СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа театральной студии

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр - искусство коллективное . Спектакль — результат творческих усилий коллектива . Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества , как коллективизм , способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества , требовательность к себе и другим.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театральной студии»





Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов


«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов

Протокол №1 от 25.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. № 151

_______________ Т. В. Колесникова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детского объединения

дополнительного образования

«__Отражение__»




_144 час.

Руководитель:

Бессонова Н.О.

.

2021-2022 учебный год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

( с изменениями от 30.09.2020г. Приказ МП РФ №533)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  • Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.


Направление программы и направление деятельности

Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, и воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе

Отличительные особенности программы

Знакомство ребенка со сценическим действием происходит в процессе игры.

Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

Актуальность программы

Театр - искусство коллективное . Спектакль — результат творческих усилий коллектива . Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества , как коллективизм , способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества , требовательность к себе и другим.

Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр, упражнений, импровизаций , этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика. Рекомендуется выбирать темы и сюжеты , которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии.

Цель программы:

- приобщение учащихся к театральному искусству;

Задачи программы:

1.освоить необходимые навыки актерской техники;
2. развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.

3.научить работать в коллективе, с партнером, уважать чужой труд.

Адресат программы

Средний возраст учащихся 8-15 лет Для обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса . В этом возрасте изменяется положение детей в системе деловых и личностных отношений с окружающими людьми.

Это определяется значительным ростом физических способностей, изменением психологической позиции и ощущением школьниками «взрослости» , желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Все больше места в их жизни начинают занимать полезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Познавательные процессы достигают такого уровня, что они оказываются практически готовы к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека. Активно идет процесс познавательного развития, совершенствуется память, речь , мышление. Они могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом.

В социальном плане свойственны высокая самооценка(часто адекватная) , стремление к самоутверждению(зачастую через негативные поступки) , культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.



Объем программы

Программа рассчитана на три учебных года. Количество часов за год составляет 144 часа.

Формы и методы организации образовательного процесса

Для достижения наибольшей эффективности работы на занятиях в данном объединении используются следующие методы, которые способствуют формированию творческой личности:

1 объяснительно-иллюстрированный метод (предлагает образец , по которому дети работают, анализируют его)

2. исследовательско-поисковый (обучение поиском самостоятельных решений, творческих замыслов)

3. игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей)

На начальном этапе обучения программой предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстрационном методе Это помогает увлечь ребенка процессом освоения новой роли, педагогу необходимо научить ребенка закрепить достигнутый результат.

Позднее на занятиях происходит ориентация обучающихся на творческий подход к заданию, что дает возможность найти свой стиль в освоении новой роли.

Основной формой работы является учебное задание, а так же беседы, посещение концертов, принятие участия в подготовке праздников. Для детей праздник — это целое событие в жизни. При подготовке к празднику дети сами готовят спектакли, самостоятельно знакомятся с тематической литературой.


Режим занятий

Занятия проходят два раза в неделю, по два учебных часа.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

-выявление , развитие и реализация творческих потенциальных способностей обучающихся.

-оценивать точность осуществления исполнительского замысла — проявлять артистическую смелость и характер при выполнении заданий.

-воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат труда.

Формы подведения итогов реализации программы

Основной формой подведения итогов является показ спектаклей, литературно-музыкальных композиций и участие в школьных и клубных мероприятиях.


Учебно-тематический план 1-го года обучения

Задачи 1-го года обучения

1.Развитие эстетических способностей.

2.Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

3.Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

4.Овладение навыками общения и коллективного творчества.

В связи с тем, что занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа количество часов за год составляет 144.


Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3


2

Театральная игра

28

6

22

3

Ритмопластика

36


36

4

Основы театральной культуры

9

9


5

Этика и этикет

6

6


6

Культура и техника речи

24


24

7

Работа над спектаклем

38

4

34


Итого

144

30

114





Содержание программы театрального кружка «Отражение» 1-го года обучения
Вводное занятие (3 часа)

Знакомство с задачами и планом драматического объединения.

Знакомство с правилами поведения и техники безопасности.

Занятия в кружке «Отражение» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре.
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

Театральная игра(36часов )

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Программные задачи:

1.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

2.Снимать зажатость, скованность.

3.Развивать умение произвольно реагировать на команду.

4.Согласовывать свои действия с с другими детьми.

