КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус »
« РАССМОТРЕНО» на заседании МО КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус» Протокол № _________ от « » 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе КОУ ВО « Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус» Е.А.Шасалимова | «УТВЕРЖДАЮ» Директор КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус» В.Н.Ковалёв Приказ № _____ от «____»__________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
модуль «Основы религиозных культур народов России»
5 класс
«ПРИНЯТО» педагогическим советом КОУ ВО « Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус» Протокол № _________ от «__»__________ 2018 г. . |
Учитель АВДЕЕВА НИНА ГРИГОРЬЕВНА
2018 / 2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
(5 класс)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016; статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010г № 1897 » (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 02.02 2016, регистрационный № 40937);
Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. № 760 (с изменениями приказом ДОНМП ВО от 30.08.2013 № 840);
Федерального перечня учебников ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”);
Санитарно-эпидемиологических требований (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Письма Минобрнауки России «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» от 25.05.2015 № 08-761;
Авторской программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России»/А.Н.Сахаров, К. А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – М. : ООО «Русское слово», 2014 ( ФГОС. Инновационная школа);
Учебного плана и Основной образовательной программы КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус » на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа реализует предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) начальной школы и изучение которой носит обязательный характер в соответствии с приказом Минообрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Предметная область ОДНКНР реализуется через урочную деятельность и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, а также специфику общеобразовательного учреждения КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус »
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Используемый учебно-методический комплект:
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету ОДНКНР используется учебник, включенный в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и гарантирует выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта:
Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (Инновационная школа).
В качестве методического сопровождения к учебнику используется пособие:
Пискарёв В.И., Сафронова И.В. Методическое пособие к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М.Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России». 5 класс / В.И. Пискарёв, И.В.Сафронова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. ( ФГОС. Инновационная школа).
Учебно-методический комплект позволяет организовать изучение программного материала, обеспечить успешное выполнение обязательного минимума содержания образования.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Однако национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Изучение комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательной школе на ступени основного общего образования направлено на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цели учебного курса:
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, способных к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
становление гражданской идентичности как основы развития многонационального гражданского общества;
сохранение преемственности по отношению к духовно-нравственным идеалам прошлых исторических эпох;
овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Основные задачи курса:
– знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание иx значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности России, в становлении российской государственности;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– развитие гражданского чувства уважения к собственной культуре и традициям; сознания необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации;
Учитель обязан:
- дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
- сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;
- показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры;
- воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других к воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь.
Методологический принцип учебного курса культурологический, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
ОДНКНР как учебный курс несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки мировоззрения, познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка; формируется представление о добре и зле. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с жизнью младшего школьника.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя следующие модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики
Преподаваемый модуль – основы мировых религиозных культур - является комплексным и включает основные вопросы возникновения и развития традиционных религий России, их обычаев и традиций.
Содержание курса учитывает общую духовную основу многонационального народа России, формирующуюся исторически и основывающуюся на ряде факторов:
Общая историческая судьба народов России;
Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Данный курс методически и содержательно связан с курсом «Основы православной культуры», проводимом в кадетском корпусе в 5,6,7 и 8 классах. Эти учебные курсы интегрируются в единую систему духовно-нравственной направленности. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. На занятиях реализуются межпредметные связи с курсом истории, литературы, живописи, музыки и другими учебными дисциплинами. Курс, раскрывающий основы духовно-нравственной культуры народов России, по месту в учебном плане, и по содержанию служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОДНКРН дополняет обществоведческие аспекты предметов «Обществознание» и «История», с которыми знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс является продолжением предметов ОРКСЭ и «Окружающий мир». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Формы работы:
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: изучение нового материала, лабораторные уроки, уроки-исследования, путешествия, презентации, которые способствуют лучшему усвоению обучающимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Место учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
Рабочая программа данного учебного курса направлена на реализацию инвариантной части учебного плана (федеральный компонент). В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации изучение курса является обязательным, количество часов на этапе основного общего образования в 5 классе предусмотрено в объеме 1 часа в неделю. (35 учебных часов).
Результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
реализуемого данной рабочей программой, структурируются в трёх областях, в соответствии с основной областью их проявления:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты:
• воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
• формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
В результате освоения курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»:
Введение
Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Тема 1. Православие в Древней Руси
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Тема 2. Православие в Московской Руси
Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Тема 3. Православие при царях и императорах России
Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».
Тема 4. От Советской России до современности
Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в
ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Тема 5. Православие в традициях русского народа
Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Тема 6. Дом и семья в православии
Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.
Тема 7. История ислама в России
Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Тема 8. Ислам в современной России
Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Тема 9. Дом и семья в исламе
Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.
Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России
Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.
Тема 13. Появление и развитие буддизма в России
Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в
России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.
