СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.Технология.11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.Технология.11 класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ

«ПРОФЦЕНТР»


«Рассмотрено»
руководитель ШМО___________________

Руководитель ГМО ____________________

протокол № _______ от

«____» __________________________2015г.

«Утверждаю»

директор МБОУ МУПК

_________ Бербер Т.В.

Приказ № ________ от

«____»___________________2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу технологии

для 11 классов

Галкиной Анны Сергеевны,
























2015-2016 год


Пояснительная записка


В 2015-2016 учебном году для обучения предмета «Технология» в 10-11 классах отводится по 34 часа из расчета 1 ч в неделю.

Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений.

Рабочая программа по «Технологии» для обучающихся 11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, программ, учебных и учебно-методических пособий:


  1. Учебник «Технология 5-11» . Под редакцией В.Д. Симоненко, М., Изд. «Вента-Граф», 2012 г

  2. Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Волгоград: Учитель 2007.


В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образова­нии, которые предполагают переход от простой суммы зна­ний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и ис­пользованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план от­ражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному само­определению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,

Обучение направлено на формирование умения само­стоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные ис­точники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, основополагающий программе обучения технологии в 11 классе под редакцией В.Д. Симоненко, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них твор­ческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической ком­петенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. Учебная нагрузка распределяется на 1 час в неделю, а значит 34 часа учебного года в выпускном 11 классе.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- практическая работы

- викторина


Основные виды контроля при организации работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя


Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест



Общая характеристика учебного предмета


Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.


Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

•возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.


Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, практические и лабораторно-практические работы.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Цели

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.


Место предмета в базисном учебном плане

В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 68 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Требования к уровню подготовки выпускников средней полной школы

В результате изучения технологии должен:

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися программы «Технология» в выпускном 11 классе являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Содержание учебного курса



Производство, труд и технологии


Организация производства 8 час


Структура современного производства 4 час


Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.


Нормирование и оплата труда (2 час)


Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.


Научная организация труда (2 час)

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.


Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг (12 час)


Функционально - стоимостной анализ (2 час)


Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.


Основные закономерности развития искусственных систем
(4 час)


Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.


Защита интеллектуальной собственности (4 час)


Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.


Презентация результатов проектной деятельности (2 час)


Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.


Профессиональное сомоопределение и карьера (8 час)


Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4 час)


Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.


Планирование профессиональной карьеры (4 час)

Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч

Теоретические сведения.

Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессиональ­ного становления личности (выбор профессии, профессио­нальная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Фак­торы, влияющие на профессиональную подготовку. Планиро­вание профессиональной карьеры.

Практические работы.

Определение целей, задач и ос­новных этапов своей будущей профессиональной деятельно­сти. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

Рынок труда и профессий (2 час)

Теоретические сведения.

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложе­ния на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения ин­формации о рынке труда и путях профессионального обра­зования. Центры занятости.

Практические работы.

Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня об­разования, заработной платы, мотивации, удовлетворённо­сти трудом работников различных профессий.

Профессиональная деятельность в различных сферах экономики (4 час)

Теоретические сведения.

Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.

Практическая работа.

Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.

Центры профконсультационной помощи (2 час)

Теоретические сведения.

Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа.

Посещение центров профкон­сультационной помощи и знакомство с их работой.


Виды и формы получения профессионального образования, 1 ч

Теоретические сведения.

Общее и профессиональное об­разование. Виды и формы получения профессионального об­разования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образова­ние. Региональный рынок образовательных услуг. Методы по­иска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.


Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч

Теоретические сведения.

Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное ре­зюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседова­ние. Правила самопрезентации при посещении организа­ции. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.


Творческая проектная деятельность 6 час

Планирование профессиональной карьеры 4 ч

Теоретические сведения.

Определение жизненных це­лей и задач. Составление цлана действий по достижению на­меченных целей. Выявление интересов, способностей, про­фессионально важных качеств. Обоснование выбора специ­альности и выбора учебного заведения.

Практическая работа.

Выполнение проекта «Мои жиз­ненные планы и профессиональная карьера».

Презентация результатов проектной деятельности, 2 ч

Теоретические сведения

Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Выбор формы презентации. Определение целей презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Формы взаимодействия участников презентации.

Практическая работа.

Проведение презентации и защи­та проектов.




