СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа технология 5-8 класс.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Технология: 5 класс: учебник / Е. С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др. – М.: Дрофа, 220. – 320 с. : ил. – (Российский учебник).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа технология 5-8 класс.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа с кадетскими классами №22




Рассмотрено

на заседании ШМО

__________/ /

протокол № ____

от «____»_________20____г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

_______/ ________________/

«____» __________20___г.


Утверждаю

Директор МОУ СОШ №22 _________

«____»__________20____г.







Рабочая программа по технологии

5-8 классы



Учитель технологии – А.П. Голубев







г. Комсомольск-на-Амуре

2020-2021 учебный год



Рабочая программа основного общего образования

«Технология» 5-8 класс


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- с Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) (1);

- обучение в 5 классе на основании учебно-методического комплекта «Технология» для 5-9 классов Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Москва, Дрофа, 2019 год (2).

- обучение в 6-8 классах на основании учебно-методического комплекта «Технология. Технический труд» для 5-8 классов В.М. Казакевич, Г.А. Молева, Москва, Дрофа, 2013 год (3);

- Учебного плана МОУ СОШ №22 на 2020-2021 учебный год (протокол педагогического совета от 30.09. 2020).

Согласно, учебного плана школы на изучение предмета «Технология» отводится в 5-7 классах - 68 часов в год. По 2 часа в неделю. В 8 классах - 34 часа в год. По 1 часу в неделю. Примерная основная образовательная программа общего образования в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию, изменена и дополнена. В результате с этого года поэтапный переход с учебно-методического комплекта ««Технология. Технический труд» для 5-8 классов В.М. Казакевич, Г.А. Молева, Москва, Дрофа, 2013 год; на учебно-методического комплекта «Технология» для 5-9 классов Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Москва, Дрофа, 2019 год. Комплект, наиболее полно отражает изменения примерной программы по «Технологии».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования по предмету Технология

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

  • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

    • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

    • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

    • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

    • проводить оценку и испытание полученного продукта;

    • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

    • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

    • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

    • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

    • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

    • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

    • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;

    • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:

    • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

    • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;

    • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

    • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

    • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

    • разработку плана продвижения продукта;

    • проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).

Выпускник получит возможность научиться:

    • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

    • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

    • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

    • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

    • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

    • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

    • разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

    • характеризовать группы предприятий региона проживания,

    • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

    • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

    • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

    • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

    • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

    • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Выпускник получит возможность научиться:

    • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

    • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Планируемые результаты обучения. 5 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • характеризует рекламу как средство формирования потребностей ;

    • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса ;

    • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий ;

    • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

    • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

    • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

    • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

    • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

    • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

    • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

    • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

    • конструирует модель по заданному прототипу;

    • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

    • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

    • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

    • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

    • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

    • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

    • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.


Содержание учебного предмета 5 класс

1. Введение в технологию 6час

Основные теоретические сведения

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Классификация потребностей. Формирование понятия технологии и общей схемы технологического процесса Предприятия региона, работающие на основе современных производственных технологий

Лабораторно-практическая работа: Инвентаризация потребностей. Изучение жизненного цикла технологий Изготовление шаблона. Изучение производственного цикла предприятия изучение, технологии на примере деревообработки.

Основные теоретические сведения. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности.


2. Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов 12час

Основные теоретические сведения

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Т.Б.

Древесина – природный материал. Пиломатериалы Графическая документация

Инструменты для разметки Инструменты для резания древесины. Инструменты для строгания древесины. Инструменты для сверления древесины. Соединение деталей гвоздями, шурупами .Отделка древесины

Лабораторно -практические и практические работы:

Подготовка рабочего места. Закрепление заготовок. Определение пород древесины ДВ. Виды ресурсов. Изготовление шаблона. Разметка заготовок из древесины. Пиление столярной ножовкой. Строгание древесины.. Сверление древесины коловоротом. Сборка изделия. Отделка выжиганием.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок.

3. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов 12час

Основные теоретические сведения: о металлах; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Понятие об изделии и детали.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).


4. Технологии получения и преобразования текстильных материалов 2 час

Основные теоретические сведения

Текстильные волокна.

