Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.С. Куркова п. Бытошь Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и Рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО Рязанцева Е.В.. Протокол №-----от «---«----- ------------2019 г. | | «Утверждаю» Директор школы ----------------Горелкина Е.С. Приказ №---от «--«-----2019г |
программа
по технологии
для 2 класса
Составитель:
Евсеева Галина Ивановна
2019
Аннотация
к программе по предмету «Технология»
Программа по предмету «Технология» для 2 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ от 29.12.2012г., № 273 ( с последующими изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,регистрационный номер 19993)
Приказ Минобрнауки России от 31. 12. 2015 г. № 1576 «Об утверждении изменений в ФГОС НОО»
Основная образовательная программа начального общего образования.
авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой, «Технология. 1-4 классы»/- Москва, Просвещение, 2012 г.
Программа содержит следующие разделы:
Титульный лист
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Цель программы:
приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Программа по технологии рассчитана на 34 часов в год ( в неделю 1 час )
Преподавание предмета «технология в классе осуществляется по учебнику:
Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, технология 2 класс – М.: Просвещение, 2012.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
По итогам обучения в 2 классе ученик научится:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
Ученик получит возможность научиться:
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
— освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела ( темы ), тема урока | Количество часов | дата |
По плану | Фактически |
| РАЗДЕЛ 1. ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ | 1 | | |
1 | Как работать с учебником. Изделие «папка достижений» | 1 | | |
| РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ | 23 | | |
2 | Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука» | 1 | | |
| Посуда ( 4 ч ) | | | |
3 | Изделие «Корзина с цветами | 1 | | |
4 | Работа с пластилином. Изделие « Семейка грибов на поляне». Практические работы «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые» | 1 | | |
5 | Работа с пластичными материалами (тестопластика ). Изделие «Игрушка – магнит из теста» | 1 | | |
6 | Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Проект «Праздничный стол» | 1 | | |
| Народные промыслы ( 5 ч ) | | | |
7 | Хохлома. Работа с папье-маше. Изделие «Золотая хохлома» | 1 | | |
8 | Городец. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие «Городецкая роспись» (разделочная доска) | 1 | | |
9 | Дымково. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка» | 1 | | |
10 | Работа с текстильными материалами. Изделие «Матрешка» | 1 | | |
11 | Работа с пластилином. Рельефные работы. Изделие «Деревня» (пейзаж) | 1 | | |
| Домашние животные и птицы ( 3 ч) | | | |
12 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Лошадка». Практическая работа «Домашние животные» | 1 | | |
13 | Домашние птицы. Работа с природным материалом. Мозаиеа. Изделия «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору) | 1 | | |
14 | Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» | 1 | | |
| Новый год ( 1 ч) | | | |
15 | Работа с различными материалами. Изделия «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» ( по выбору ) | 1 | | |
| Строительство ( 1 ч ) | | | |
16 | Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделия «Изба», «Крепость» | 1 | | |
| В доме ( 4 ч ) | | | |
17 | Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой» Практическая работа «Наш дом» | 1 | | |
18 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами ( глина и пластилин ). Лепка. Проект «Убранство избы» Изделие «Русская печь» | 1 | | |
19 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Продолжение работы над проектом «Убранство избы» Изделие «Коврик» | 1 | | |
20 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Завершение работы над проектом «Убранство избы» Изделие «Стол и скамья» | 1 | | |
| Народный костюм ( 4 ч ) | | | |
21 | Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица»(композиция) | 1 | | |
22 | Работа с бумагой. Аппликация. Изделие «Костюм для Ани и Вани» | 1 | | |
23 | Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие «Кошелек» | 1 | | |
24 | Работа с ткаными материалами. Вышивание. Изделия «Тамбурные стежки», «Салфетка» | 1 | | |
| РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ВОДА | 3 | | |
| Рыболовство ( 3 ч ) | | | |
25 | Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие «Золотая рыбка» (композиция) | 1 | | |
26 | Работа с природными материалами. Конструирование. Проект «Аквариум» | 1 | | |
27 | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалка» | 1 | | |
| РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ | 3 | | |
| Птица счастья ( 1 ч ) | | | |
28 | Работа с бумагой. Оригами. Изделие «Птица счастья» | 1 | | |
| Использование ветра ( 2 ч ) | | | |
29 | Работа с бумагой. Моделирование. Изделие» ветряная мельница» | 1 | | |
30 | Работа с фольгой. Изделие «Флюгер» | 1 | | |
| РАЗДЕЛ 5. ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ | 3 | | |
| Книгопечатание ( 3 ч ) | | | |
31 | Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма» | 1 | | |
| Поиск информации в Интернете ( 2 ч) | | | |
32-33 | Практическая работа: «Ищем информацию в интернете» | 1 | | |
34 | Подведение итогов за год | 1 | | |
| Итого | 34 | | |