ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
По специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
на базе основного общего образования
Очная форма обучения
2020 г.
Одобрена на заседании предметно (цикловой) комиссии профессионального цикла педагогических специальностей | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах | |
| | |
| Протокол № ___________ от _____________ 2020 г. | |
| | |
| Председатель предметно (цикловой) комиссии ___________ Л.С. Давыдова | Заместитель директора ЧПОУ МГОК _ ___________ Е.Ф. Гурова |
Составитель (автор): преподаватель высшей категории Микитюк Алла Владимировна
Программа согласована ______________________________________________
(Ф.И.О., должность ,наименование организации)
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………………..…4
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ………………………………...….12
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ………………14
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ………………………………………………………………….…18
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………………………………………………….…….23
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Место учебной практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ)
Рабочая программа учебной практики является частью ППССЗ по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основных видов деятельности:
Преподавание по образовательным программам начального общего образования;
Организация внеурочной деятельности и общения учащихся;
Классное руководство;
Методическое обеспечение образовательного процесса.
1.2. Цели и задачи учебной практики
С целью овладения указанными основными видами деятельности обучающийся в ходе данного вида практики должен:
Вид деятельности: Преподавание по образовательным программам начального общего образования
иметь практический опыт:
анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;
проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
составления педагогической характеристики обучающегося;
применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
выразительно читать литературные тексты;
петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
основы обучения и воспитания одаренных детей;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику их преподавания:
русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;
элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся (по всем учебным предметам);
методику составления педагогической характеристики ребенка;
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
логику анализа уроков;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
Вид деятельности: Организация внеурочной деятельности и общения учащихся
Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(ых) предмета(ов));
определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;
определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
планировать ситуации, стимулирующие общение обучающихся в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);
подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
использовать различные методы и приемы обучения;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
вести диалог с администрацией образовательной организации по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
знать:
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;
теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;
методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
особенности общения обучающихся;
методы, приемы и формы организации общения обучающихся;
методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности;
способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся;
формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
виды документации, требования к ее оформлению.
Вид деятельности: Классное руководство
иметь практический опыт:
педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
планировать деятельность классного руководителя;
оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации;
совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания обучающихся;
формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
анализировать процесс и результаты работы с родителями;
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
знать:
теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования;
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
особенности процесса социализации обучающихся;
условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения;
педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
основы делового общения;
особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
задачи и содержание семейного воспитания;
особенности современной семьи;
содержание и формы работы с семьей;
способы диагностики результатов воспитания:
методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
логику анализа деятельности классного руководителя.
Вид деятельности: Методическое обеспечение образовательного процесса
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся;
участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
анализировать федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам общеобразовательной программы;
определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся;
осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся;
создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
1.3.Количество недель (часов) на освоение программы учебной практики:
Количество часов ПМ.01 учебной практики – 2 недели (72 часа)
Количество часов ПМ.02 учебной практики – 1 неделя (36 часов)
Количество часов ПМ.03 учебной практики – 1 неделя (36 часов)
Количество часов ПМ.04 учебной практики – 1 неделя (36 часов)
Всего – 5 недель (180 часов)
2. РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом учебной практики является освоение общих компетенций (ОК):
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. |
профессиональных компетенций (ПК):
Вид деятельности: Преподавание по образовательным программам начального общего образования
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать уроки. |
ПК 1.2. | Проводить уроки. |
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. |
ПК 1.4. | Анализировать уроки. |
ПК 1.5. | Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. |
Вид деятельности: Организация внеурочной деятельности и общения учащихся
