РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Музыка»
ФГОС НОО (обучение на дому)
Класс: 4 «Б»
Уровень образования: начальное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 2024\2025 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего- 17 ч\год; 0,5 ч\неделю
Составитель: Герейханова Галина Юзбековна,
учитель начальных классов
2019 год
Введение
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с:
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, утвержденными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);
адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
учебным планом МБОУ СОШ №20 пос. Зеленый;
примерной основной программой по музыке для основного общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседаний от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки России на 2019-2020 учебный год;
авторской программой по музыке для 1 – 4 классов предметной линии учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской («Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – М.: Просвещение, 2015. – 64 с.»).
В 2019-2020 учебном году по плану на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используются следующие учебно-методические материалы:
Критская Е. Д. Музыка. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с. : ил.
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» (с дополнениями и изменениями).
Формы организации учебных занятий – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (уроки в форме игр, уроки, опирающиеся на фантазию, использование на уроке традиционных форм внеклассной работы, интегрированные уроки, уроки творчества, уроки созвучные с общественными тенденциями и др.).
Количество контрольных работ за курс 3 класса – 1 (в конце учебного года).
Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» в 4 классе
Предметные результаты
В результате изучения музыки обучающийся научится:
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация, и др.);
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
В результате изучения музыки обучающийся получит возможность научиться:
-формированию осознанных устойчивых эстетических предпочтений о музыке;
-формированию ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-формированию установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Познавательные:
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Коммуникативные:
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) с учителем при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
Личностные результаты:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Содержание учебного предмета «Музыка» в 4 классе
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема № 1 «Россия – Родина моя» (2 ч) |
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. |
Тема № 2 «День, полный событий» (2 ч) |
Утро. Портрет музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. |
Тема № 3 «О России петь – что стремиться в храм» (2 ч) |
Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва). Родной обычай старины. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник. Кирилл и Мефодий. Обобщение. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
Тема № 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч) |
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Народные праздники. «Троица». Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Обобщение. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
Тема № 5 «В музыкальном театре» (3 ч) |
Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Русский восток. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Балет «Петрушка» балета. Театр музыкальной комедии. Обобщнеие. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
Тема № 6 «В концертном зале» (3 ч) |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром) Счастье в сирени живет… Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). «Патетическая» соната. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Царит гармония оркестра. Обобщение. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. . | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. |
Тема № 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч) |
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Исповедь души. Революционный этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» Музыкальные инструменты- гитара. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). Музыкальный сказочник. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
| Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» в 4 классе (обучение на дому) |
| | | | | |
№ п/п | № в триме-стре | Тема урока | Планируемые сроки | Дата проведения по факту | Примечание |
I триместр - 10 недель |
Тема № 1 "Россия – Родина моя" (2 часа) |
1 | 1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...». Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 07.09.2018 | | |
2 | 2 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | 05.10.2018 | | |
Тема № 2 " О России петь – что стремиться в храм " (2 часа) |
3 | 3 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Урок – путешествие. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 19.10.2018 | | |
4 | 4 | Родной обычай старины. Кирилл и Мефодий. | 02.11.2018 | | |
| | Тема № 3 «День, полный событий» (2 часа) |
5 | 5 | В краю великих вдохновений. Урок – игра. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 16.11.2018 | | |
| | II триместр - 11 недель 3 дня |
6 | 1 | Ярмарочное гулянье. Урок – викторина Святогорский монастырь. Обобщение. | 30.11.2018 | | |
| | Тема № 4 "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" (2 часа) |
7 | 2 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 14.12.2018 | | |
8 | 3 | Народные праздники. «Троица». Урок – конференция. | 28.12.2018 | | |
| | Тема № 5 "В музыкальном театре" (3 часа) |
9 | 4 | Опера «Иван Сусанин». | 18.01.2019 | | |
10 | 5 | Исходила младешенька. Урок - конкурс Русский восток. | 01.02.2019 | | |
11 | 6 | Балет «Петрушка» Обобщение. Театр музыкальной комедии. | 15.02.2019 | | |
| | III триместр - 12 недель |
| | Тема № 6 "В концертном зале" (3 часа) |
12 | 1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Счастье в сирени живет… | 08.03.2019 | | |
13 | 2 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | 22.03.2019 | | |
14 | 3 | «Патетическая» соната. Урок – сказка Царит гармония оркестра. | 05.04.2019 | | |
| | Тема № 7 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (3 часа) |
15 | 4 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | 26.04.2019 | | |
16 | 5 | Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. | 10.05.2019 | | |
17 | 6 | Музыкальные инструменты- гитара. Музыкальный сказочник. «Рассвет на Москве-реке» | 24.05.2019 | | |