Содержание занятий

Игры и упражнения , этюды без слов ,этюды со словами ,сценки по заданной теме , игры на развитие двигательных способностей.

Этика и этикет(6часов)

Раздел призван показать связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») . Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

Программные задачи

1.Дать основные понятия культурного поведения в обществе.

2. Толерантное отношение к окружающим.

Содержание занятий

Беседы , игры, этюды.


Культура и техника речи ( 24часа )

Программные задачи

1.Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

2.Развивать дикцию, четкое произношение слов.

3.Учить строить диалог.

4.Подбирать слова по общим признакам.

5.Подбирать определения к словам.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Содержание занятий:

1.Специальные театральные игры и упражнения: веселый пятачок; колокольчик; вопрос-ответ; волшебная корзина; вкусные слова; ручной мяч

2.Игры и скороговорки

Программные задачи

1.тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

2.Упражнять артикуляционный аппарат.

3.Учить пользоваться интонациями, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

4.Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.

Содержание занятий

Творческие игры со словами. Забавные стихи. Игры и упражнения на речевое дыхание. Игры со скороговорками. Репертуар : скороговорки, стихи.

Основы театральной культуры( 9 часов )

Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание . Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Программные задачи

1.Активизировать театральный интерес.

2. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник , композитор и др.

3. Познакомить с культурой поведения в театре.

Содержание занятий

Беседы об особенностях театрального искусства, видах театрального искусства, о рождении спектакля. Театр снаружи и внутри.

Тема «Ритмопластика»(36 часов)
«Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

Программные задачи:

1. Развивать чувство ритма и координация движений, пластическую выразительность и музыкальность.

2.Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3. Развивать умения пользоваться разнообразными жестами.

4. Передавать в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и построение музыкальных произведений.

Содержание занятий:

Игры и упражнения, музыкальные пластические импровизации,

Тема «Работа над спектаклем» (38 часов).
«Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Программные задачи:

1.Выработка естественности поведения на сцене при выполнении заданий, пластической выразительности движений.

2.Умение выполнять на сцене физические действия.

Содержание занятий:
Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту пьесы. Генеральные репетиции, выступление.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.

Ожидаемые результаты:
 
К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Литература:

1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа».  No11/1997.
5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001


Учебно-тематическийплан 2-го года обучения

Задачи 2-гогодаобучения

1Формировать исполнительскую, театральную культуру учащихся.

2.Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

3.Развивать сферу чувств соучастие, сопереживание.

4.Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

В связи с тем, что занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа количество часов за год составляет 144.


Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3


2

Театральная игра

28

6

22

3

Ритмопластика

36


36

4

Основы театральной культуры

9

9


5

Этика и этикет

6

6


6

Культура и техника речи

24


24

7

Работа над спектаклем

38

4

34


Итого

144

29

115

Содержание работы театрального кружка «Отражение» 2-го года обучения
Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с задачами и планом драматического объединения.

Знакомство с правилами поведения и техники безопасности.

Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

Театральная игра( 28часов )

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Программные задачи:

1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

2.      Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

3.      Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

4.      Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса

Содержание занятий

Мимические этюды, этюды без слов ,этюды со словами ,сценки по заданной теме , игры на развитие двигательных способностей.


Культура и техника речи (24часа)

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Программные задачи

1.Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

2.Упражнять артикуляционный аппарат.

3.Учить пользоваться интонациями, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

4.Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.

Содержание занятий

Творческие игры со словами. Скороговорки, чистоговорки. Игры и упражнения на речевое дыхание. Игры со скороговорками. Репертуар : скороговорки, стихи.



Основы театральной культуры(9 часов)

Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание . Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Программные задачи

1.Активизировать театральный интерес.

2. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник , композитор и др.

3. Познакомить с культурой поведения в театре.

Содержание занятий

Беседы об особенностях театрального искусства, видах театрального искусства, о рождении спектакля. Театр снаружи и внутри. Посещение спектаклей.


Этика и этикет(6часов)

Раздел призван показать связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») . Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

Программные задачи

1.Дать основные понятия культурного поведения в обществе.

2. Толерантное отношение к окружающим.

Содержание занятий

Беседы , игры, этюды.


Тема «Ритмопластика» (36часов)
«Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

Программные задачи:

1. Развивать чувство ритма и координация движений, пластическую выразительность и музыкальность.