Лабораторно-практические и практические работы:

Определение волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей.

5. Технология обработки пищевых продуктов 6час

Основные теоретические сведения.

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Лабораторно-практические и практические работы:

Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета технологии. Технология

6. Технология ведения дома 2час

Основные теоретические сведения

Экология жилья. Технологии содержания жилья

Интерьер. Современные стили в интерьере. Современная кухня. «Рабочий треугольник». Основные варианты планировки кухни: линейная, параллельная, Г-образная, П-образная, Линейная с островком. Правила планирования.

Знакомство с профессией дизайнера интерьера. Освещение. Отделка стен. Цветовое решение интерьера кухни. Мебель для кухни.

Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.

Декоративное оформление изделиями собственного изготовления.

Лабораторно-практическая работа

Эскизы интерьера комнаты школьника.

7. Современные и перспективные технологии 4час

Основные теоретические сведения

Технологии металлургии, машиностроительные технологии, энергетические технологии, космические технологии.

Практическая работа

Составить таблицу «Предприятия моего региона»

Техника и техническое творчество 4час

Основные теоретические сведения

Понятие о композиции в техническом моделировании - материал, цвет, с пропорции, симметрия, асимметрия. Виды художественного оформления в моделировании.

Лабораторно-практические и практические работы:

Определение передаточного отношения. Сравнительный анализ технических устройств. Подвижные и не подвижные соединения.

Техническое моделирование авто и судотехники по выбранному варианту.

8. Электротехнические работы. Введение в робототехнику 8час

Основные теоретические сведения

Электроустановочные изделия Т.Б. Сохранение информации виде схемы. Проводники и бытовые потребители. Монтаж э/цепи. Понятия о принципах работы роботов.

Лабораторно-практические и практические работы:

Изучение устройства изделия. Приемы оконцовывания проводов. Последовательное и параллельное соединение потребителей.

Знакомство с логикой.

10. Творческая проектная деятельность 6час.

Основные теоретические сведения

Модернизация материального продукта. Составление технологической карты известного технологического процесса Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.. Художественная отделка изделия. Обработка и ее значение при изготовлении изделий.

Практические работы: Разработка проектной документации. Выполнение не сложных плоскостных работ.

Тематический план 5 класс


Разделы программы




часы

1.


Введение в технологию


6

1.1


Преобразующая деятельность человека и технологий

2


1.2

Проектная деятельность и проектная культура


2


1.3


Основы графической грамоты

2





2


Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов


12


2.1


Столярно-механическая мастерская


2


2.2


Характеристика дерева и древесины

2


2.3

Пиломатериалы и искусственные древесные материалы —


2


2.4


Технологический процесс конструирования изделий из древесины


2


2.5

Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины —


2


2.6

Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины


2


3


Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов



12


3.1


Слесарно-механическая мастерская. Разметка заготовок

2


3.2


Приемы работы с проволокой

2

3.3

3.4

Приемы работы с тонколистовыми металлами


Приемы работы искусственными материалами

4

3.5


Устройство сверлильных станков. Приемы работы на настольном сверлильном станке

2

3.6


Технологический процесс сборки деталей

2

4

Технологии получения и преобразования текстильных материалов

2

5


Технология обработки пищевых продуктов

6

5.1

Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне

2

5.2

Основы рационального питания

2

5.3

Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах

2

6

Технологии ведения дома

Понятия об интерьере. Варианты планировки кухни

2

7

Современные перспективные технологии

4

7.1

Промышленные и производственные технологии

2

7.2

Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами

2

8


Техника и техническое творчество

4

8.1


Основные понятия о машине, механизмах и деталях


Типовые детали машин

2

8.2


Техническое конструирование и моделирование

2

9

Электротехнические работы. Введение в робототехнику

8

9.1

Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе

2

9.2

Электрическая цепь

2

9.3

Роботы. Понятие о принципах работы роботов

2

9.4

Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой

2

10

Творческие проекты

6


Итого:

68


Планируемые результаты обучения. 6 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;

  • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;

  • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;

  • проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;

  • проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;

  • читает элементарные чертежи и эскизы;

  • выполняет эскизы механизмов, интерьера;

  • освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);

  • применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;

  • строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;

  • получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;

  • получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;

  • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;

  • получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

  • получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

Содержание учебного предмета 6 класс

1. Технологические системы 2 час

Основные теоретические сведения.

