РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Изобразительное искусство»
ФГОС НОО (обучение на дому)
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 2024/2025гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего- 17 ч/ год; 0,5 ч/неделю
Составитель: Герейханова Галина Юзбековна,
учитель начальных классов
2024 год
Введение
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
- авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы». («Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014»).
- адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с дополнениями и изменениями).
Данная рабочая программа составлена согласно региональному учебному плану и школьному учебному плану МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый на 2019-2020 учебный год, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Под редакцией Б.М.Неменского. – М: Просвещение, 2015.
Формы организации учебных занятий – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (урок-фантазия, комбинированный урок, урок-сказка, урок-проект, урок-игра, урок-выставка, урок-беседа).
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства
Обучающийся научится:
-
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
-
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
-
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
-
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
-
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
-
использовать элементарные приемы изображения пространства;
-
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
-
называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
-
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
-
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Обучающийся получит возможность научиться:
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
-
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
-
оценивать произведения искусства при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
-
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся мастеров в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Коммуникативные УУД:
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.
Содержание учебного предмета
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема 1. Истоки родного искусства (4 ч) |
Пейзаж родной земли. Деревня - деревянный мир. Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ). Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. Воспевание труда в искусстве. Народные праздники. Народные праздники (обобщение темы.) | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. |
Тема 2. Древние города нашей земли (3 ч) |
Родной угол. Древнерусский город- крепость. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины – защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении ин- терьеров (теремных палат). |
Тема 3. Каждый народ - художник (5 ч) |
Образ японских построек. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Отношение к красоте природы в японской культуре. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции. Европейские города Средневековья. Средневековые готические костюмы. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник». | Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). |
Тема 4. Искусство объединяет народы (4 ч) |
Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Великая тема искусства. Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. (Обобщение темы). Каждый народ - художник. Итоги года. | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства. Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса (обучение на дому) |
№ урока по п/п | № урока в триместре | Название темы урока | Планируемые сроки | Дата проведения по факту |
I триместр (10 недель, 5 уроков) |
Тема 1. Истоки родного искусства (5 ч) |
1 | 1 | Пейзаж родной земли. Деревня - деревянный мир. | 5.09.2019 | |
2 | 2 | Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ). | 19.09.2019 | |
3 | 3 | Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. | 3.10.2019 | |
4 | 4 | Воспевание труда в искусстве. | 24.10.2019 | |
5 | 5 | Народные праздники (обобщение темы.) | 7.11.2019 | |
Тема 2. Древние города нашей земли (3 ч) |
II триместр (12 недель, 6 уроков) |
6 | 1 | Родной угол. Древнерусский город- крепость. Древние соборы. | 28.11.2019 | |
7 | 2 | Города Русской земли. Древнерусские воины – защитники. | 12.12.2019 | |
8 | 3 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение. | 26.12.2019 | |
Тема 3. Каждый народ – художник (5 ч) |
9 | 4 | Образ японских построек. Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 16.01.2020 | |
10 | 5 | Отношение к красоте природы в японской культуре. | 30.01.2020 | |
11 | 6 | Народы гор и степей. Города в пустыне. | 13.02.2020 | |
III триместр (12 недель, 6 уроков) |
12 | 1 | Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура. Олимпийские игры в древней Греции. | 5.03.2020 | |
13 | 2 | Европейские города Средневековья. Средневековые готические костюмы. Многообразие художественных культур в мире. | 19.03.2020 | |
Тема 4. Искусство объединяет народы (4 ч) |
14 | 3 | Материнство. | 2.04.2020 | |
15 | 4 | Мудрость старости. | 23.04.2020 | |
16 | 5 | Сопереживание. Великая тема искусства. Герои-защитники. | 7.05.2020 | |
17 | 6 | Юность и надежды. Искусство народов мира. | 21.05.2020 | |