СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Французский язык (второй иностранный)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Французский язык (второй иностранный)»»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Французский язык (второй иностранный)» для 9 классов основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основании примерной программы основного общего образования по второму иностранному языку.

Изучение курса ориентировано на использование учебников УМК «Синяя птица» («L’oiseau bleu»): Береговская Э.М., Белосельская Т.В. «Французский язык. Второй иностранный язык. 5 кл. в 2-х частях».

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Изучение иностранного языка в целом и французского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

  1. развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

  2. содействие осознанному выбору будущей профессиональной деятельности в области филологии;

  3. содействие расширению кругозора и развитию толерантности;

  4. содействие развитию лингвистических компетенций, осознанному применению языковых знаний, умений и навыков.

Уровень обучения – базовый.


Планируемые результаты освоения курса

«Французский язык (второй иностранный)»

Коммуникативные умения

Говорение. Диалогическая речь

Ученик научится:

  • вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Ученик получит возможность научиться:

  • вести диалог-обмен мнениями;

  • брать и давать интервью

Говорение. Монологическая речь

Ученик научится:

  • строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;

  • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);

  • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

  • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;

  • описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;

  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Ученик научится:

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

  • воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;

  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение

Ученик научится:

  • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;

  • читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;

  • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;

  • выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;

  • восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

Письменная речь

Ученик научится:

  • заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);

  • писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);

  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.

Ученик получит возможность научиться:

  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

  • кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.

Языковые навыки и средства оперирования ими

Орфография и пунктуация

Ученик научится:

  • правильно писать изученные слова;

  • правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их транскрипцию.

Фонетическая сторона речи

Ученик научится:

  • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации,

  • произносить слова изучаемого иностранного языка;

  • соблюдать правильное ударение в изученных словах;

  • различать коммуникативные типы предложений по их интонации;

  • членить предложение на смысловые группы; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Ученик получит возможность научиться:

  • выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

  • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;

  • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

  • соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости;

  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:

а) существительных с суффиксами-tion, -sion (collection, révision); -ement (appartement); -eur (ordinateur); -ure (signature); -ette (bicyclette, disquette); -ique (gymnastique); -iste, -isme (journaliste, tourisme); -er/-ère (boulanger/ boulangère); -ien/-ienne (pharmacien/pharmacienne); -erie (parfumerie); -ence, -ance (préférence, confiance); -aire (questionnaire); -oir, -oire (couloir, mémoire); -age (bricolage); -te (activité); -ude (attitude); -aison (comparaison); -esse (jeunesse); -ise (friandise);

наречий с суффиксом -ment;

прилагательных с суффиксами: -eur/-euse (heureux/heureuse); -ique (sympatique); -ant (intéressant); -ain (américain); -ais (français); -ois (chinois); -ien (parisien); -able/-ible (vivable, lisible); -el/-elle, -al/-ale, -ile, -il/-ille (professionnel, génial, difficile, gentil); -able, -ible (formidable, possible); -eau/-elle (nouveau/nouvelle); -aire (planétaire); -atif/-ative (imaginatif);

б) префиксация существительных, прилагательных и глаголов: in-, im- il- (inconnu, impossible, illisible); de-(départ, décourager); dis- (disparâtre); re-, re-(refaire, réviser); pré- (prévenir); me- (méfiant); a-(assimétrique); extra- (extraordinaire); anti- (antiride);

в) словосложение: существительное + существительное (télé-carte); существительное + предлог + существительное (sac-à-dos); прилагательное + существительное (cybercafé); глагол + местоимение (rendez-vous); глагол + существительное (passe-temps); предлог +существительное (sous-sol);

г) конверсия (образование существительных от неопределенной формы глагола (conseiller — unconseil).

Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

  • знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

  • распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;

  • распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

  • распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;

  • использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи

Ученик научится:

  • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:

  • распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;

  • распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

  • распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами;

  • распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;

  • распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем;

  • распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;

  • распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;

  • распознавать и употреблять в речи прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях;

  • распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;

  • распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога;

Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;

  • распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога;

  • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы;


Социокультурные знания и умения

Ученик научится:

  • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

  • представлять родную страну и культуру на французском языке;

  • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;

  • находить сходство и различие в традициях родной страны и страны изучаемого языка.

Компенсаторные умения

Ученик научится:

  • выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;

  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.


Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Ученик научится:

  • работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

  • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

  • самостоятельно работать в классе и дома.

Специальные учебные умения

Ученик научится:

  • находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;

  • семантизировать слова на основе языковой догадки;

  • осуществлять словообразовательный анализ;

  • пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.


Содержание курса «Французский язык (второй иностранный)»

Освоение предмета «Французский язык (второй иностранный)»в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

Учебный предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.

Освоение учебного предмета «Французский язык (второй иностранный)»

направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.

Изучение предмета «Иностранный язык (второй)» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт, основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.


Предметное содержание речи

Моя семья.

