Содержание:
Пояснительная записка
План работы ДЮП «Огонек» на 2015-2017 учебный год
Календарно – тематическое планирование
Тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
Список литературы
Список творческого объединения ДЮП «Огонек»
Пояснительная записка
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создано творческое объединение юных пожарных «Огонек», которое имеет социально – педагогическую направленность.
Объединение создано на базе 7 – 10 классов, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа рассчитана на 2 года (76 часов).
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре.
Задачи:
сформировать объединение, организовать его постоянное функционирование;
обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
Деятельность объединения нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа «Огонька» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Она представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа объединения включает в себя 3 этапа:
теоретический этап накопления знаний;
практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие в городских мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы.
План работы ДЮП «Огонек» на 2015-2017 учебный год
№ п\п | Наименование мероприятия | Срок | Ответственный |
1 | Организация работы кружка, установление расписания занятий, организационные собрания | Сентябрь | Руководитель ТО |
2 | Обучение по программе | В течение года | Руководитель ТО |
3 | Распределение обязанностей | До 20 сентября | Командир ДЮП |
4 | Рейд по жилому фонду, вручение памяток и листовок жителям деревни | 1 раз в четверть | Руководитель ТО |
5 | Тестирование родительской общественности на знание Правил пожарной безопасности | Октябрь, февраль | Руководитель ТО |
6 | Выступление с кружком в начальных классах | Месячник безопасности - сентябрь, раз в четверть | Руководитель ТО |
7 | Демонстрация в/фильмов | В течение года | Руководитель ТО |
8 | Слет-старт ДЮП (городской) | Сентябрь | Руководитель ТО |
9 | Обсуждение итогов слета | Сентябрь | Руководитель ТО |
10 | Выступление в начальных классах на тему «Первая помощь при ожогах» | Ноябрь | Командир ДЮП |
11 | Организация выставки по ПБ | Ноябрь | Руководитель ТО |
12 | Подготовка к городскому конкурсу агитбригад | Апрель | Командир ДЮП |
13 | Выступление на городском конкурсе агитбригад | Апрель | Руководитель ТО |
14 | Выступление агитбригады в школе | Декабрь | Руководитель ТО |
15 | Рейд по школе «Внимание! Новый год!» | Декабрь | Командир ДЮП |
16 | Организовать и провести встречи с ветеранами пожарной охраны | Декабрь, май | Руководитель ТО |
17 | Оформление стендов, бюллетеней | В течение года | Командир ДЮП |
18 | Выступление дружины юных пожарных «Огонек» в ДОУ «Малинка», организациях, предприятиях | 1 раз в четверть | Руководитель ТО |
19 | Работа с уголком ДЮП | В течение года | Командир ДЮП |
20 | Использование активных нетрадиционных методов обучения населения Правилам пожарной безопасности: -выход в учреждения здравоохранения (Леонтьевская амбулатория); -выход в учреждения культуры (Леонтьевский сельский клуб); -выход в иные учреждения. Оформление в этих учреждениях уголков Пожарной безопасности, распространение листовок, памяток на противопожарную тематику. | Сентябрь, апрель, май | Руководитель ТО |
21 | Выступление в начальных классах на темы: «Правила пожарной безопасности»; «Легче предупредить, чем тушить» «Пожарная техника»; «Правила поведения при пожаре» | В течение года | Руководитель ТО |
22 | Оформление стенгазеты «Огонек» | В течение года | Командир ДЮП |
23 | Разработка и реализация проекта «Пропаганда знаний в области Пожарной безопасности и социальные навыки учащихся» | Январь-ноябрь | Руководитель ТО |
Календарно – тематическое планирование
№ темы | Наименование темы | Количество часов | Дата занятия |
1 | Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка | 1 | |
2 | История создания пожарной охраны в России | 2 | |
| Историческая справка о развитии пожарной охраны | 1 | |
| Историческая справка о развитии добровольных пожарных организаций | 1 | |
3 | Огонь. Физико-химические основы горения | 2 | |
| Источники воспламенения | 2 | |
| Виды строительных материалов | 1 | |
| Виды горючих веществ | 1 | |
| Треугольник огня | 1 | |
| Тренировочная эвакуация | 1 | |
4 | Причины пожаров в быту | 2 | |
| Профилактика бытовых пожаров | 2 | |
| Причины лесных пожаров | 2 | |
| Профилактика лесных пожаров | 2 | |
| Роль детей в возникновении пожаров | 2 | |
5 | План эвакуации школы, система оповещения при пожаре | 1 | |
| Что делать в случае пожара в школе (тренировочная эвакуация) | 1 | |