Технологические системы. Классификация технологических систем. Анализ технологической системы-надсистемы-подсистемы в процессе проектирования продукта.

Лабораторно-практические и практические работы:

Блок-схема классификации технологической системы. Иерархическая структура технологической системы. Функциональный анализ технологической системы. Морфологический анализ технологической системы.

2. Технологии преобразования материалов 32 час

2.1. Материаловедение 4 час

Основные теоретические сведения.

Жизненный цикл технологии производства строительных материалов. Способы получения и свойства натуральных пород древесины, и металлов со сплавами. Признаки древесины из натуральных пород деревьев.

Лабораторно-практические и практические работы:

Изучение свойств древесины, металлов и сплавов. Распознавание характеристики разных пород деревьев.

Варианты объектов труда.

Образцы древесины. Изготовление образца древесных и поделочных материалов с разными породами древесины.

2.2. Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы 14 час

Основные теоретические сведения.

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация.

Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Разновидности столярных соединений. Элементы шиповых соединений. Последовательность выполнения столярных соединений. Инструменты, крепежные изделия, столярные клеи, применяемые для сборочных работ.

Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство кронциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции точения и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построения орнаментов.

Практические работы.

Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины.

Чтение сборочных чертежей: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте. Разметка и выполнение элементов шиповых столярных соединений: соединение деталей вполдерева, на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия.

Сборка деталей изделия на клею, с использованием крепёжной фурнитуры (гвоздей, шурупов). Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Выполнение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда.

Игрушки и настольные игры, инструменты для подвижных игр, ручки, изделие для украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.

2.3. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов 14 час

Основные теоретические сведения.

Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов. Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.

Виды искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.

Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей.

Особенности работы с металлом на сверлильном станке. Современные технологические машины для выполнения слесарных работ.

Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий и сортового проката: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило, угловая шлифовальная машина, электрический лобзик, электрическая дрель, электрическая отвертка. Способы работы с инструментами.

Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовления деталей из сортового проката и искусственных материалов, особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка.

Технология соединения деталей в изделии на заклепках.

Практические работы.

Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов.

Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке.

Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля; резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.

Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Соблюдение правил безопасности труда.

Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением слесарных и слесарно-сборочных работ.

Варианты объектов труда.

Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.

3. Простые механизмы 4час

3.1. Машиноведение 4 час

Основные теоретические сведения.

Понятие о рабочей машине. Технологические машины и их рабочие органы. Механизмы и их назначение. Виды передач. Условные графические обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Передаточные отношения в зубчатых передачах и его расчет.

Практические работы.

Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии. Подсчет передаточного отношения в зубчатой передачи по количеству зубьев шестерен.

Варианты объектов труда.

Конструктор, препарированные и натурные механизмы оборудования школьной мастерской.

4. Дом, в котором я живу12час

4.1. Электротехнические устройства 4час

Основные теоретические сведения.

Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.

Практические работы.

Чтение электрических схем цепей. Разработка схем и сборка моделей электротехнических устройств. Проверка моделей в действии. Проверка работы промышленного низковольтного электромагнитного реле. Сборка устройств с реле. Работа в группе.

Варианты объектов труда.

Модели различных устройств из деталей электроконструктора, электромагнитные реле, модели устройств с электромагнитом из деталей механического конструктора.

4.2. Технология возведения зданий и сооружений 4час

Основные теоретические сведения.

Определение понятия «здание». Основные конструктивные элементы дома. Специфика возведения зданий. Современные актуальные технологи возведения зданий и сооружений. Материалы для внутренней отделки зданий. Профессии в сфере строительства, основная деятельность их представителей. Технологии возведения зданий, характерные для региона проживания.

Лабораторно-практическая работа:

Описание жилого помещение с мебелью по чертежу. Дополнение плана жилого помещения элементами в соответствии с заданием.

Описание пути эвакуации по чертежу: выполнение задания. Анализ преимуществ и недостатков материалов для внутренней отделки помещений. Расчет стоимости материалов для проведения косметического ремонта помещений.