2.Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3. Развивать умения пользоваться разнообразными жестами.

4. Передавать в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и построение музыкальных произведений.

Содержание занятий:

Игры и упражнения, музыкальные пластические импровизации,


Тема «Работа над спектаклем» (38часов).
«Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Программные задачи:

1.Выработка естественности поведения на сцене при выполнении заданий, пластической выразительности движений.

2.Умение выполнять на сцене физические действия.

Содержание занятий:
Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту пьесы. Генеральные репетиции, выступление.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.

По завершении 2 года обучения воспитанники

должны знать:
1. О видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;

         Должны уметь:
1.   Пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
2.Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
3.Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
4.Взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
5.Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
6. Анализировать работу свою и товарищей;
7.Культурно воспринимать реакцию зрителей;
8.Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;

На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей и театральной игре. Кружковцы активно участвуют в концертах, показывая на сцене мини-спектакли. Именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранный сценарий, становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.

Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка спектакля.


Учебно-тематическийплан 3-гогодаобучения

Задачи -гогодаобучения

1.Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

2.Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

3.Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

4.Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

5.Обучить кружковцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

В связи с тем, что занятия проходят 2 раза в неделю: по 2 часа один раз и по 1часу два раза, количество часов за год составляет 144.


Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

4


2

Театральная игра

42

6

36

3

Основы театральной культуры

14

14


4

Этика и этикет

8

8


5

Культура и техника речи

14


14

6

Работа над спектаклем

62

6

56


Итого

144

38

106


Содержание работы театрального кружка «Отражение» 3-го года обучения
Вводное занятие (4 часа)

Знакомство с задачами и планом драматического объединения.

Знакомство с правилами поведения и техники безопасности.

Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

Театральная игра(42часа)

Программные задачи:

1. Развивать находчивость, воображение , фантазию.

2.     Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность..

Содержание занятий

Мимические этюды, этюды без слов ,этюды со словами ,сценки по заданной теме , игры на развитие двигательных способностей, этюды по сказкам, игры –понтамимы.

Основы театральной культуры(14 часов)

Программные задачи

1.Знакомство с театральной терминологией.

2. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. 3.Устройство зрительного зала и сцены.

4.Театральные профессии.

5.Правила поведения в театре.




Содержание занятий

Беседы об особенностях театрального искусства, видах театрального искусства, о рождении спектакля. Театр снаружи и внутри. Посещение спектаклей.

Этика и этикет(8часов)

Программные задачи

1.Нормы общения и поведения в обществе.

2. Толерантное отношение к окружающим

Содержание занятий

Беседы , игры, этюды.


Культура и техника речи(14 часа)

Программные задачи

1. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.

2.Развитие речи в движении.

3. Самостоятельно работать с текстом.

Содержание занятий

Творческие игры со словами. Скороговорки, чистоговорки. Игры и упражнения на речевое дыхание. Игры со скороговорками. Репертуар : скороговорки, стихи.

Тема «Работа над спектаклем» (62часа).

Репетиционные занятия - работа над спектаклем

1 этап – Ознакомительный

Цели:

1.Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

2.Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

3.Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

1.Научить детей репетировать сказку по частям

2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над

мизансценами и запоминать их последовательность.

3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные

«законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

2.Научить детей чувствовать ритм спектакля

3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к

демонстрации.

4.Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель:

Выверить временные характеристики спектакля, художественно

его отредактировать.

5 этап -

Показ спектакля

К концу третьего года обучения дети будут:

Знать:

1.Историю возникновения театрального искусства.

Устройство театра. Виды театрального искусства.

2.Театральную терминологию, понятия:

"действие", "предлагаемые обстоятельства", "событие",

"этюд", "ритм", "сюжет", "словесное действие","конфликт";

"образ", "образ как логика действий", "пластический образ"; "монолог", "диалог" , "сценическая задача", "логика поведения",

"мизансцена".

3. Законы логического построения речи. Комплекс упражнений речевого тренинга. Этапы работы с текстом , что значит"виденье" ,ассоциативный ряд, словесное действие.

4. Что такое театральная этика.

Уметь

- Исполнить роль в постановке.

- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,

- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

- Четко и выразительно говорить,

- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

- Овладеют средствами творческого самовыражения

- Основами выразительной речи, пластики, движения.


