«Рекомендовано» МО учителей гуманитарного цикла _________ А.А. Ашинова Протокол № ___ от «____»____________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ С.Ю. Теучеж «____»____________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №11 х. Шевченко _____________А.И. Чич Приказ № ___ от «___»______________2018г. |
МБОУ СОШ №11 х. Шевченко
2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного курса
Обществознание
для 5 класса
Учебник: Обществознание
Автор(ы) учебников: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова
Количество часов в 5 классе: в год -35 ч.
в неделю-1 ч.
Преподаватель : Сташ Рузана Казбековна,
учитель первой квалификационной категории.
Срок реализации рабочей программы– 1 год
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного курса
по обществознанию в 5 классе.
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Содержание курса
Тема 1. «Человек» (6 ч)
Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Что человек чувствует, о чем размышляет.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.
Тема 2. «Семья» (7 ч)
Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 3. «Школа» (7 ч)
Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружно жить в классе.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 5. «Родина» ( 10ч)
Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами.
Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Формы организации образовательного процесса:
Формы и виды контроля:
практический (составление плана, схем, таблиц, анализ текстов, редактирование текстов);
письменный (решение тестов, других заданий);
устный (ответы на вопросы, работа с упражнениями учебника, дополнительной литературы)
Учебно- тематическое планирование
Название разделов, тем | Количество часов |
Человек | 6 |
Семья | 7 |
Школа | 7 |
Труд | 5 |
Родина | 10 |
Итого | 35ч. |
Календарно-тематическое планирование по курсу
« Обществознание»
5 класс ( 35 ч, 1 ч в неделю)
Автор(ы) учебника : Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова
№ п/п | Название тем | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Глава1. Человек (6ч). |
1 | Введение | 1 | 08.09. | |
2 | Человек родился. | 1 | 15.09. | |
3 | Что такое наследственность. | 1 | 22.09. | |
4 | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | 29.09. | |
5 | Практикум – «Самостоятельность – показатель взрослости» | 1 | 06.10. | |
6 | Практикум по теме «Человек». | 1 | 13.10. | |
Глава2. Семья (7ч). |
7 | Семья – ячейка общества | 1 | 20.10. | |
8 | Практикум – «Семейные заботы» | 1 | 27.10. | |
9 | Семейное хозяйство | 1 | 17.11. | |
10 | Практикум – «Учимся помогать вести семейное хозяйство. Дому нужен хозяин» | 1 | 24.11. | |
11 | Свободное время | 1 | 01.12. | |
12 | Практикум - Что такое хобби? | 1 | 01.12. | |
13 | Практикум по теме «Семья» | 1 | 08.12. | |
Глава3. Школа (7ч). |
14 | Образование в жизни человека | 1 | 15.12. | |
15 | Практикум – «Профессия – ученик» | 1 | 15.12. | |
16 | Образование и самообразование | 1 | 22.12. | |
17 | Практикум – «Самообразование – путь к успеху» | 1 | 12.01.2019г. | |
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | 19.01. | |
19 | Слово не воробей | 1 | 26.01. | |
20 | Практикум по теме «Школа» | 1 | 02.02. | |
Глава4. Труд (5ч). |
21 | Труд – основа жизни | 1 | 09.02. | |
22 | Как оценивается труд? | 1 | 16.02. | |
23 | Труд и творчество | 1 | 02.03. | |
24 | Практикум – «Что такое творчество?» | 1 | 09.03. | |
25 | Практикум по теме «Труд». | 1 | 09.03. | |
Глава5. Родина (10ч). |
26 | Наша Родина – Россия. | 1 | 16.03. | |
27 | Что значит быть патриотом | 1 | 06.04. | |
28 | Государственные символы России. | 1 | 13.04. | |
29 | Практикум - Государственные символы России. | 1 | 20.04. | |
30 | Гражданин России | 1 | 27.04. | |
31 | Права и обязанности граждан России | 1 | 27.04. | |
32 | Мы – многонациональный народ | 1 | 04.05. | |
33 | Многонациональная культура России | 1 | 11.05. | |
34 | Практикум по теме «Родина» | 1 | 18.05 | |
35 | Итоговый урок | 1 | 25.05. | |
| И Т О Г О | 35ч | | |
Лист изменений и дополнений к рабочей программе
по обществознанию в 5 классе
Порядковый номер и название темы | Дата проведения | Причина коррекции | Подпись ответственного лица |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Лист экспертизы рабочей программы учебного предмета
Обществознание на 2017 – 2018 уч. год
Ф.И.О. рецензента Ашинова Асиет Аскеровна
Должность учитель адыгейского языка и литературы
Педстаж 20 Образование высшее Квалификационная категория высшая
ФИО разработчика рабочей программы Сташ Рузана Казбековна
Должность учитель истории и обществознания
Педстаж 20 Образование высшее
Квалификационная категория первая
Полное название программы: рабочая программа по обществознанию
Дата разработки программы 03. 08. 2017 г
Утверждена приказом руководителя ОУ №______ от _________________
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Составлена для: класс 5
Характеристика элементов программы
1.Данная рабочая программа соответствует целям и задачам образовательного учреждения и основывается на требованиях «Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности»
2.Соблюдены требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования (начальное, основное, среднее)
3.Программа написана в соответствии с УМК, выбранным учителем, и рекомендациями разработчика (авторской программы).
Содержит разделы:
1) титульный лист программы ;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, включает в себя:
• учебно-тематический план ;
• календарно-тематическое планирование ;
• лист изменений и дополнений к рабочей программе .
5.Содержание учебного материала отобрано с учетом реальных учебных возможностей класса.
6.Оценка эффективности и полноты реализации рабочей программы будет способствовать достоверной информации о выполнении требований Госстандарта, динамике качества образования учащихся, а также своевременной коррекции деятельности педагога в случае изменений организации педагогического процесса (больничный лист, актированные дни и пр.)
Заключение: Рабочая программа учителя истории и обществознания Сташ Рузаны Казбековны соответствует цели программы ОУ, обеспечивает достижение цели и задач образовательной программы ОУ через максимальный отбор содержания учебного материала, учитывает степень реализации развивающего и воспитательного аспекта, обеспечена методическим и дидактическим материалом, ориентирована на достижение реального результата работы каждого учащегося.
Автор программы, педагог Р.К. Сташ
Рецензент А.А. Ашинова
Дата проведения экспертизы « » август 2017 г.