СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК "Школа России"
МБОУ Дроновская средняя общеобразовательная школа им. И.К. Хахерина
Рассмотрено. Руководитель методического объединения учителей ___________/А.Н. Егоркина/ Протокол №_______ от «___» __________2018 г | Согласовано. Заместитель директора по УР _________/А.В. Кузенова/
«___» ___________2018 г | Утверждаю. Директор школы
__________/О.В. Бояркина/ Приказ №______ от «___» ___________2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1
Составитель программы:
учитель нач. классов I категории
С.И. Жичкина
стаж работы 31 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. М.: Просвещение) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования, образовательной программы МБОУ Дроновская СОШ им. И.К. Хахерина, обеспечена учебниками предметной линии системы «Школа России» для 1-4 классов и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Цели изучения курса «Технология» в начальной школе:
развитие социально-значимых личностных качеств;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи обучения:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации в словарях, каталоге библиотеке.
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предлагает следующие взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
«Изобразительное искусство» дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
«Математика» — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
«Окружающий мир» — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
«Родной язык» — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
«Литературное чтение» — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от
28.03.2002 г. № 199/13).
7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)
Общая характеристика программы
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции – процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве.
В 1 классе в период адаптации предусмотрены уроки, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями. С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются нетрадиционные формы проведения урока: урок – сказка, урок – экскурсия, урок – игра, урок – исследования, урок – путешествия, урок - фантазия, урок – выставка, урок – праздник и т.д.
Программа «Технология предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Результатом учебной деятельности ребёнка становятся изменения самого ученика и его развитие.
В программу включены поисковые, пробные упражнения, с помощью которых учащиеся овладевают новыми знаниями и умениями, необходимыми для выполнения проектов.
Изготовление изделий не есть сама цель урока. Изделие лишь средство для решения конкретных учебных задач. Любое изготовляемое изделие доступно для выполнения. Этот процесс обязательно содержит не более одного, двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Формы организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии используемые в обучении: игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, здоровьесбережения, информационно-коммуникативные, личностно ориентированного обучения, проблемно – диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и т.д..
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль – в форме устного, фронтального опроса, выставка готовых изделий; тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы. Плановых контрольных работ нет.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В Федеральном базисном учебном образовательном плане на изучение предмета «Технология» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю).
Используемый учебно - методический комплект:
Учебник для общеобразовательных учреждений Технология 1 класс. сост. Лутцева Е. А., Зуева Т. П.
Пособие для общеобразовательных учреждений Технология. Рабочая тетрадь 1 класс. сост. Лутцева Е. А., Зуева Т. П.
Содержание программы.
Раздел 1. Природная мастерская. 8 ч
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде, в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Проверим себя по разделу «Природная мастерская».
Раздел 2.Пластилиновая мастерская . 4 ч
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие формы и цвета у морских обитателей?
Проект «Аквариум».
Проверим себя по разделу «Пластилиновая мастерская».
Раздел 3. Бумажная мастерская. 16 ч.
Мастерская Деда Мороза и Снегурочка. Бумага. Какие у нее есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша родная армия. Ножницы. Что ты знаешь о них? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздник весны и традиции. Какие они?
Проект «Скоро Новый год»
Проверим себя по разделу «Бумажная мастерская».
Раздел 4. Текстильная мастерская. 4 ч.
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла- труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Проверим себя по разделу «Текстильная мастерская».
Итоговый контроль. 1 ч
Что узнали, чему научились.
Распределение учебных часов по разделам программы
Название разделов. | Кол-во часов. | Практическая часть. | ||
Проверочная работа. | Проект. | Изделия. | ||
| 8 | 1 | - | 3 |
| 4 | 1 | 1 | 3 |
| 16 | 2 | 1 | 13 |
| 4 | 1 | - | 2 |
| 1 | 1 | - | - |
Итого: | 33 | 6 | 2 | 21 |
Планируемые результаты изучения курса по итогам 1 класса
1 класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу и рисунку.
Учащиеся должны использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнение домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.п.);
соблюдение безопасных приёмов работы с материалами, инструментами;
создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребёнка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источника его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
знать:
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- какое соединение деталей называют неподвижным;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей). Их свойства и названия – на уровне общего представления;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка и её варианты;
- названия и назначения ручных инструментов, правила работы с ними;
уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции приёмы по изготовлению несложных изделий;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты;
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
при помощи учителя:
- проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
Календарно-тематическое планирование
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
| | |
VIII.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция:
1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы.
1—4 классы.
Учебники
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник, 3 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник, 4 класс.
Рабочие тетради
Примечания
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Рабочие тетради включают практические и тестовые задания к темам учебника.
В комплекте с тетрадями выпускаются приложения с шаблонами для выполнения заданий из учебника.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Методические пособия Примечания
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии 1 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. . Уроки технологии 2 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. . Уроки технологии 3 класс.
Роговцева Н.И., Шипилова Н.В. . Уроки технологии 4 класс.
электронный доступ «Технология. Технологические карты» для 1 и 2классов – сайт издательства «Просвещение»
htt://www.prosv/ru/umk/perspektiva/
Печатные пособия:
Демонстрационный и раздаточный материал
Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть»
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология. 1 класс»
Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология .2 класс»
Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология. 3 класс»
Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология. 4 класс»
Экранно- звуковые пособия.
Технические средства обучения
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование.
Набор металлических конструкторов.
Набор пластмассовых конструкторов «Лего».
Набор демонстрационных материалов, колллекций (в соответствии с
программой)
Объёмные модели геометрических фигур.
Заготовки природного материала.__