Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Проба пера» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята углубляют знания сюжете и композиции произведения, теме и идее, жанровых формах, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира художественного творчесва, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности, познать себя.
Цели:
развитие способности понимать художественное произведение, его воздействие на ум и чувства читателя;
расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;
развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать художественные тексты;
способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
совершенствование практических, коммуникативных умений.
Задачи курса:
Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе;
Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса;
расширить знания о жанрах литературы;
обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;
формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;
развивать коммуникативные способности учащихся.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и, если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
определять жанр стихотворного и прозаического произведения;
давать характеристику художественному тексту; анализировать произведение;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего произведения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Содержание программы кружка
Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.
Понятие о жанрах: письмо, послание, баллада, басня, сказка, рассказ, эссе и т.д.
Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.
Особенности художественного стиля: тропы и фигуры речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата |
Всего | Практика | Теория | |
1 | Вводное занятие. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» | Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий | 1 | 1 | | |
2-3 | Секреты малых жанров | Как устроены загадки, скороговорки, пословицы? | 2 | 1 | 1 | |
4-7 | Любимые стихи | Чтение и анализ любимых стихотворений | 4 | 4 | | |
8-9 | В стихах о себе и своих чувствах | Сочинение стихотворений на основе личных впечатлений и переживаний | 2 | 2 | | |
10 | Чем стихи отличаются от прозы? | Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык | 1 | 1 | | |
11 | «Что за прелесть эти сказки!» (А.С. Пушкин.) | Законы сказок, анализ предложенных сказок. Упражнения на развитие фантазии. | 1 | | 1 | |
12 | «Там, на неведомых дорожках…» | Чтение и анализ сказок собственного сочинения. | 1 | 1 | | |
13 | Басня и её секреты | Исследование: как устроена басня. | 1 | | 1 | |
14-17 | Сочиняем басни сами | Чтение и анализ басен собственного сочинения. | 4 | 2 | 2 | |
18-20 | Весёлые истории. Жанр юмористического рассказа. | Анализ прочитанных рассказов (В. Драгунский, Н.Носов и др.) | 3 | 2 | 1 | |
22-25 | Истории о нас и наших друзьях | Обсуждение рассказов, написанных на основе личных впечатлений. | 4 | 4 | | |
26 | Красота вокруг нас. Этюды о природе. | Художественное описание на основе личных наблюдений. | 1 | 1 | | |
27 | «Моим стихам, написанным так рано…» | Анализ стихов, написанных участниками объединения | 1 | 1 | | |
28 | Что такое эссе? | Размышления о самом важном: выполнение заданий «Разговор с великими», «Копилка мудрости» и др. | 1 | | 1 | |
29 | Сочинение-рассуждение | Проба пера. Эссе о дружбе и любви, о взаимоотношениях детей и взрослых. | 1 | | 1 | |
30 | Заметка в газету | Особенности жанра, выбор тем | 1 | | 1 | |
31 | Обсуждение написанных заметок | Обсуждение написанных заметок | 1 | 1 | | |
32-33 | Час поэтического вдохновения | Час поэтического вдохновения | 2 | 2 | | |
34 | Презентация альманаха лучших произведений | Подведение итогов | 1 | 1 | | |
Литература
1.Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. М.: «Дрофа»,1999.
2.И.Б.Голуб. Путешествие по стране слов. Книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1991.
3. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителей. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М.:»Просвещение», 1998.
4.Развивйте дар речи. Составители Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова.М.: «Просвещение», 1990
5.В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М.: «Просвещение», 1991.
6.С.И.Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: «Дрофа»,2000.