Тематический план

Разделы и темы

Количество часов

Практич. работы

Производство, труд и технологии

8

4

Структура современного производства.

4

2

Нормирование и оплата труда.

2

1

Научная организация труда.

2

1

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

12

5

Функционально - стоимостной анализ.

2

1

Основные закономерности развития искусственных систем.

4

2

Защита интеллектуальной собственности.

4

1

Презентация результатов проектной деятельности

2

1

Профессиональное самоопределение и карьера

8

4

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования

4

2

Планирование профессиональной карьеры

4

2

Творческая проектная деятельность

6

4

Итого:

34

17


Календарно-тематический план по технологии для 11 класса.

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Практическая работа

Сообщаемые сведения

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

Структура современного производства (4 ч)

1

Сферы профессиональной деятельности. Представление об организации производства.

 

1

Анализ  региональной структуры производственной сферы.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые ак­ционерные общества, холдинги.

2

Перспективы экономического развития региона.

 

 

1

Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. 

Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприяти­ями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.


3

Понятие о разделении и специализации труда

 

1

Анализ форм разделения труда в организации

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогатель­ных подразделений. Основные виды работ и профессий.

4

Формы современной кооперации труда

 

1

Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Нормирование оплата труда (2 ч)


5

Основные направления нормирования труда

 

1

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения

Основные направления нормиро­вания труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

6

Формы оплаты труда

 

1

Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-преми­альная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

 

Научная организация труда 2  (ч)


7

Эффективность деятельности организации

 

1

Проектирование рабочего места

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспече­ние качества производимых товаров и услуг. Организационные и тех­нические возможности повышения качества товаров и услуг.


8

Профессиональная этика

 

1

Проектирование современного рабочего места

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нор­мы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ (12 (2) ч)

Функционально-стоимостной анализ (2 ч)

9

Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА)

 

1

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества.

10

Основные этапы ФСА

 

1

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Основные закономерности развития искусственных систем (4 ч)

11

Искусственные системы и ее основные понятия.

 

1

Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий

История развития техники, с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах)

12

Основные закономерности развития искусственных систем.


1

Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования.

Основные закономерности развития искусственных систем..

13

Выдающиеся откры­тия и изобретения и их авторы

 

1

Прогнозиро­вание направлений развития систем из ближайшего окружения школьников.

Выдающиеся откры­тия и изобретения и их авторы.

14

Использование закономерностей развития тех. систем для прогн. направлений техн. прогресса

 

1

Описание свойств нового поколения систем с учетом за­кономерностей их развития.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений







Защита интеллектуальной собственности (4 ч)


15

Понятие интеллектуальной собственности.

 

1

Разработка различных форм защиты проект­ных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Понятие интеллектуальной собственности

16

Публикации. Рационализаторское предложение.

 

1

Публикации. Рационализаторское предложение.

17

Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель

 

1

Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель

18

Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.

 

 

1

Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания


Презентация результатов проектной деятельности (2 ч)


19

Цели и формы презентации

 

1



Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации.



20

Использование технических средств в про­цессе презентации.

 

1

Использование технических средств в про­цессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА (4 ч)

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 ч)


21

Этапы профессионального становления и карьера

 

1

Определение целей и задач своей будущей профессиональной деятельности составление плана своей будущей профессиональной карьеры

Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии Профессиональная облученность, компетентность, мастерство. Понятие карьеры должностного роста, призвания, Факторы влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех Планирование профессиональной карьеры



22

Рынок труда и профессий

 

1

Изучение регионального рынка труда, Изучение содержания трудовых действии, уровня образования, зар. платы, мотивации работников различных профессии

Рынок труда и профессии Спрос и предложения на различные виды профессионального труда Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования

23

Профессиональная деятельность в различных сферах экономики


1

Тестирование для определение склонностей к роду профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность в сфере индивидуального производства, в легкой и пищевой промышленности, на предприятиях производственной сферы, сферах перспективных технологий.

Планирование профессиональной карьеры (4 ч)


24

Пути получения образования, профессионального и служебного роста.

 

1

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.

Пути получения образования, профессионального и служебного роста.

25

Центры профконсультационной помощи


1

Знакомство с работой центров профконсультационной помощи


Профконсультационной помощи: цели и задачи Справочно-информационные, диагностические центры

26

Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства


1

Составление автобиографии и профессионального резюме

Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования, и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании

27

Виды и уровни профессионального образова­ния и профессиональная мобильность. 