ПК 2.1. | Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. |
ПК 2.2. | Проводить внеурочные занятия. |
ПК 2.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.4. | Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. |
ПК 2.5. | Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. |
Вид деятельности: Классное руководство
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. |
ПК 3.2. | Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. |
ПК 3.3. | Проводить внеклассные мероприятия. |
ПК 3.4. | Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. |
ПК 3.5. | Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. |
ПК 3.6. | Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. |
ПК 3.7. | Анализировать результаты работы с родителями. |
ПК 3.8. | Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом. |
Вид деятельности: Методическое обеспечение образовательного процесса
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля | Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) | Сроки проведения |
ОК | ПК |
ОК 1 - 11 | ПК 1.1.-1.5. | ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования | 2 недели (72 часа) | 4 семестр |
ОК 1 - 11 | ПК 2.1.-2.5. | ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников | 1 неделя (36 часов) | 5 семестр |
ОК 1 - 11 | ПК 3.1.-3.8. | ПМ.03 Классное руководство | 1 неделя (36 часов) | 6 семестр |
ОК 1 - 11 | ПК 4.1.-4.5. | ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса | 1 неделя (36 часов) | 7 семестр |
3.2.Содержание учебной практики
Профессиональные модули | Виды работ | Количество часов (недель) | Наименование междисциплинарных курсов |
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования | 4 семестр | 72 часа (2 недели) | МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом МДК 01.09 Информатика с методикой преподавания МДК.01.10 Обществознание с методикой преподавания МДК.01.11 Иностранный язык с методикой преподавания МДК.01.12 Основы религиозной культуры с методикой преподавания |
Планирование различных типов учебных занятий по предметам, преподаваемым в начальных классах. | 6 |
Выбор основных методов и приемов работы учащихся начальных классов на учебном занятии по преподаваемым предметам. | 6 |
Подготовка необходимой наглядности, расчет времени для каждого этапа учебного занятия по преподаваемым предметам. | 8 |
Разработка технологической карты учебного занятия по преподаваемым предметам. | 8 |
Формирование УУД в процессе преподавания предметов в начальных классах. | 8 |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся в процессе преподавания. | 6 |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих результатов освоения образовательной программы обучающимися на учебных занятиях | 6 |
Осуществление объективной оценки достижения образовательных результатов обучающихся на основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей. | 8 |
Систематический анализ эффективности учебных занятий по русскому языку и подходов к обучению в начальных классах. | 8 |
Организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности. Дифференцированный зачет. | 8 |
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников | 5 семестр | 36 часов (1 неделя) | МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы (с указанием области деятельности) |
Изучение плана внеурочной деятельности в начальной школе на основе изученной документации, продуктов деятельности школьников, мониторинга учебной деятельности. | 6 |
Составление анализа плана внеурочной деятельности учителя начальных классов. | 6 |
Изучение программы внеурочной деятельности учителя начальных классов. | 8 |
Составление анализа программы внеурочной деятельности учителя начальных классов. | 8 |
Наблюдение и анализ внеурочных мероприятий или занятий, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции. Дифференцированный зачет | 8 |
ПМ.03 Классное руководство | 6 семестр | 36 часов (1 неделя) | МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя |
Составление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося. | 6 |
Планирование деятельности класса, в том числе досуговых и социально значимых мероприятий, включение обучающихся в разнообразные социокультурные практики. | 6 |
Организация воспитательной деятельности. Разработка конспекта отрядного мероприятия. | 8 |
Организация и проведение различных видов деятельности обучающихся Разработка коллективного творческого дела. | 8 |
Разработка подвижных игр на воздухе для проведения в оздоровительном летнем лагере. Дифференцированный зачет | 8 |
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса | 7 семестр | 36 часов (1 неделя) | МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов |
ВыбиратьУМК, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации | 6 |
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. | 6 |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | 8 |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | 8 |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Дифференцированный зачет | 8 |
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики:
Приказ о допуске студентов к учебной практике;
Рабочая программа учебной практики; Перечень заданий по учебной практике; Методические разработки (материалы); Журналы практики (журналы по модулю); График проведения практики; График защиты отчетов по практике.
4.2. Требования к учебно-методическому обеспечению практики Обязательным условием допуска к учебной практике является теоретическая подготовка в рамках профессиональных модулей:
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования;
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников;
ПМ.03 Классное руководство;
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Содержание учебной практики определяется требованиями к результатам освоения перечисленных модулей, рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением. Учебная практика проводится в учебном заведении, преподавателями профессионального цикла, которые несут ответственность за надлежащее выполнение программы учебной практики, соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил по охране труда, а также за санитарное состояние и организацию рабочих мест. При необходимости учебная практика может проводиться в сторонних организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.
