15
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ от «____»______________2019г | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Рабочая программа
учебного курса «Литературное чтение»
4 Б класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В
«Литературное чтение»
срок реализации: 1 год
Составитель: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2019год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с:
ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора № от 30.08.2019)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
И на основе других материалов:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
2.Авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение,2014. —128 с.
3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. – М.: Просвещение, 2013.-189с.- (Школа России).
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по литературному чтению на ее реализацию отведено 102 часа.
Для проведения занятий по предмету «Литературное чтение» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 3учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 102 часа).Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2 еженедельно отводится 3 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 102 часа). С учетом этого программа составлена на102 часа учебного времени.
Цель изучения курса «Литературное чтение»:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; восприятие интерес к чтению и книге;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Содержание программы соответствуют авторской программе«Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: устный опрос; письменный опрос; тесты.
О формах, методах, средствах обучения, технологиях
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые), информационно - коммуникационные, технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах служит средством формирования коммуникативных УУД .
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра, работа с учебником); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый, метод проектов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.
*В рабочей программе за основу взято авторское календарно-тематическое планирование (Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. – М.: Просвещение, 2013.-189с.- (Школа России)).
Нормы и критерии оценивания в Приложении к программе.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
в 4 классе на 2019-2020 уч.г.
Количество недельных часов- 3, всего 102 часа.
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата |
план | факт |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | Знакомство с учебником «Литературное чтение» (4 класс). Система условных обозначений. | 1 | 04.09 | 04.09 |
Летописи. Былины. Жития (7часов) |
2 | Знакомство с названием раздела. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | 05.09 | 05.09 |
3 | Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Подготовка к проекту «Создание календаря исторических событий» | 1 | 07.09 | 07.09 |
4 | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 1 | 11.09 | 11.09 |
5 | Былина «Ильины три поездочки». | 1 | 12.09 | 12.09 |
6 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | 14.09 | 14.09 |
7 | Проект «Создание календаря исторических событий». | 1 | 18.09 | 18.09 |
8 | Оценка достижений. | 1 | 19.09 | 19.09 |
Чудесный мир классики (16 часов) |
9 | Знакомство с названием раздела. П.П.Ершов «Конек-горбунок». | 1 | 21.09 | 21.09 |
10 | П.П.Ершов «Конек-горбунок». | 1 | 25.09 | 25.09 |
11 | П.П.Ершов «Конек-горбунок». | 1 | 26.09 | 26.09 |
12 | А.С.Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча». | 1 | 28.09 | 28.09 |
13 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | 02.10 | 02.10 |
14 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | 03.10 | 03.10 |
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | 05.10 | 05.10 |
16 | М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок). | 1 | 09.10 | 09.10 |
17 | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 | 10.10 | 10.10 |
18 | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 | 12.10 | 12.10 |
19 | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 | 16.10 | 16.10 |
20 | Л.Н.Толстой. «Детство». | 1 | 17.10 | 17.10 |
21 | Л.Н.Толстой .«Как мужик убрал камень». | 1 | 19.10 | 19.10 |
22 | А.П.Чехов. «Мальчики». | 1 | 23.10 | 23.10 |
23 | А.П.Чехов. «Мальчики». | 1 | 24.10 | 24.10 |
24 | Оценка достижений. | 1 | 26.10 | 26.10 |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
25 | Знакомство с названием раздела. Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид…». | 1 | 06.11 | 06.11 |
26 | Ф.И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». | 1 | 07.11 | 07.11 |
27 | А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». | 1 | 09.11 | 09.11 |
28 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна, весна! Как воздух чист!...». «Где сладкий шепот моих лесов?». | 1 | 13.11 | 13.11 |
29 | А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». | 1 | 14.11 | 14.11 |
30 | И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…» | 1 | 16.11 | 16.11 |
31 | Н.А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | 20.11 | 20.11 |
32 | И.А. Бунин. «Листопад». Оценка достижений. | 1 | 21.11 | 21.11 |
Литературные сказки (12 часов) |
33 | Знакомство с названием раздела. В.Ф Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 | 23.11 | 23.11 |
34 | Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 | 27.11 | 27.11 |
35 | Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 | 28.11 | 28.11 |
36 | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». | 1 | 30.11 | 30.11 |
37 | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». | 1 | 04.12 | 04.12 |
38 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 | 05.12 | 05.12 |