 

1

Составление профессионального резюме

Подготовка формы самопрезентации.

Виды и уровни профессионального образова­ния и профессиональная мобильность. Формы самопрезентации. Содержание резюме



Творческая проектная деятельность – 6 часов


28

Выбор темы проекта, обоснование проблемы

 

1

Поиск и анализ проблемы


  Планирование проектной деятельности, определение необходимых материалов и финансовых затрат

29

Исторические сведения по теме проекта

 

1

Сбор и изучение, анализ исторических сведений

  Сбор, изучение и анализ, обработка информации по теме проекта.

30

Конструкторская часть

 

1

Составление конструкторской документации

 Разработка и составление соответствующей конструкторской документации, подготовка необходимых материалов и оборудования.

31

Технологическая карта

 

1

Разработка технологического процесса

 Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна в соответствии с планом работы используя конструкционные карты

32

Экономическая часть

 

1

Экономическое и обоснование

 Расчет экономических затрат на выполнение проекта. Каково будет соотношение выгоды (убытка) для общества в результате изготовления этого изделия.

33

Экологическое обоснование

Заключение. 

 

1

Экологическое обоснование

 Влияние на окружающую среду. Не наносит ли вред данная технология в котором это изделие будет изготовлено и будет использоваться.

34

Презентация проекта

 

1

Анализ результатов выполненного проекта

 Критерии проверки и анализ качества изделия (проекта)

Критерии оценивания качества знаний, умений и навыков обучающихся по технологии

Оценка устного ответа


Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный, материал изложен своими словами в определенной логической последовательности; обучающийся самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

обучающийся подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя; обучающийся подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся не усвоил значительную часть учебного материала; допускает существенные ошибки при его изложении своими словами или ответ неполный, несвязный; обучающийся затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на поставленные вопросы учителя.


Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.



Оценка практических работ

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся творчески планирует работу выполнил её в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; полностью использует знания программного материала; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.



Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся правильно планирует работу, выполняет её в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; полностью использует знания программного материала; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся допускает ошибки при планировании работы, выполнил её в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами

.

Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид; не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение работы; совсем не выполнил работу (не смог или отказался); не может использовать знания программного материала. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


Оценка проверочных работ

Оценка 5 ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

■ или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

■ не более двух грубых ошибок,

■ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
    Оценка 2 ставится, если обучающийся:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.
    Оценка 1 ставится, если обучающийся:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
    Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.



При выполнении контрольных тестов

Оценка 5 ставится, если обучающийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка 4 ставится, если обучающийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка 3 ставится, если обучающийся: выполнил 30 - 69 % работы

Оценка 2 ставится, если обучающийся: выполнил до 30 % работы

Т

При выполнении творческих и проектных работ



ехнико-экономические требования

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

Оценка «2» ставится, если обучающийся:


Защита проекта









Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы; правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы; умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы; правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы; умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает неполное соответствие содержания доклада и проделанной работы; не может правильно и четко ответить на отдельные поставленные вопросы; затрудняется самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы; не может правильно и четко отвечает на многие вопросы; не может самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными

примерами.


Оформление проекта









Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения.


Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное неполное количество наглядных материалов Соответствие технологических разработок современным требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям.

Печатный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологические разработки.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения не имеют принципиального значения

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения.

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению.

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные технологии, изделие бракуется.

Качество проектного изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями, предусмотренными в проекте

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу. Размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид не ухудшается.

Изделие выполнено по эскизу, чертежу с небольшими отклонениями. Качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия


Приложение 1

Проектные работы (11 класс)


№ п/п

Тема творческих проектов


Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

Профессия и человек.
Определение «профессии». Основные характеристики профессий. Специальность. Должность. Квалификация. Карьера.

Профессия и время.

Профессия вчера, сегодня и завтра. Доиндустриальный этап. Индустриальный этап. Постиндустриальный этап. Потребности и причины смены профессии. Новые требования к современному специалисту.

Какие бывают профессии.
Мир профессий. Научные способы классификации профессий (классификации В.Н. Татищева, С.М. Богословского и др.). Зарубежные классификации (классификация Дж. Холланда).