4.3. Взаимодействие со службами ЖКХ 2час

Основные теоретические сведения.

Понятия «коммунальные услуги», «индивидуальное потребление» и «общедомовые нужды». Виды коммунальных услуг. Способы начисления по нормативу и на основании показаний приборов учета по квитанции.

Лабораторно-практическая работа:

Чтение квитанций. Расчет стоимости коммунальных услуг с помощью электронного калькулятора. Примерный расчет платы за коммунальные услуги с помощью электронного сервиса. Примерный расчет стоимости энергоснабжения по показаниям однотарифного счетчика и по показаниям двухтарифного счетчика. Сравнение стоимости энергопотребления при установке однотарифного и двухтарифного счетчиков.

4.4. Интерьер жилого дома 2час

Основные теоретические сведения.

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры. Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Систематизация и хранение коллекций и книг. Сближение форм материальной культуры в современном искусстве. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников. Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.

Лабораторно-практическая работа:

Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.

5. Анализ и разработка \ модификация технологической системы 18 час

5.1. Конструирование 2час

Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории строительства. Современные направления конструирования и строительства. Эксплуатационные, безопасные и эстетические требования к строительству. Древесина и металлы, применяемые для строительства. Конструкции архитектурных строений (типовые, авторские, с конструкторской направленностью).Размеры, необходимые для конструирования архитектурного сооружения. Условные обозначения на чертежах. Правила выполнения чертежа. Выбор материалов в зависимости от вида и назначения конструирования в строительстве. Формулы расчета для построения чертежа. Последовательность построения основы чертежа архитектурного сооружения. Условные графические изображения деталей на рисунках, эскизах, чертежах. Чертежный шрифт. Правила нанесения размеров на чертеже. Построение разметки архитектурного сооружения.

Построение основы чертежа архитектурного сооружения в М 1:10 по своим размерам, в рабочей тетради.

Практические работы.

Построение основы чертежа архитектурного сооружения. Построение чертежа архитектурного сооружения в М 1:10 по своим размерам.

5.2. Моделирование 2час

Основные теоретические сведения.

Разновидности архитектурных сооружений. Способы моделирования архитектурных сооружений (горизонтальные разрезы, расширение или сужение по длине или ширине, расширение дополнительными постройками).

Выбор индивидуального стиля в архитектуре. Выбор модели архитектурного сооружения из журнала «Идеи вашего дома», «Красивые дома», и с учетом индивидуальных особенностей потребности. Зрительные иллюзии в моделировании архитектурных сооружений. Расчет количества стройматериалов. Подготовка раскроя стройматериалов.

Практические работы.

Выбор модели архитектурного сооружения в зависимости от особенностей формы здания.

Моделирование архитектурного сооружения выбранного проекта. Выбор строительных материалов.

Подготовка выбора проекта по моделированию. Расчет количества материалов на изделие.

5.3. Проектная деятельность 14час

Основные теоретические сведения.

Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.

Методы поиска информации об изделии и материалах.

Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Виды проектной документации.

Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.

Практические работы.

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации.

Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.

Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.



Тематический план 6 класс

Раздел программы

часы

1.

Технологические системы

2

1.1

Технологические системы, введение

2

2.

Технологии преобразования материалов

32

2.1

Материаловедение

4

2.2

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы

14

2.3

Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов

14

3.

Простые механизмы

4

3.1

Машиноведение

4

4.

Дом, в котором я живу

12

4.1

Электротехнические устройства

4

4.2

Технология возведения зданий и сооружений

4

4.3

Взаимодействие со службами ЖКХ

2

4.4

Интерьер жилого дома

2

5.

Анализ и разработка \ модификация технологической системы

18

5.1.

Конструирование

2

5.2

Моделирование

2

5.3

Проектная деятельность

14


Итого:

68





Планируемые результаты обучения 7 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;

    • характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

    • перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;

    • объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;

    • объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;

    • осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;

    • осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;

    • выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);

    • конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;

    • следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;

    • получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;

    • получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).

