации.
4.Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель:
Выверить временные характеристики спектакля, художественно
его отредактировать.
5 этап -
Показ спектакля
К концу третьего года обучения дети будут:
Знать:
1.Историю возникновения театрального искусства.
Устройство театра. Виды театрального искусства.
2.Театральную терминологию, понятия:
"действие", "предлагаемые обстоятельства", "событие",
"этюд", "ритм", "сюжет", "словесное действие","конфликт";
"образ", "образ как логика действий", "пластический образ"; "монолог", "диалог" , "сценическая задача", "логика поведения",
"мизансцена".
3. Законы логического построения речи. Комплекс упражнений речевого тренинга. Этапы работы с текстом , что значит"виденье" ,ассоциативный ряд, словесное действие.
4. Что такое театральная этика.
Уметь
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
- Овладеют средствами творческого самовыражения
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Управление программой, контроль и результативность
В данной образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика в конце изучения разделов программы. Важным итогом эффективности реализации является показ спектаклей по окончанию учебного года. Спектакли показываются в школе, клубе , детском саду.
Следует обязательно учитывать стремление к творческой отдаче полученных знаний, включающие в себя элементы сценической грамоты и актерского мастерства. При этом успехи достижения ребенка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании) , а с исходными возможностями. Для определения возможностей ребенка при наборе в объединение проводится анкетирование, прослушивание ребенка, выявление его музыкальных и театральных способностей. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится по контрольным заданиям в конце учебного года.
Практикум
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка.
1.1 О, А
НЕ потраве, а около катилось «О» и охало.
«О» охало, «о» окало…Не потраве, а около…
1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Около колокола, около ворот коловорот.
Шакал шагал, шакал скакал.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
На меду медовик, а мне не до медовика.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.
1.3 Р, Л, М, Н
На дворе трава, на траве дрова. НЕ руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
А мне не до недомогания.
Маланья-болтунья молоко болтала, взбалтывала, да не выболтала.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь.
1.4 С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории:
а) почтенный трепет;
б) готовность смеяться вместе с вами;;
в) восторг;
д) панический ужас;
е) восхищение.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказочной интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце– «мудрое наставление– «намек добрым молодцам».
Вариант 1:
Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе науме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Вариант 2:
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко!
Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и нешибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.
Сказка— быль ли, небыль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец— всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Прочитайте пословицы, посвященные речи. О какой речи они? Приятно ли такую речь слушать? Подберите еще несколько пословиц о речи и голосе.
За твоим языком не поспеешь босиком.
У него слово слову костыль подает.
Говорит, что клеит.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает.
Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане?
Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.
ПРАКТИКУМ 2
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Формирование правильной осанки
Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка.
1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи– свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки.
1.2. Тренировочно-речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками.
1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек»И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон в перед, опуская руки в низ (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено– с восклицанием «раз»!
1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук– вдохните. Бросьте расслабленное тело в низ с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух!
Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.
1.5 «Пильщики». Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два (повтор.2 раза) Будут на зиму дрова. (Производим движения руками, как при пилке дров. Стоим чуть наклонившись вперед.)
1.6. «Самолет». Руки в стороны– в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед– левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре– полетел наш самолет.
(И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1-поворотвправо, 2 –и. п., 3- влево, 4-и. п. ит. д.)
1.7. «Мельница.»Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре– завертелась, закружилась. (И. п. –наклон в перед, руки в стороны; 1- прав. Рукой коснуться пола, лев. Рука назад в сторону, 2 –наоборот.)
1.8. « Насос». А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево– раз, вправо– два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза), хорошо мы потрудились. (И. п. – стойка ноги врозь. 1- наклон влево, правая рука скользит в верх вдоль туловища; 2- и. п. 3- наклон вправо, движение левой руки.)
УПРАЖНЕНИЕ 2. Регулирование речевого дыхания
Эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко.
2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох:
Вдох через нос– выдох через рот,
Краткий глубокий вдох– замедленный выдох,
Медленный глубокий вдох– краткий резкий выдох.
При глубоком вдохе:
Медленный выдох, воздух выходит узкой струей,
Выдох несколькими равными порциями (толчками),
Выдох двумя неравными порциями.
2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос.
Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов.
2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук.
Гудок– приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н…
Шум ветра: В-В-В-В…
Писк летающего комара: З-З-З-З….
Рычание собаки: Р-Р-Р….
Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С…
Звук поддерживайте без усилий, свободно.
УПРАЖНЕНИЕ 3 «Опора для дыхания»
Эти упражнения помогут вам научиться правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.
3.1. «Свеча» - ровный медленный выдох.
Вдохните глубоко, остановитесь и медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтоб пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха (для контроля можно держать близко перед собой узкую полоску бумаги).
3.2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.
Вдох, секундная задержка дыхания. Короткими толчками выдохнуть воздух: фу! фу! фу! фу!
3.3. «Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания».
Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з».
По счету «раз» - руки в сторону (с глубоким вздохом). На выдохе со звуком «з-з-"медленно соединяйте руки, чтоб «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! НЕ спугните комара! Желание поймать комара замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха– образуется «опора дыхания». И только когда вы «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.
Литература:
1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. –2. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977.
3. Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч-ся общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996.