Обучающиеся выполняют определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
По завершении учебной практики студенты выполняют отчёт по практике, оценка за практику подтверждает освоение студентами общих и профессиональных компетенций.
4.3. Требования к материально-техническому обеспечению:
Учебная практика реализуется в профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей.
Оборудование учебной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования:
Методические средства обучения:
комплект необходимой методической документации учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с специальных кабинетах;
информационные стенды;
систематизированные по типам наглядные пособия;
раздаточный материал, видео и аудио-записи;
контрольно - измерительные материалы на электронных носителях;
Технические средства обучения:
мультимедиа проектор;
интерактивная доска;
интерактивный стол;
комплект робототехники;
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети Интернет;
лазерный принтер;
цифровой фотоаппарат;
цифровая видеокамера;
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники по числу мест обучающихся;
документ-камера.
Оборудование:
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
доска флипчарт формат А1
магниты комплект;
комплект бумаги для доски;
набор фломастеров для доски;
стеллажи с полками;
планшет для ученика;
комплект УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
стол одноместный;
стул школьный;
комплект оборудования для театрализованной деятельности;
предметы декоративно-прикладного искусства;
учебное оборудование по ПДД;
рабочее место преподавателя;
посадочные места по числу обучающихся
4.4. Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Максакова В.И. Теория и методика воспитания младших школьников [Электронный ресурс]//учебник и практикум для СПО / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018
2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
3. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.
Дополнительные источники:
4. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2016. – 320 с.
5. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 270 с.
6. Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. - М.: Национальный книжный центр, 2017.
7. Подымова Л.С. Педагогика: Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2017
8. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1.
9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2014.
10. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Педагогический поиск, 2016.
11. Соловьева Л.Г. Логопедия: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017.
12.Тивикова С. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. - Издательство «Русское слово», 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013.
Федяинова, Хирьянова: Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. ФГОС - Издательство Учитель, 2014.
Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Электронные издания (электронные ресурсы):
Библиографический список [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=19&bid=978 - Загл. с экрана.
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО [Электронный ресурс]//М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1DC33FDD-8C47-439D- 98РР-8Р445734В9Р9(дата обращения: 14.09.2018).
Детская личность: центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Информация о деятельности центра и его структуре. Перечень документов по проблемам детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://schools.keldysh.ru/detlich/(дата обращения: 04.09.2018).
Детская личность: центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://schools.keldysh.ru/detlich/(дата обращения: 14.09.2018 год.
Зимин В.П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс]// В. П. Зимин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1932FD18-8DAB-4675-8908-D569EC 1514Р8(дата обращения: 15.09.2018).
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс]//В. П. Зимин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/C1135FDE-ED55-442E-B78D-D1492DBE9604(дата обращения: 15.09.2018).
Информационные ресурсы Подымова Л.С. Педагогика. [Электронный ресурс]: Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2017. (Режим доступа): URL: https://biblio- online.ru/book/pedagogika-398846 (дата обращения: 14.09.2018).
Исследовательская деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://sosh20-zelen.edusite.ru/p25aa1.html. - Загл. с экрана.
Как составить библиографический список литературы? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.astu.org/for_reader/faq7.php - Загл. с экрана.
Куприянов Д.В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности [Электронный ресурс]// учебник и практикум для СПО/ Д. В. Куприянов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1AFA0FC3-C1D5-4AD7- AA67-5375B13A415F(дата обращения: 14.09.2018).
Методы педагогического исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_2.html. - Загл. с экрана.
Методы и методология педагогического исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://thisisme.ru/content/metodologiya-i-metody pedagogicheskikh-issledovanii. - Загл. с экрана.
Николаева В.А. Тесты по информатике [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://www.junior.ш/wwwexam/(дата обращения: 14.09.2018).
Организация опытно-экспериментальной работы в педагогическом исследовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module4/4_2.html . - Загл. с экрана.
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/324, свободный. – Загл. с экрана.
Педагогическое исследование: определение, сущность, основные характеристики. Методы педагогических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bspu.ru/node/6949. - Загл. с экрана.78
Педагогическая наука и педагогическое исследование. Информационный блок [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module1/1_2.html - Загл. с экрана.
Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp, свободный. – Загл. с экрана.