Содержание учебного предмета 7 класс

1. Технологии преобразования материалов 34час

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

1.1. Сложные соединения 18час

Основные теоретические сведения.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы). Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами. Строение древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Способы фиксации деталей. Способы отделки изделий. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Себестоимость производства и порядок ее расчета.

Лабораторно-практические и практические работы:

1. Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.

2. Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.

3. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах. Расчет примерной себестоимости изделия.

Варианты объектов труда

Шкатулки, ящики, полки, скамейки, садовая мебель, игрушки. Модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.

1.2. Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технической документации. Технологии изготовления изделий с использованием точёных деталей 16час

Основные теоретические сведения

Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Точность обработки и качество поверхности деталей. Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Особенности точения изделий из искусственных материалов. Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Виды и назначение фрез. Основные элементы фрез. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое фрезерование поверхностей. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях. Правила безопасности труда. Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением токарных и фрезерных работ.

Лабораторно-практические и практические работы:

1. Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

2. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

3. Организация рабочего места токаря. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.

4. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно -винторезном станке. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

5. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

6. Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками.

Варианты объектов труда

Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий. Детали для ремонта бытовых промышленных изделий, транспортных средств, изделия бытового назначения.

2. Автоматизация производства 4ч

Основные теоретические сведения.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Технологические процессы. Управление технологическим процессом. Замкнутые системы регулирования по отклонению. Условные обозначения. Схемы.

Практические работы.

Изучение механических автоматических устройств. Условные обозначения. Составление схем механических устройств регулирования жидкости и температуры.

3. Технологии в области энергетики 10час

Основные теоретические сведения

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. Энергетика в регионе проживания. Профессии в сфере энергетики.

Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников.

Общие понятия об электрическом токе.

Использование современных информационных технологий.

Лабораторно-практические и практические работы:

«Устройство аккумулятора», «Альтернативные источники энергии – устройство солнечной батареи», «Электромонтажные работы, электрические провода», «Сборка электрической цепи».

Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием.

Расчёт освещённости жилого помещения.

Проект: «Сборка электрической цепи для светильника с использованием конструктора»

Эстетика и экология жилища 4час

Основные теоретические сведения.

Виды обоев, виды обойного клея. Виды красок и растворителей. Инструменты для лакокрасочных работ. Современные технологии окраски.

Практические работы.

Подготовка обойного клея. Разметка, резание, наклеивание обоев. Изучение технологии малярных работ.

5. Анализ и разработка \ модификация технологической системы 16час

5.1. Исследовательская и созидательная деятельность 4час

Основные теоретические сведения.

Определение и формулировка проблемы. Разработка опорной схемы размышления, выявление лучшей идеи Поиск необходимой информации для решения проблемы. Поиск новых технических решений, исследовательская деятельность. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта. Подбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование, моделирование материального продукта. Разработка технологической документации. Выполнение операций редактора компьютерного трехмерного проектирования.

Практические работы:

Исследования материалов, выбор оптимальных. Оформление проектной документации.

5.2. Проектная деятельность 12час

Основные теоретические сведения

Этапы выполнения проекта:

- подготовительный: выбор и обоснование темы проекта;

- конструкторский: поиск технических решений, разработка конструкторской документации;

- этап изготовления: изготовление проектируемого изделия;

- заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование, разработка рекламного проспекта изделия, обобщение результатов проектной деятельности, защита проекта.

Практические работы:

Подготовка конструкторской документации, изготовление материального продукта, расчёт себестоимости изделия, разработка рекламы изделия, подготовка презентации проекта в программе MicrosoftOfficePowerPoint

Тематический план 7 класс.



Раздел программы


Часы


1.


Технологии преобразования материалов

34



1.1

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации. Сложные соединения.



18


1.2.


Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технической документации. Технологии изготовления изделий с использованием точёных деталей



16


2.



4


Автоматизация производства



4


2.1


Условные обозначения. Механические автоматические устройства



2

2.2

Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.


2


3.


Технологии в области энергетики


10

3.1

Использование энергии. Энергетика в регионе проживания.


2


3.2.

Бытовые электроприборы.


2

3.3


Освещённость жилого помещения

2

3.4


Сборка электрической цепи (мини-проект)


2


3.5


Устройства с элементами автоматики. Работа счетчика электрической энергии

2



4.