Управление программой, контроль и результативность

В данной образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика в конце изучения разделов программы. Важным итогом эффективности реализации является показ спектаклей по окончанию учебного года. Спектакли показываются в школе, клубе , детском саду.

Следует обязательно учитывать стремление к творческой отдаче полученных знаний, включающие в себя элементы сценической грамоты и актерского мастерства. При этом успехи достижения ребенка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании) , а с исходными возможностями. Для определения возможностей ребенка при наборе в объединение проводится анкетирование, прослушивание ребенка, выявление его музыкальных и театральных способностей. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится по контрольным заданиям в конце учебного года.


Практикум


УПРАЖНЕНИЕ 1.

Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка.

1.1  О, А

НЕ потраве, а около катилось «О» и охало.

«О» охало, «о» окало…Не потраве, а около…

1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Около колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

На меду медовик, а мне не до медовика.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

1.3 Р, Л, М, Н

На дворе трава, на траве дрова. НЕ руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

А мне не до недомогания.

Маланья-болтунья молоко болтала, взбалтывала, да не выболтала.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь.

1.4 С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории:

а) почтенный трепет;

б) готовность смеяться вместе с вами;;

в) восторг;

д) панический ужас;

е) восхищение.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказочной интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце– «мудрое наставление– «намек добрым молодцам».

Вариант 1:

Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе науме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Вариант 2:

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко!

Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и нешибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

Сказка— быль ли, небыль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец— всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Прочитайте пословицы, посвященные речи. О какой речи они? Приятно ли такую речь слушать? Подберите еще несколько пословиц о речи и голосе.

За твоим языком не поспеешь босиком.

У него слово слову костыль подает.

Говорит, что клеит.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает.

Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане?

Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.

ПРАКТИКУМ 2

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Формирование правильной осанки

Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка.

1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи– свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки.

1.2. Тренировочно-речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками.

1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек»И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон в перед, опуская руки в низ (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено– с восклицанием «раз»!

1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук– вдохните. Бросьте расслабленное тело в низ с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух!

Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

1.5 «Пильщики». Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два (повтор.2 раза) Будут на зиму дрова. (Производим движения руками, как при пилке дров. Стоим чуть наклонившись вперед.)

1.6. «Самолет». Руки в стороны– в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед– левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре– полетел наш самолет.

(И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1-поворотвправо, 2 –и. п., 3- влево, 4-и. п. ит. д.)

1.7. «Мельница.»Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре– завертелась, закружилась. (И. п. –наклон в перед, руки в стороны; 1- прав. Рукой коснуться пола, лев. Рука назад в сторону, 2 –наоборот.)

1.8. « Насос». А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево– раз, вправо– два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза), хорошо мы потрудились. (И. п. – стойка ноги врозь. 1- наклон влево, правая рука скользит в верх вдоль туловища; 2- и. п. 3- наклон вправо, движение левой руки.)

УПРАЖНЕНИЕ 2. Регулирование речевого дыхания

Эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко.

2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох:

Вдох через нос– выдох через рот,

Краткий глубокий вдох– замедленный выдох,

Медленный глубокий вдох– краткий резкий выдох.

При глубоком вдохе:

Медленный выдох, воздух выходит узкой струей,

Выдох несколькими равными порциями (толчками),

Выдох двумя неравными порциями.

2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос.

Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов.

2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук.

Гудок– приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н…

Шум ветра: В-В-В-В…

Писк летающего комара: З-З-З-З….

Рычание собаки: Р-Р-Р….

Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С…

Звук поддерживайте без усилий, свободно.

УПРАЖНЕНИЕ 3 «Опора для дыхания»

Эти упражнения помогут вам научиться правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.

3.1. «Свеча» - ровный медленный выдох.

Вдохните глубоко, остановитесь и медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтоб пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха (для контроля можно держать близко перед собой узкую полоску бумаги).

3.2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.

Вдох, секундная задержка дыхания. Короткими толчками выдохнуть воздух: фу! фу! фу! фу!

3.3. «Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания».

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з».

По счету «раз» - руки в сторону (с глубоким вздохом). На выдохе со звуком «з-з-"медленно соединяйте руки, чтоб «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! НЕ спугните комара! Желание поймать комара замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха– образуется «опора дыхания». И только когда вы «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

Литература:

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. –2. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч-ся общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!