Учебный курс «Инсценировка литературных произведений» в 5 классе
2015-2016 уч. год
Аннотация
Программа учебного курса «Инсценировка литературных произведений» предназначена
для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс ориентирован на одаренных детей, желающих повысить уровень знаний о специфических возможностях и взаимодействии разных искусств: литературы, театра, музыки, живописи, хореографии.
Данный курс поможет обучающимся в развитии творческих способностей и активизации познавательной деятельности в области театрализации, а также повышает интерес к предмету «Литература».
Пояснительная записка
Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности обучающихся. В определении творчества методисты опираются на идеи известного психолога Л.С.Выготского, который понимал творчество как «создание нового, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». В этом смысле творчество перестает быть «уделом избранных» и становится «нормальным и постоянным спутником детского развития». Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста.
Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, а также повышает интерес к предмету. Приемы "перевода" литературного произведения на языки других искусств достаточно разнообразны: выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование, составление диафильмов и киносценариев. Прием инсценирования, непосредственно вводящий театральное искусство на урок литературы, занимает среди приемов данного метода одну из центральных позиций. Это представляется закономерным, поскольку привлечение театра в практику школьного преподавания имеет плодотворные традиции.
Место учебного курса «Инсценировка литературных произведений» в учебном плане: на данный учебный курс базисным учебным планом МКОУ Березовская СОШ отводится 7 часов в год (1 час в неделю, 2 четверть)
Цель: развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности обучающихся
Задачи:
Формировать представление школьников о специфических возможностях и взаимодействии разных искусств: литературы, театра, музыки, живописи, хореографии;
Установить виды и последовательность усложнения интерпетационной деятельности школьников в системе изучения литературного произведения с включением инсценирования;
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся;
Экспериментально проверить динамику литературного развития обучающихся;
Фиксировать изменения читательского и зрительского опыта обучающихся, соотносить наблюдения с результатами их интерпретационной деятельности
В обучении театрализации и инсценированию выделяются следующие этапы:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, костюмы, декорации, музыкальное оформление);
- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
- презентация подготовленного проекта;
- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
Методы и приемы театрализации и инсценирования
Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет. Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.
Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев. Этот прием можно использовать для выявления динамики фабулы, сущности конфликта, так как драматическое изложение требует точного определения действий, состояний, пояснения взаимоотношений. Инсценированием также называют создание спектакля или его фрагмента по пьесе. Можно использовать на заключительных уроках изучения драматических произведений.
Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.
Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.
Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.
Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школьного анализа, долгий. Не следует вводить все термины на одном уроке, а на следующем уже составлять сценарий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, видят не только то, что на сцене представлено, но и как. Помимо актерских ролей, ребята выделяют художников, музыкальных, световых оформителей, костюмеров, сценаристов, режиссера.
Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период). В процессе репетиций кое-что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период – направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.
Следующий этап - выступление перед реальными зрителями – презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.
Последний этап - рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом». Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня?»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
2. Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982.
3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
4. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М., 1982.
5. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
6. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991.
7. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1985
Тематическое планирование учебного курса
«Инсценировка литературных произведений»
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов | дата |
1 | Искусство «перевоплощения». Конкурс «актёров». | 1 | 12.11.15 |
2 | Актерское чтение русской народной сказки «По щучьему веленью» | 1 | 19.11.15 |
3 | Инсценировка русской народной сказки «По щучьему веленью» | 1 | 26.11.15 |
4 | Русские басни. Учимся читать выразительно басни И.А.Крылова | 1 | 03.12.15 |
5 | Актерское чтение русской басни. И.А.Крылов «Ворона и лисица» | 1 | 10.12.15 |
6 | Выразительное чтение по ролям рассказа Н.В.Гоголя «Заколдованное место» | 1 | 17.12.15 |
7 | Инсценировка рассказа Н.В.Гоголя «Заколдованное место» | 1 | 24.12.15 |