Эстетика и экология жилища

4



4.1.

Технология оклеивание обоями помещения


2

4

4.2


Технология малярных работ

2

2

5.


Анализ и разработка \ модификация технологической

системы


16

5.1.

Исследовательская и созидательная деятельность

4

5.2.

Проектная деятельность

12


ИТОГО:

68


Планируемые результаты обучения. 8 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами

    • характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта

    • называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания

    • характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития

    • перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации

    • характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации)

    • объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий

    • разъясняет функции модели и принципы моделирования

    • создаёт модель, адекватную практической задаче

    • отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям

    • составляет рацион питания, адекватный ситуации

    • планирует продвижение продукта

    • регламентирует заданный процесс в заданной форме

    • проводит оценку и испытание полученного продукта

    • описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения

    • получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания

    • получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач

    • получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства

    • получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения

    • получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков

    • получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу

    • получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования

    • получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку

    • получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами

Содержание учебного предмета 8 класс

(34 ч, 1 ч в неделю)

1. Домашняя экономика 4час

Основные теоретические сведения

Источники доходов. Структура доход и расходов семьи. Планирование бюджета школьника. Потребительские кредиты. Сущность и цели предпринимательства.

Практическая работа:

Расчет коммунальных платежей. Составление меню.

2. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития 10час


2.1. Материалы, изменившие мир. Биотехнологии. Нанотехнологии. Электроника (фотоника). Медицинские технологии 1час


Основные теоретические сведения

Общие понятия о материалах, изменивших мир: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика, пористые металлы. Биотехнологии.

Лабораторно-практические и практические работы

Подготовка презентаций, докладов, рефератов «Материалы – изменившие мир».

2.2. Технология изготовления изделий из конструкционных материалов (дерево) 6час

2.2.1. Изготовление малогабаритной мебели 3час

Основные теоретические сведения

Соединения, применяемые при производстве мебели. Ручные электроинструменты. Токарные изделия.

Практические работы

1. Изготовление угловых соединений.

2. Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов.

3. Токарные работы по дереву.

Варианты объектов труда

Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели.


2.2.2. Декоративно-прикладная обработка древесины 3час


Основные теоретические сведения

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов

рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства.

Понятия о композиции. Виды и правила построения орнаментов. Технологии художественной резьбы и точения.

Практические работы

1. Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

2. Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление (по одному из направлений художественной обработки материалов).

Варианты объектов труда

Домовая резьба. Прорезная резьба.

2.3. Технология изготовления изделий из конструкционных материалов (металл, пластмассы) 3час

Основные теоретические сведения

Быстрорежущие стали, твердые сплавы, минералокерамические материалы и их применение. Отклонения, допуски и посадки на размеры соединяемых деталей. Шероховатость обработанной поверхности.

Классификация пластмасс. Свойства и применение пластмасс. Технология ручной обработки пластмасс. Технология токарной обработки пластмасс.

Практические работы

1. Распознавание видов стали.

2. Чтение чертежей деталей из стали.

3. Организация рабочего места.

4. Изготовление деталей из стали по чертежу и технологической карте.

Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.

3. Формирование технологической культуры и проектно - технологического мышления обучающихся 18час

3.1. Компьютерная графика. Графический редактор компас 3д. 4час

Основные теоретические сведения

Машинная графика - отрасль систем автоматизированного проектирования (САПР) в век компьютерных технологий. Нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации. Интерфейс программы компас 3д.

Практические работы:

1.Запуск программы. Основные элементы рабочего окна программы.

2.Основные сведения о выполнении чертежей.

3. Создание и просмотр чертежа.

3.2. Электротехнические работы и электронные устройства 4час

Основные теоретические сведения

Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общая характеристика принципов работы двигателей постоянного и переменного тока. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы

1. Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подбор деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели.

2. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.

Варианты объектов труда

Модели устройств из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.

3.3. Элементы техники 4час

Основные теоретические сведения

Преобразование энергии и ее эффективное использование. Энергетические машины. Классификация двигателей. Действие сил в машинах.

Практическая работа

Решение технических задач.