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с

зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Французский язык (второй иностранный)», 9 класс


Раздел

Количество часов

Контрольные и проверочные работы

1

Раздел 1. Вводный курс. «Здравствуй, Франция»

8

1

2

Раздел 2. «Семья»

6

1

3

Раздел 3. «Праздники во Франции»

2

1

4

Раздел 4. «Школа»

5

1

5

Раздел 5. «День рождения»

2

1

6

Раздел 6. «Свободное время»

3

1

7

Раздел 7. «Магазин. Продукты»

5

1

8

Раздел 8. «Окружающий мир»

4

1

Итого:

35

8
































Приложение № 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Французский язык (второй иностранный)», 9 класс



урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Раздел 1. « Здравствуй, Франция»

8



1.

Вводный урок. Франция и французский язык.

1

1 неделя сентября


2.

Французский алфавит.

1

2 неделя сентября


3.

Правила чтения (ou, e, on, om, oi). Счет до 12.

1

3 неделя сентября


4.

Правила чтения (ch, au, eau,ai).

1

4 неделя сентября


5.

Введение лексики с новыми правилами чтения (e, ph, t, h).

1

1 неделя октября


6.

Диалог «Знакомство». Обучение чтению: in, im, aim, ein, un, ym, ien, ill.

1

2 неделя октября


7.

Развитие речевых навыков. Обучение чтению: g, gn, ui.

1

3неделя октября


8.

«Достопримечательности Франции». Повторение.

1

4 неделя октября


Раздел 2. «Семья»

6



9.

Повторение правил чтения и изученного лексико-грамматического материала.

1

1 неделя ноября


10.

Введение лексики по теме "Семья".

1

2 неделя ноября


11.

Личные местоимения. Артикли.

1

3 неделя ноября


12.

Множественное число существительных.

Введение глагола etre.

1

4 неделя ноября


13.

Составление рассказа по теме. Введение глагола avoire

1

1 неделя декабря


14.

Притяжательные прилагательные. Монологическое высказывание по теме "Семья".

1

2 неделя декабря


Раздел 3. «Праздники во Франции»

2



15.

Праздники во Франции.

1

3 неделя декабря


16.

Новый год и Рождество во Франции.

1

4 неделя декабря


Раздел 4. «Школа»

5



17.

Введение лексики по теме "Школа".

1

3 неделя января


18.

Введение лексики "Школьные предметы". Дни недели.

1

4неделя января


19.

Время. Счет до 30.

1

5 неделя января


20.

Обучение грамматике: определённый и неопределённый артикли. Повторение.

1

1 неделя февраля


21.

Школы во Франции и в России.

1

2 неделя февраля


Раздел 5. «День рождения»

5



22.

Мои друзья. Обучение грамматике: женский род и множественное число имён прилагательных.

1

3 неделя февраля


23.

Выражение "ЕСТЬ" (il y a). Указательные прилагательные.

1

4 неделя февраля


Раздел 6. «Свободное время»




24.

Свободное время. Введение ЛЕ.

1

1 неделя марта


25.

Обучение диалогической речи.

1

2 неделя марта


26.

Песни на французском языке.

1

3 неделя марта


Раздел 7. «Магазин. Продукты»

5



27.

Введение и закрепление лексики по теме "Магазин"

1

1 неделя апреля


28.

Обучение грамматике: неправильные глаголы. Спряжение глаголов: идти, делать, брать.

1

2 неделя апреля


29.

Обучение грамматике: глаголы хотеть и мочь.

1

3 неделя апреля


30.

Чтение диалогов по теме. Составление диалога " В магазине". Виды вопросов.

1

4 неделя апреля


31.

Чтение тематического текста. Составление списка продуктов. Составление списка товаров.

1

1 неделя мая


Раздел 8. «Окружающий мир»

4



32.

Мои домашние питомцы.

1

2 неделя мая


33.

Животные.

1

3 неделя мая


34.

Повторение.

1

4 неделя мая


35

Повторение.

1

5 неделя мая



Итого:

35











Литература

  1. Береговская, Э.М. Школьные праздники. – М.1979.

  2. Бызова, Н.М., Шерстеникина, В.А. Говори по-французски правильно. – М., 1995.

  3. Воронцова, И. В добрый путь. – М., 1998.

  4. Голубева, Н.А. Глаголы в стихах. – М., 1974.

  5. Зуева, Н.А. Рассказы в картинках. – М., 1969.

  6. Иванченко, А.И. Сборник тестов по грамматике французского языка для школьников. – Спб., 2001.

  7. Иванченко, А.И. Практикум по французскому языку. – Спб., 2003.

  8. Иностранные языки в школе. – 2001. – №2.

  9. Касаткина, Н.М. Французский язык. – М., 1995.

  10. Пантелеева, Е.Я., Емельянова, Е.С. Французский язык (устные темы с переводом). - О., 1997.

  11. Иванченко, А.И. Французский язык. Лексика в картинках. – Спб., 2019.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!