Соловьева Л.Г. Логопедия [Электронный ресурс]// учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева Г.Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/C29088D7-868F-48E3-AA94-4CCE241CC77D(дата обращения: 14.09.2018).
. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
4.5. Требования к руководителям практики от образовательного учреждения
Программа учебной практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. | -точность и обоснованность в определении целей и задач учебных занятий различных типов и видов; - оптимальность планирования учебных занятий с учетом возрастных индивидуально-психологических особенностей школьников; -точность соблюдения педагогических и гигиенических требований к организации учебных занятий; | экспертная оценка аналитических умений на учебной практике; -экспертная оценка разработанных методических материалов и документации; -экспертная оценка практической деятельности по выбору и анализу методических материалов; -самооценка, педагогическая рефлексия сформированности ПК; -экспертная оценка на практическом занятии. - экспертное наблюдение проведения учебного занятия на практике; -экспертная оценка соблюдения педагогических и гигиенических требований к организации учебного занятия; Дифференцированный зачет |
ПК 1.2. Проводить уроки. | правильность выбора соответствия содержания форм, методов и средств обучения на учебном занятии возрастным и индивидуально-психологическим особенностям обучающихся; - методическая грамотность, соответствие результата поставленным целям; -качество проведения учебного занятия |
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | -объективность оценки риска в принятии решений в нестандартных ситуациях; -эффективность, компетентность и объективность педагогического контроля и оценки результатов обучения |
ПК 1.4. Анализировать уроки. | - анализировать занятия согласно требованиям ФГОС, - эффективность владения предметными, метапредметными и личностными компетенциями; - принятие на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. | - умение вести документацию; - умение разрабатывать учебно-методические материалы, рабочие программы, оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов |
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. | - точность и обоснованность в определении целей и задач внеурочны занятий; - оптимальность планирования внеурочных занятий по направлениям развития личности в начальных классах для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов | экспертная оценка на педагогической практике; - самооценка, педагогическая рефлексия сформированности ПК; - экспертное наблюдение проведения внеурочного занятия на практике; -экспертная оценка на практике; Дифференцированный зачет |
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. | - точность соблюдения педагогических и гигиенических требований к организации внеурочных занятий; - методическая грамотность, соответствие результата поставленным целям; качество проведения внеурочного занятия; |
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. | - объективность оценки риска в принятии решений в нестандартных ситуациях; - эффективность, компетентность и объективность педагогического контроля и оценки результатов организации внеурочной деятельности |
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. | - правильность выбора соответствия содержания форм, методов и средств обучения на внеурочном занятии возрастным и индивидуально-психологическим особенностям обучающихся; |
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. | Оформление планов, конспектов занятий, методических разработок, журнала в соответствии с предъявляемыми требованиями. Составление планирующей и отчетной документации в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Своевременность ведения документации |
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. | - точность и обоснованность в определении целей и задач воспитательных дел; - оптимальность планирования воспитательной работы по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, общечеловеческих образовательных результатов - точность соблюдения педагогических и гигиенических требований к организации воспитательной работы; | - экспертная оценка на учебной практике; - самооценка, педагогическая рефлексия сфорсированности ПК; Дифференцированный зачет |
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. | - методическая грамотность, соответствие результата поставленным целям; - качество проведения воспитательной работы; |
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. | - Проведение внеклассных мероприятий с учетом особенностей класса и отдельных обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Демонстрация умения устанавливать благоприятный психологический микроклимат в классе на основе сотрудничества обучающихся. Эффективность выбранных вида, формы, методов и технологий внеклассных мероприятий для достижения поставленной цели и задач. Владение организаторскими умениями Демонстрация умения распределять общественные поручения, определять обязанности и делегировать полномочия обучающимся класса при организации, подготовке и проведении внеклассных мероприятий |
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. | - Осуществление анализа внеклассных мероприятий в соответствии с требованиями к педагогическому анализу (структурой, логикой анализа) на предмет соответствия содержания, методов и средств воспитания, поставленным целям и задачам, степени их выполнения. Обоснованность выводов. Внесение методически обоснованных предложений по совершенствованию и коррекции внеклассных мероприятий, процесса воспитания |
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. | - Определение цели и задач работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обоснованность и эффективность форм работы с семьей при планировании воспитательной работы. |
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. | - Демонстрация умения устанавливать взаимоотношения с родителями на основе педагогики сотрудничества |