39 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 | 07.12 | 07.12 |
40 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 | 11.12 | 11.12 |
41 | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 | 12.12 | 12.12 |
42 | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 | 14.12 | 14.12 |
43 | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 | 18.12 | 18.12 |
44 | Оценка достижений. | 1 | 19.12 | 19.12 |
Делу время- потехе час (9 часов) |
45 | Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 | 21.12 | 21.12 |
46 | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 | 25.12 | 25.12 |
47 | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 | 26.12 | 26.12 |
48 | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 | 11.01 | 11.01 |
49 | В.Ю.Драгунский. «Главные реки». | 1 | 15.01 | 15.01 |
50 | В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка» | 1 | 16.01 | 16.01 |
51 | В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». | 1 | 18.01 | 18.01 |
52 | В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». | 1 | 22.01 | 22.01 |
53 | Оценка достижений. | 1 | 23.01 | 23.01 |
Страна детства (7 часов) |
54 | Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 | 25.01 | 25.01 |
55 | Б.С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 | 29.01 | 29.01 |
56 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 30.01 | 30.01 |
57 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 01.02 | 01.02 |
58 | М.М. Зощенко. «Елка». | 1 | 05.02 | 05.02 |
59 | М.М. Зощенко. «Елка». | 1 | 06.02 | 06.02 |
60 | Оценка достижений. | 1 | 08.02 | 08.02 |
Поэтическая тетрадь (5 часов) |
61 | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская». | 1 | 12.02 | 12.02 |
62 | С.А. Есенин. «Бабушкины сказки». | 1 | 13.02 | 13.02 |
63 | М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…». | 1 | 15.02 | 15.02 |
64 | М.И. Цветаева «Наши царства». | 1 | 19.02 | 19.02 |
65 | Оценка достижений. | 1 | 20.02 | 20.02 |
Природа и мы (9 часов) |
66 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 | 22.02 | 22.02 |
67 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 | 26.02 | 26.02 |
68 | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 | 27.02 | 27.02 |
69 | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 | 01.03 | 01.03 |
70 | М.М. Пришвин. «Выскочка». | 1 | 05.03 | 05.03 |
71 | Е.И. Чарушин. «Кабан». | 1 | 06.03 | 06.03 |
72 | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 | 12.03 | 12.03 |
73 | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 | 13.03 | 13.03 |
74 | Оценка достижений. | 1 | 15.03 | 15.03 |
Поэтическая тетрадь (4 часа). |
75 | Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». | 1 | 19.03 | 19.03 |
76 | С.К. Клычков. «Весна в лесу». | 1 | 20.03 | 20.03 |
77 | Д.Б. Кедрин. «Бабье лето». Н.М. Рубцов. «Сентябрь». | 1 | 22.03 | 22.03 |
78 | С.А. Есенин. «Лебедушка». Оценка достижений. | 1 | 02.04 | 02.04 |
Родина (8 часов) |
79 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 03.04 | 03.04 |
80 | Подготовка к проекту «Они защищали Родину». | 1 | 05.04 | 05.04 |
81 | И.С. Никитин. «Русь». | 1 | 09.04 | 09.04 |
82 | И.С. Никитин. «Русь». | 1 | 10.04 | 10.04 |
83 | С.Д. Дрожжин «Родине». | 1 | 12.04 | 12.04 |
84 | А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». | 1 | 16.04 | 16.04 |
85 | Проект «Они защищали Родину». | 1 | 17.04 | 17.04 |
86 | Оценка достижений. | 1 | 19.04 | 19.04 |
Страна фантазия (6 часов) |
87 | Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 | 23.04 | 23.04 |
88 | Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 | 24.04 | 24.04 |
89 | Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 | 26.04 | 26.04 |
90 | К. Булычев. «Путешествие Алисы». | 1 | 30.04 | 30.04 |
91 | К. Булычев. «Путешествие Алисы». | 1 | 03.05 | 03.05 |
92 | Оценка достижений. | 1 | 07.05 | 07.05 |
Зарубежная литература (10часов) |
93 | Знакомство с названием раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). | 1 | 08.05 | 08.05 |
94 | Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). | 1 | 10.05 | 10.05 |
95 | Г.Х. Андерсен. «Русалочка». | 1 | 14.05 | 14.05 |
96 | Г.Х. Андерсен. «Русалочка». | 1 | 15.05 | 15.05 |
97 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 | 17.05 | 17.05 |
98 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 | 21.05 | 21.05 |
99 | С. Лагерлёф. «Святая ночь». | 1 | 22.05 | 22.05 |
100 | С. Лагерлеф. «В назарете». | 1 | 24.05 | 24.05 |
101 | С. Лагерлеф. «В назарете». | 1 | 28.05 | 28.05 |
102 | Оценка достижений. | 1 | 29.05 | 29.05 |
Таблица общего количества контрольных и др. работ.
№ п/п | Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Оценка достижений | 2 | 2 | 4 | 4 | 12 |
2 | Проекты | 1 | | | 1 | 2 |
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
работать с детской периодикой.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., и др.– М.: «Просвещение», 2017
Дополнительная литература:
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: «Просвещение»,2017
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и приборы.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Литературное чтение. 4 класс. Аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой.
Дидактический материал.
1.Наборы сюжетных картинок: «Русские народные сказки», «Литературные сказки», «Сказки зарубежных писателей».
2.Словари по русскому языку: орфографический словарь, толковый словарь, библиографический словарь (в том числе в цифровом варианте).
3. Репродукции картин художников (в том числе и в цифровом варианте).
4.Портреты писателей, художников (в том числе и в цифровом варианте).
Лист внесения изменений
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от …) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |