МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2018г. Руководитель МО: _______________ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: _______________ /Пивоварова Е.В./ ______________2018г. |
Рабочая программа
Технология. 4а класс
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии и авторской программы: Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. Технология, 4 класс, М.: Просвещение, 2010 г, ООП НОО МБОУ ТСШ.
Учебник:
Технология 4 класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В. М.: Просвещение, 2016 г
Место предмета в образовательном процессе
На изучение технологии в 4 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан 34 ч
планируемые результаты освоения предмета
В четвертом классе продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие социально значимых личностных результатов:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения технологии в четвертом классе являются:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами в четвертом классе являются:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения курса четвероклассник научится:
- уважительно относиться к труду людей;
- называть современные профессии людей своего региона;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- знать средствами связи, правила дорожного движения;
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
-под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
-работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.
- Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);
- осуществлять контроль качества работы друг друга;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
- по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
- резать ножницами; соединять детали клеем, нитками;
- эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
- использовать для сушки готового изделия пресс;
- ухаживать за комнатными растениями;
- проращивать крупные семена растений;
- по элементам техники: подбирать детали для работы;
- собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.
- анализировать устройство изделия;
Четвероклассник получит возможность научиться:
- осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
- вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.
- пришивать пуговицу с двумя отверстиями.
- лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
- вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
- складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
- плести в три пряди из различных материалов.
- определять инструменты и приспособления необходимые для работы.
- самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),
- словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения);
-осваивать технологию моделирования.
- использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
-развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;
-называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
- анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
-исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
- осваивать правила сбора и хранения природных материалов;
- использовать пресс для сушки изделий.
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
Как работать с учебником (1 час)
Примечание: учебник есть только у учителя.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Человек и земля (21 час)
Конструирование из бумаги и картона модели вагона.
Конструирование модели буровой вышки из металлического конструктора.
Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина.
Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из металлического и пластмассового конструктора.
Изготовление медали из фольги.
Изготовление вазы из пластилина.
Работа с тканью.
Создание модели детской обуви из бумаги.
Работа с древесиной.
Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья.
Сборка простой электрической цепи.
Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода (3 часа)
Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды.
Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.
Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла.
Человек и воздух (3 часа)
Изготовление модели самолёта из металлического конструктора.
Изготовление модели самолёта из бумаги и картона.
Изготовление воздушного змея из бумаги и картона.
Человек и информация (6 часов)
Создание титульного листа в текстовом редакторе Microsoft Word.
Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Практическая работа на компьютере.
Изготовление переплёта дневника и оформление по собственному эскизу.
Презентация своих работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
|
1 четверть (9 часов) Как работать с учебником (1 час) |
1 | 1 | Как работать с учебником. Искусственное составление. | 06.09 | |
Человек и земля (21 час) |
2 | 1 | Берестяные плетенки. | 13.09 | |
3 | 2 | Вагоностроительный завод. Изделие «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» | 20.09 | |
4 | 3 | Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» | 27.09 | |
5 | 4 | Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» | 04.10 | |
6 | 5 | Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 11.10 | |
7 | 6 | Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 18.10 | |
8 | 7 | Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | 25.10 | |
9 | 8 | Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | 01.11 | |
2 четверть (7 часов) |
10 | 1 | Фаянсовый завод Изделия: «Основа для вазы», «Ваза» | 15.11 | |
11 | 2 | Фаянсовый завод Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест «Как создаётся фаянс» | 22.11 | |
12 | 3 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» | 29.11 | |
13 | 4 | Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» | 06.12 | |
14 | 5 | Обувное производство Изделие: «Модель детской летней обуви» | 13.12 | |
15 | 6 | Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви» | 20.12 | |
16 | 7 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» | 27.12 | |
3 четверть (10 часов) |
17 | 1 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» | 10.01 | |
18 | 2 | Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» | 17.01 | |
19 | 3 | Кондитерская фабрика. Практическая работа «Тест «Кондитерское изделие» | 24.01 | |
20 | 4 | Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы» | 31.01 | |
21 | 5 | Бытовая техника. Практическая работа «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» | 07.02 | |
22 | 6 | Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» | 14.02 | |
Человек и вода (3 часа) |
23 | 1 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | 21.02 | |
24 | 2 | Порт. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы» | 28.02 | |
25 | 3 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» | 07.03 | |
Человек и воздух (3 часа) |
26 | 1 | Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт» | 14.03 | |
4 четверть (8 часов) |
27 | 1 | Ракета – носитель. Изделие: «Ракета – носитель» | 28.03 | |
28 | 2 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей» | 04.04 | |
Человек и информация (6 часов) |
29 | 1 | Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» | 11.04 | |
30 | 2 | Работа с таблицами. Изделие: «Таблица» | 18.04 | |
31 | 3 | Создание содержание книги. Практическая работа «Содержание» | 25.04 | |
32 | 4 | Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника» | 02.05 | |
33 | 5 | Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника. | 16.05 | |
34 | 6 | Итоговый урок. | 23.05 | |