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. | - Проведение анализа и самоанализа работы с родителями на предмет соответствия используемых форм взаимодействия, поставленным целям и задачам Обоснованность выводов. Демонстрация умения вносить методически обоснованные предложения по совершенствованию процесса взаимодействия с родителями в соответствии с результатами наблюдения за ребенком и спецификой семейного воспитания |
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом. | - Демонстрация умения вести диалог с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса. Имеет сформированную коммуникационную готовность Имеет положительные отзывы коллег и кураторов педагогической практики |
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | - Обоснованность выбора и оптимальность состава источников информации, УМК, необходимых для решения поставленной задачи. Соответствие разработанных учебно-методических материалов (программ, УТП) требованиям нормативных документов (ФГОС НОО), особенностям группы и отдельных обучающихся и современным тенденциям в сфере образования. | - экспертная оценка на учебной практике; - самооценка, педагогическая рефлексия сформированности ПК; Дифференцированный зачет |
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. | Соблюдение требований к созданию предметно-развивающей среды в кабинете. Соответствие образовательного пространства возрастным особенностям учащихся. Проектирование предметно-развивающей среды в кабинете. Оформление кабинета в соответствии с требованиями. |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Систематический сбор и анализ информации разными методами. Обоснованность выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования. Грамотное представление обобщенного педагогического опыта в области начального общего образования Сравнение и оценка эффективности применяемых методов обучения с целью выбора наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся. |
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Оформление педагогических разработок в соответствии с предъявляемыми требованиями и нормами современного русского языка. Грамотное составление отчетов. Представление педагогических разработок разными методами. Правильность, содержательность и полнота оформления портфолио педагогических достижений. |
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. | Владение технологией разработки и методикой проведения уроков-проектов. Правильность оформления результатов педагогического исследования. Результативность участия в исследовательской и проектной деятельности. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Проявление стабильного интереса к профессиональной деятельности. Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности Аргументированность и полнота объяснения сущности будущей профессии Высокий уровень мотивации и готовности к педагогической деятельности. Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики. | самооценка, педагогическая рефлексия сформированности ОК; экспертная оценка на учебной практике |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов деятельности Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной целью. Рациональное распределение времени. Качество и своевременность сдачи заданий, отчетов и т.д. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Прогнозирование последствия педагогической деятельности на основе анализа рисков. Внесение корректировок в собственную деятельность в соответствии с нестандартными ситуациями Оптимальность принятых решений в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Результативность поиска информации в различных источниках. Оптимальный выбор значимой информации на основе оценки и анализа содержания для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Высокий уровень развития информационных умений (выделение главной мысли, конспектирование, тезирование, наглядное изображение информации и т.п.) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Владение информационно-коммуникационными технологиями. Рациональное использование ИКТ и ЭОР в соответствии с поставленной целью и с учетом возраста обучающихся Использование ИКТ в профессиональном самосовершенствовании Соблюдение правил эксплуатации ТСО, санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и техники безопасности при использовании ТСО |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Продуктивное взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами для достижения поставленной цели. Обсуждение вопросов в диалоге с руководством, коллегами и социальными партнерами. Уважение мнения руководства, коллег и социальных партнеров. Корректное и тактичное отстаивание собственного мнения. Наличие положительных отзывов от учителей и руководства школ, от социальных партнеров, заказчиков и потребителей образовательных услуг |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Эффективный выбор методов, приемов формирования мотивации обучающихся. Высокий уровень развития организаторских умений. Стабильное проявление ответственности за качество образовательного процесса (занятий, мероприятий) |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Обоснованная постановка цели и задач профессионального развития на основе самоанализа и самоконтроля в различных видах деятельности. Самостоятельность планирования процесса Профессионального самосовершенствования и повышения квалификации Участие в образовательных событиях (профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях, семинарах, выставках и т.п.). |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Адаптация методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Стабильное проявление интереса к инновациям в области образования. Мобильность. Способность к быстрой адаптации к изменившимся условиям. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Создание безопасной образовательной среды. Планирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями СанПин. Использование способов, форм и методов профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами. |
16