СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Тьюторское сопровождение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Тьюторское сопровождение"»

1.Пояснительная записка

Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».

В школе необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся.

Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения. В целях объединения усилий школы в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся разработана данная программа. На 2022-2023 учебный год рабочая программа ориентирована на работу с учащимися с низкими образовательными результатами.

2.Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается круг задач, направленных на решение проблем в обучении учащихся, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в воспитательном процессе;

  • индивидуализации воспитательного процесса;

  • «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;

  • взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной воспитательной траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения;

  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;

  • Осуществить мероприятия по решению проблем учащихся с низкими образовательными результатами.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

  1. Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса, проблем и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

Также проводится диагностическая работа с целью обнаружения конкретных трудностей по одному из предметов.

  1. Аналитический этап.

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам диагностической работы учащегося с низкими образовательными результатами.

Анализируются трудности, возникшие во время работы, проводится групповая рефлексия с целью коррекции дальнейшей совместной работы. Завершается аналитический этап планированием будущей работы.

  1. Реализационный этап.

На этом этапе тьюторант осуществляет решение поставленной задачи тьютором и затем представляет полученные им результаты в индивидуальном образовательном маршруте тьюторанта. Ведется взаимодействие с учителемпредметником, по предмету которого у тьюторанта возникают трудности.

По итогам такого взаимодействия, тьютор вносит изменения в работу тьюторанта.

Все этапы между собой чередуются в зависимости от взаимодействия и результатов работы тьютора и его подопечного. По итогам всей работы, тьютор пишет характеристику на тьюторанта.

3.Содержание и организационные условия реализации программы

Программа тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время до или после уроков.

Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием. Планируется проводить один час в неделю.

Личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение складывается в группе слабоуспевающих учащихся. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.

4.Механизм реализации программы

Программа разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы школы, который утверждается директором.

Она предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение учащихся и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.

Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.

Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждой ступени образования.

Технология сопровождения

Организационные формы

Ступени образован ия

Функции сопровождения

Технология индивидуальных групповых консультаций

Групповые и

индивидуальные занятия. Ролевые

игры

Основная школа (6-е классы)

Диагностическая, консультационная

Тестирование,

Карта интересов.

Определение уровня интеллектуального

развития при переходе в среднее звено

Создание условий для рефлексии

успеха

Информационные технологии

Групповые занятия

Аналитическая.

Освоение программ по внеурочной деятельности. Консультационная, проектировочная

Работа с

программами

Тренинговые технологии

Ролевые игры

Проектировочная. Измерение индивидуальных психологических свойств личности

Коррекционноразвивающие занятия

Коррекционная, аналитическая.

Составление на основе наблюдений и исследований прогноза ситуации развития личности. Снятие эмоциональнопсихологической напряженности

Мини - тренинги

Аналитическая, диагностическая.

Реализационная.




Выявление запросов, потребностей

и




разработка рекомендаций выборе образовательной траектории

в

Проектная технология

Мини – проекты

Клуб деловых игр

Диагностическая, аналитическая. Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального пути

Проектировочная Расширение горизонтов профессионального, социального самоопределения школьника.

5. Ожидаемые результаты:

  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);

  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

  3. Социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)

  4. Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности;

  5. Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся;

  6. Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

6. Календарный план работы

Сроки

Вид деятельности

Декабрь

  1. Встреча с учащимися и их родителями;

  2. Составление банка данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  3. Проведение диагностик, наблюдение;

  4. Посещение занятий внеурочной деятельности;

  5. Индивидуальные консультации;

  6. Консультации с родителями

Январь

  1. Проведение диагностик, наблюдение;

  2. Составление индивидуальных карт на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  3. Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  4. Индивидуальные консультации;

Февраль

  1. Индивидуальное сопровождение учащихся;

  2. Групповые занятия;

  3. Составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  4. Проведение тьюторских часов;

Март

  1. Индивидуальное сопровождение учащихся;

  2. Проведение тьюторских часов;

  3. Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  4. Наблюдение;

Апрель

  1. Индивидуальное сопровождение учащихся;

  2. Групповые занятия;

  3. Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  4. Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

Май

  1. Индивидуальное сопровождение учащихся;

  2. Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  3. Итоговое родительское собрание

  4. Анализ работы;

  5. Оформление и представление результатов работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!