1.Пояснительная записка
Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».
В школе необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся.
Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения. В целях объединения усилий школы в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся разработана данная программа. На 2022-2023 учебный год рабочая программа ориентирована на работу с учащимися с низкими образовательными результатами.
2.Концептуальные положения программы
Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается круг задач, направленных на решение проблем в обучении учащихся, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.
Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.
Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:
признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в воспитательном процессе;
индивидуализации воспитательного процесса;
«не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);
Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной воспитательной траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.
Задачи:
Разработать нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения;
Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;
Осуществить мероприятия по решению проблем учащихся с низкими образовательными результатами.
Реализация программы предусматривает несколько этапов:
Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса, проблем и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Также проводится диагностическая работа с целью обнаружения конкретных трудностей по одному из предметов.
Аналитический этап.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам диагностической работы учащегося с низкими образовательными результатами.
Анализируются трудности, возникшие во время работы, проводится групповая рефлексия с целью коррекции дальнейшей совместной работы. Завершается аналитический этап планированием будущей работы.
Реализационный этап.
На этом этапе тьюторант осуществляет решение поставленной задачи тьютором и затем представляет полученные им результаты в индивидуальном образовательном маршруте тьюторанта. Ведется взаимодействие с учителемпредметником, по предмету которого у тьюторанта возникают трудности.
По итогам такого взаимодействия, тьютор вносит изменения в работу тьюторанта.
Все этапы между собой чередуются в зависимости от взаимодействия и результатов работы тьютора и его подопечного. По итогам всей работы, тьютор пишет характеристику на тьюторанта.
3.Содержание и организационные условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время до или после уроков.
Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием. Планируется проводить один час в неделю.
Личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение складывается в группе слабоуспевающих учащихся. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.
4.Механизм реализации программы
Программа разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы школы, который утверждается директором.
Она предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение учащихся и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.
Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.
Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждой ступени образования.
Технология сопровождения | Организационные формы | Ступени образован ия | Функции сопровождения |
Технология индивидуальных групповых консультаций | Групповые и индивидуальные занятия. Ролевые игры | Основная школа (6-е классы) | Диагностическая, консультационная |
| Тестирование, Карта интересов. | | Определение уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено Создание условий для рефлексии успеха |
Информационные технологии | Групповые занятия | | Аналитическая. Освоение программ по внеурочной деятельности. Консультационная, проектировочная Работа с программами |
Тренинговые технологии | Ролевые игры | | Проектировочная. Измерение индивидуальных психологических свойств личности |
| Коррекционноразвивающие занятия | | Коррекционная, аналитическая. Составление на основе наблюдений и исследований прогноза ситуации развития личности. Снятие эмоциональнопсихологической напряженности |
| Мини - тренинги | | Аналитическая, диагностическая. Реализационная. |
| | | Выявление запросов, потребностей | и |
| | | разработка рекомендаций выборе образовательной траектории | в |
Проектная технология | Мини – проекты Клуб деловых игр | | Диагностическая, аналитическая. Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального пути Проектировочная Расширение горизонтов профессионального, социального самоопределения школьника. |
5. Ожидаемые результаты:
Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
Социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)
Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности;
Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся;
Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.
6. Календарный план работы
Сроки | Вид деятельности |
Декабрь | Встреча с учащимися и их родителями; Составление банка данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Проведение диагностик, наблюдение; Посещение занятий внеурочной деятельности; Индивидуальные консультации; Консультации с родителями |
Январь | Проведение диагностик, наблюдение; Составление индивидуальных карт на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Индивидуальные консультации; |
Февраль | Индивидуальное сопровождение учащихся; Групповые занятия; Составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Проведение тьюторских часов; |
Март | Индивидуальное сопровождение учащихся; Проведение тьюторских часов; Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Наблюдение; |
Апрель | Индивидуальное сопровождение учащихся; Групповые занятия; Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; |
Май | Индивидуальное сопровождение учащихся; Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; Итоговое родительское собрание Анализ работы; Оформление и представление результатов работы |