Наиболее распространённая отечественная классификация профессий.
Классификации по различным признакам труда (по предмету труда, по цели труда, по орудиям труда, по условиям труда). Житейские способы классификации профессий (доходность, интеллектуальность, востребованность).

Где и как можно приобрести профессию.
Типы учебных заведений (курсы, специализированные учебные центры и студии, училища и техникумы (колледжи или профессиональные лицеи) университеты и институты, аспирантура и доктарантура). «Старая» и «новая» системы высшего образования. Очная, заочная, дистанционная формы обучения и эктернат. Бакалавр, магистр. Государственые, негосударственные и аккредитованные вузы.

Профессиональный успех на студенческой скамье.
Престижные ВУЗы (десятка лучших вузов страны).

Профессиональный успех и здоровье.
Профпригодность. Вредные, опасные, напряженные профессии.

Мониторинг рынка труда в России.
Престижные профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии. «Ножницы» в ожиданиях молодых специалистов и работодателей. Требования современных работодателей к молодым специалистам.

Самые востребованные профессии на рынке труда.
Результаты опросов рекрутинговых компаний. Рейтинг: Самые нужные профессии. Горячая десятка. Самые нужные – не самые богатые.

Формула выбора професии.
Результаты опроса выпускников о требованиях к выбранной профессии. Анализ результата. Хочу, могу, надо.

Методика поиска профессии.
Универсальная методика поиска профессии Томского государственного университета. Семь этапов принятия решения о выборе профессии.

Ошибки при выборе профессии.
Отношение к выбору профессии как к неизменному. Бытующее мнение о престижности профессии. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Приложение 2

Практические работы (11 класс)

№ п/п

Тема практических работ

Проверьте себя в сфере экологии.
Отношение людей с природой. Три направления отношений человека с природой: человек познаёт природу; человек преобразует природу; человек изучает и формирует отношения в обществе, связанные с использованием и охраной природных объектов.

.Человек, среда, машины и автоматы.
Инженерная психология. Виды операторской деятельности (оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-наблюдатель, оператор-исследователь). Эргономика. Антропометрия. Ориентация техники и человека. Проектирование технических объектов.

Где и как искать работу.
Книги, газеты, Интернет. Этапы получения работы. Восемь правил выбора работы и поиска рабочего места. Пути достижения успеха на рынке труда. Объявления, кадровые агентства, биржа труда. Поиск работы с помощью родственников, друзей и знакомых.

Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем?
«Сбор информации». Правила поведения при прохождении собеседования. «Учебно-тренировочное» собеседование. Анализ «учебно-тренировочного» собеседования и выводы из него.

Как провести эффективное собеседование?
Пять этапов эффективного собеседования:
1)Установление контакта. (Визуальная психодиагностика).
2)Выслушивание.
3)Аргументация-демонстрация.
4)Ответы на вопросы. Вопросы, часто встречающиеся на собеседовании и рекомендации по ответу.
5)«Осуществление продажи».

Как пройти психологическое тестирование?
Различные виды психологических тестов: личностные опросники; интеллектуальные тесты. Рекомендации по прохождению психологического тестирования.

Как закрепиться на рабочем месте?
Период «острой адаптации». Период «оптимистических ожиданий». Период «вторичной адаптации». Главные рабочие качества человека позволяющие закрепиться на рабочем месте: ответственность; заинтересованное отношение к делу; преданность; конструктивное отношение к критике. Несколько полезных советов.

Проектные работы:

Составление собственного резюме

Мои жизненные планы и профессиональная карьера


Учебники


  1. Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.

  2. Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2010 г.

  3. 3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010


Методическая литература


  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.

  3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.

  4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.

  5. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.

  6. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.

  7. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.

  8. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973г.

2. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М.: ДОСААФ, 1980г.

3. Джонс Дж. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986г.

4. Элотин Б., Зусман А. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. - Кишинев: Лумина, 1998г.

5. Кудрявцев ТВ. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1974г.

6. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978г.

7. Толяко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. школа, 1983г.

8. Петрович М.Т., Цуриков В. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

9. Растрагин Л. А. По воле случая. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990г.

11. Тринг, Лейтуэйт. Как - изобретать? - М.: Мир, 1980г.

12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995г.

13. Кламов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990г.

14. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1997г.


18