6 | Правила поведения при пожаре (общие) | 2 | |
| Правила поведения при пожаре в квартире | 2 | |
| Правила поведения при пожаре на даче | 2 | |
| Правила поведения при пожаре в общественных зданиях | 2 | |
| Тренировочная эвакуация | 1 | |
| Правила поведения при лесных пожарах | 2 | |
| Как вызвать пожарную охрану | 1 | |
| Потенциальные опасности на кухне | 1 | |
| Потенциальные опасности спальной комнате | 1 | |
| Потенциальные опасности в общей комнате | 1 | |
| Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным | 2 | |
| Что делать, если на тебе загорелась одежда | 1 | |
| Тренировочная эвакуация | 1 | |
7 | Чем тушат пожары | 2 | |
| Виды огнетушителей | 2 | |
| Виды костров | 2 | |
| Правила разведения костра | 2 | |
| Знаки безопасности | 1 | |
| Тренировочная эвакуация | 1 | |
8 | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС | 1 | |
| Экскурсия на пульт пожарной охраны | 2 | |
9 | Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных | 1 | |
| Экскурсия в пожарную часть | 2 | |
10 | Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности | 2 | |
| Как оформить стенгазету | 4 | |
| Как оформить тревожную информацию | 1 | |
| Как вести себя на сцене | 1 | |
| Тренировочная эвакуация | 1 | |
| Выступление с театрализованной программой «Огонь – друг или враг» | 3 | |
| Проведение игровой программы «Умелые пожарные» | 2 | |
| Проведение круглого стола «Юные друзья пожарных. Кто они?» | 2 | |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Краткое содержание | Количество часов |
теория | практика |
1. | Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка | Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. | 1 |
1 | 0 |
2. | Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций | История создания пожарной охраны в России | 4 |
4 | 0 |
3. | Огонь и друг, и враг человека | Огонь. Физико-химические основы горения. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ. Треугольник огня. | 8 |
7 | 1 |
4. | От чего происходят пожары? | Причины пожаров в быту. Причины лесных пожаров. Роль детей в возникновении пожаров. Профилактика | 10 |
6 | 4 |
5. | Противопожарный режим в школе | План эвакуации школы, система оповещения при пожаре. | 2 |
1 | 1 |
6. | Берегите жилище от пожаров | Правила поведения при пожаре (общие). Правила поведения при пожаре в квартире. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поседения при пожаре в общественных зданиях. Правила поведения при лесных пожарах. Как вызвать пожарную охрану. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Что делать, если на тебе загорелась одежда. | 19 |
12 | 7 |
7. | Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности | Чем тушат пожары. Виды огнетушителей. Виды костров. Правила разведения костра. Знаки безопасности. | 10 |
4 | 6 |
8. | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС. | 3 |
0 | 3 |
9. | Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование | Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных. | 3 |
0 | 3 |
10. | Что нужно делать при пожаре? | Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать. Выступление с театрализованной программой Проведение игровой программы Проведение круглого стола | 16 |
2 | 14 |
Итого: 76 | 37 | 39 |
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
Ученик должен знать:
принципы Положения ДЮП;
основные направления, формы и методы ДЮП;
основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при
обращении с огнем и электрическими приборами;
основные направления работы ГПС;
специфику применения первичных средств пожаротушения;
порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
правила разведения костра в лесу;
значение профилактической работы с учащимися образовательного
учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и
травматизма детей при пожарах.
Ученик должен уметь:
оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его
последствия;
оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;
убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
применять на практике методы и формы пропаганды пожарной
безопасности;
реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;
изготовлять материалы и оборудование для проведения различных
мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);
проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;
взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
Список литературы
Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
Верховский Е.И. ОБЖ. 1 – 4 классы. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1998.
Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 1 – 4 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.