Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______________/ Е.В. Новикова / ФИО Протокол заседания ШМО №1 От «30» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Бобровская СОШ №1 ______________/Е. А. Бобылкина/ ФИО «30» августа 2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Бобровская СОШ №1 ______________/Л.В. Кравченко/ ФИО Приказ №1/1от «2» сентября 2019г. |
| | |
Рабочая программа
учебного курса «Моделирование и конструирование на основе конструктора Лего Wedo»
для обучающихся 5 классов
2019-2020 учебный год.
Составитель программы:
Прохорова Ольга Александровна, учитель физики, ВКК
г. Бобров
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Моделирование и конструирование на основе конструктора Лего Wedo» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598, от 17.07.2015 №734);
Название курса | За счёт каких часов реализуется | Сроки реализации программы | Количество часов в год | Количество часов в неделю |
Моделирование и конструирование на основе конструктора Лего Wedo | Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений | 1 четверть | 8 часов | 1 час |
Курс рассчитан на 8 часов.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO (ЛЕГО), которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.
Цель курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
1. Ознакомление с основными принципами механики.
2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.
3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).
5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
Развитие индивидуальных способностей ребенка.
Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Комплект LEGO® Education WeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и помогает стимулировать интерес школьников к естественным наукам и инженерному искусству. В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность последующего обучения ребёнка. Это одна из приоритетных задач образования. На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Планируемые результаты обучения.
Личностные и метапредметные результаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать умение понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные универсальные учебные действия:
формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;
формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формировать умение составлять план действия;
формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
Личностные универсальные учебные действия:
формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;
формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.
Предметные результаты реализации программы
У обучающихся будут сформированы:
основные понятия робототехники;
основы алгоритмизации;
умения автономного программирования;
знания среды LEGO;
умения подключать и задействовать датчики и двигатели;
навыки работы со схемами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
собирать базовые модели роботов;
составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;
использовать датчики и двигатели в простых задачах;
программировать на Lego;
использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих многовариантность решения;
проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.
Содержание учебного курса.
Первые шаги (2 часа)
Основные принципы механики. Знакомство с электронными компонентами конструктора. С названиями деталей и их основными функциями.
Проекты с пошаговыми инструкциями (2 часа).
Сборка моделей по инструкциям.
Практические работы:
Аллигатор.
Мартышка.
Проекты с открытым решением (4 часа).
Сборка моделей без инструкции. Выбор темы мини проекта, сборка проекта, программирование проекта, презентация и защита проекта.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Первые шаги | 2 | Изучение основных принципов механики. Знакомство с электронными компонентами конструктора. С названиями деталей и их основными функциями. |
2 | Проекты с пошаговыми инструкциями | 2 | Конструирование через создание простейших моделей по инструкциям. Управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ |
3 | Проекты с открытым решением | 4 | Конструирование через создание моделей без инструкций. Управление готовыми моделями с помощью компьютерных программ. |
| | 8 часов | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. "Уроки Лего-конструирования в
школе: методическое пособие" - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 -120 стр.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™
(LEGO Education WeDo)
Интернет – ресурсы:
http://legoengineering.com
http://robosport.ru/
http://mindstorms.lego.com/en-us/Default.aspx
Материально-техническое обеспечение курса:
Компьютер учителя
Проектор
Интерактивная доска
Детские ноутбуки
Конструктор LegoWedo2.0
Программное обеспечение LEGO® WeDo2.0™ (LEGO Education WeDo Software)
Базовый набор WeDo 2.0 45300. Комплект заданий
Приложение
Календарно – тематическое планирование «Моделирование и конструирование на основе конструктора «Лего Wedo» (5 класс)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту | |
1 | Введение в конструирование. Тб. | | 04.09 | | |
2 | Знакомство с деталями конструктора. | | 11.09 | | |
3 | Сборка модели Аллигатор по инструкции. | | 18.09 | | |
4 | Сборка модели Мартышка по инструкции. | | 25.09 | | |
5 | Сборка модели без инструкции. | | 02.10 | | |
6 | Программирование моделей. | | 09.10 | | |
7 | Программирование моделей. | | 16.10 | | |
8 | Создание своего маленького проекта. | | 23.10 | | |
9 | Защита проекта. | | 30.10 | | |
Приложение
Календарно – тематическое планирование «Моделирование и конструирование на основе конструктора «Лего Wedo» (5 класс)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту | |
1 | Введение в конструирование. Тб. | | 13.11 | | |
2 | Знакомство с деталями конструктора. | | 20.11 | | |
3 | Сборка модели Аллигатор по инструкции. | | 27.11 | | |
4 | Сборка модели Мартышка по инструкции. | | 04.12 | | |
5 | Сборка модели без инструкции. | | 11.12 | | |
6 | Программирование моделей. | | 18.12 | | |
7 | Программирование моделей. | | 25.12 | | |
8 | Создание своего маленького проекта. | | | | |
9 | Защита проекта. | | | | |