3.4. Творческие проектные работы 6час

Основные теоретические сведения

Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы. Конструкторский этап: дизайнерская задача, конструкторская документация. Технологический этап: технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда. Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование, форма рекламы изделия, выводы по итогам работы, отчет по проекту, защита проекта.

Практические работы

Выбор объекта проектирования, выявление потребности в изделии и обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление исторической и технической справок. Анализ существующего состояния, выбор рациональной конструкции изделия, составление композиции, разработка конструкторской документации на проектируемое изделие. Разработка технологической документации. Изготовление изделия. Экономическое обоснование проекта; экологическое обоснование, выбор формы рекламы изделия. Выводы по итогам работы, оформление

отчета о проделанной работе, защита проекта.

Темы творческих проектов

1. Изделия из металла (струбцина, струбцина универсальная, вороток, вороток универсальный).

2. Изделия из древесины (солонка «Грибок» из березы, лавочка, яйцо пасхальное).

3. Комплексные изделия (подсвечник, подсвечник электрический, стенд-книжка для школьного кабинета).

4. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения 2 час

Основные теоретические сведения:

Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в лёгкой и пищевой промышленности, рацион питания человека в различных жизненных ситуациях, исследование продуктов питания на наличие нитратов. Влияние техники и технологии на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Предприятия региона проживания. Автоматизированные производства региона проживания. Выявления проблем транспортной логистики населённого пункта, трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения. Моделирования транспортных потоков. Семейный бизнес. Предпринимательская деятельность. Бизнес план семейной фирмы.

Лабораторно-практические и практические работы

Анализ структуры предприятия тяжёлой и лёгкой промышленности.

Анализ профессионального деления работников предприятия.

Исследование продуктов питания на наличие в них вредных веществ.

Составление рациона питания человека в различных жизненных ситуациях.

Составления маршрута доставки продукции от пункта отправки до пункта назначения

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.

Экскурсии на предприятия региона. Составление бизнес-плана семейной фирмы.

Тематический план 8 класс

Раздел.


Часы


8а,б,в

1.

Домашняя экономика.

4

1.1.

Бюджет семьи. Планирование расходов.

2

1.2.

Введение в предпринимательскую деятельность. Сущность и цели. Бизнес план.

2

2

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

10

2.1.

Материалы, изменившие мир. Биотехнологии. Элементы материаловедения. Нанотехнологии. Электроника (фотоника). Медицинские технологии.

1

2.2.

Технология изготовления изделий из конструкционных материалов (дерево)

6

2.2.1.

Изготовление малогабаритной мебели. Ящичные угловые соединения. Токарные работы по дереву.

3

2.2.2.

Декоративно-прикладная обработка древесины

3

2.3.

Технология изготовления изделий из конструкционных материалов (металл, пластмассы)

3

2.3.1.

Классификация сталей

1

2.3.2.

Классификация пластмасс. Свойства и применение пластмасс.

1

2.3.3.

Технология обработки металлов резанием

1

3.

Формирование технологической культуры и проектно - технологического мышления обучающихся

18

3.1.

Компьютерная графика. Графический редактор компас 3Д


4

3.2.

Электротехнические работы и электронные устройства


4

3.3.

Элементы техники


4

3.4.

Творческие проектные работы

6

4.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

2

4.1.

Сферы производства и разделы труда. Предприятия региона проживания. Автоматизированные производства региона проживания

1

4.2.

Склонности и интересы при выборе профессии

1


Итого:

34



Методическое обеспечение.

1. Примерная основная образовательной программа основного общего образования. Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

2. Учебно-методический комплект. Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М: Дрофа, 2019. — 132 с. — (Российский учебник).

3. Учебно-методический комплект «Технология. Технический труд» для 5-8 классов В.М. Казакевич, Г.А. Молева, Москва, Дрофа, 2013 год

4. Технология: 5 класс: учебник / Е. С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др. – М.: Дрофа, 220. – 320 с. : ил. – (Российский учебник).

5. Технология. Технический труд. 5-7 класс: учебник. Для общеобразовательных учреждений: книга 3/ В.М. Казакевич, Г.А. Молева.-М: Баласс, 2013-128с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).