Тема 14. Буддизм в СССР и современной России
Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-
кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России
Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Учебно-тематическое планирование
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Введение в тему | 1 ч. |
2. | Христианство | 18 ч. |
3. | Ислам | 5 ч. |
4. | Иудаизм | 5 ч. |
5. | Буддизм | 5 ч. |
6. | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч. |
| Итого: | 35 ч. |
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Модуль «Основы религиозных культур народов России». 5 класс (17 часов)
№ п\п | Дата по плану \факт | ТЕМА Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности учащихся | Домашнее задание |
1 | 3.09 | Введение Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. | Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия», «Православие». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственности и общества. | Составить монологическое высказывание- рассуждение по теме. |
2 | 10.09 | Православие в Древней Руси Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «Византия», «митрополит», «монастырь», «монахи», «поучение». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей. Извлечение информации из различных знаковых систем. | Групповое задание: «Повесть временных лет» о князе Владимире. |
3 | 17.09 | Притяжение Византии. Русская митрополия Константинопольского патриархата. I период в истории Русской православной церкви. | Сообщение «историка» по теме «Византия», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. |
4 | 24.09 | Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. | Подготовить презентацию о Киево-Печерской лавре. |
5 | 1.10 | Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. | Сопоставить текст «Поучения» с библейскими заповедями. |
6 | 8.10 | Православие в Московской Руси Скрепляя русские земли верой… Распад Древнерусского государства на отдельные княжества-уделы. Русская Церковь и Золотая Орда. Нашествие на Русь завоевателей, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели», «уния». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей. Объяснение явлений, процессов, связей. Познавательное чтение Виртуальная экскурсия в музей живописи: «История Куликовской битвы» Аналитическое чтение Сопоставительный анализ | Составить словарь терминов. |
7 | 15.10 | Возвышение Москвы. Митрополит Петр. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. | Сообщение «историка» о Москве. |
8 | 22.10 | Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. | Сообщение о Куликовской битве, митрополите Алексие, Сергии Радонежском. |
9 | 29.10 | Русская Православная церковь обретает самостоятельность. Флорентийская уния. Митрополит Исидор и Василий II (Тёмный). Установление автокефалии Русской Церкви. Автокефалия РПЦ. II период истории. Митрополит Иона. | Собщение по теме, «Русская история в живописи» - презентация. |
10 | 12.11 | Нестяжание или богатство? Иосифляне и нестяжатели. Преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский. Отношение христианина к богатству. | Нагорная проповедь об отношении христианина к богатству ( Евангелие от Матфея:, 6:19) |
11 | 19.11 | Православие при царях и императорах России Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Опричнина», «секуляризация», «Патриарх всея Руси», «время Смуты», «народное ополчение». Личность в истории: первый патриарх Иов, второй патриарх Всероссийский Гермоген. Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей. Объяснение явлений, процессов, связей. Познавательное чтение. | Сформулировать определения понятий: «Опричнина», «Патриарх всея Руси». |
12 | 26.11 | Как отстаивали веру и Отечество патриархи? Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Защитники Православия. Казанская икона Божьей матери. II народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского. | Подвиг патриарха Гермогена в русской живописи. Комментирование слайдов. |
13 | 3.12 | Под началом светской власти.Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей. Объяснение явлений, процессов, связей. Познавательное чтение. | Сформулировать определения понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы»; «пустынь», «иночество», «монашество» . |
14 | 10.12 | Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь». | «Заповеди старца Зосимы»: прочитать отрывок из романа Ф.М.Достоевского |
15 | 17.12 | От Советской России до современности Русская Православная церковь после революции 1917 г. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Патриарх Тихон (Белавин). Новомученики и исповедники. Царская семья. Репрессии. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Атеизм», «Местоблюститель Патриаршего Престола», «Отделение Церкви от государства», «Поместный собор», «Мощи», «Русская Православная Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей. Объяснение явлений, процессов, связей. Познавательное чтение. | Подготовить сообщения на темы: «Гонения на Церковь», «Новомученики и исповедники Российские». |
16 | 24.12 | В годы Великой Отечественной войны. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. | Сообщение по теме |
17 | 14.01 | Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. | Подготовить сообщения на темы: «Русская Православная Церковь Заграницей». |
18 | 21.01 | Православие в традициях русского народа Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности.. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании) | Составить календарь православных двунадесятых праздников. |
19 | 28.01 | Дом и семья в православии Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности). | Создать иллюстрации к празднику «День семьи, любви и верности» Подготовиться к проверочной работе. |
20 | 4.02 | История ислама в России Распространение ислама в России. Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. | Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей. | Сформулировать определения понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». |
21 | 11.02 | Ислам на территории современной России в X – XX вв. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. | Сообщения по теме |
22 | 18.02 | Ислам в современной России На основе принципа равноправия. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей. Познавательное чтение. | Сформулировать определения понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев». |
23 | 25.02 | В общем процессе религиозного возрождения. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Совет муфтиев. Центральное духовное управление мусульман России. Участие ислама в формировании духовно-нравственных ценностей российского общества. | Сообщения по теме |
24 | 4.03 | Дом и семья в исламе Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи). | Создать презентацию по теме: «Ислам в современной России» |
25 | 11.03 | Появление и развитие иудаизма в России Иудаизм в России. Страницы истории. Иудаизм как древнейшая национальная религия евреев. Расселение палестинских переселенцев. | Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «еврейская община, или кагал», «хедер», «иешива», «синагога», «раввин», «черта оседлости», «диаспора» Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Словарь понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога». |
26 | 18.03 | Жизнь иудейской общины в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. | Сообщения по теме |
27 | 1.04 | Религиозная политика в отношении иудаизма. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве. | Сообщения по теме |
28 | 8.04 | Иудаизм в СССР и современной России Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», «Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. | Сообщения по теме; определения понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет». |
29 | 15.04 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи). | Создать презентацию по теме: «Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа» |
30 | 22.04 | Появление и развитие буддизма в России На основе тибетского буддизма. Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. | Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «махаяна», «реинкарнация», «лама», «Далай-лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Подобрать иллюстративный материал, отражающий культурную традицию буддизма. |
31 | 29.04 | Буддизм в России: страницы истории. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. | Сообщения по теме |
32 | 6.05 | Агван Доржиев – лидер буддистов России. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов. | Сообщения по теме |
33 | 13.05 | Буддизм в СССР и современной России Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели- кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение | Сообщения по теме с использованием информации из различных знаковых систем. |
34 | 20.05 | Буддизм в культуре и традициях народов России Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи). | Подготовить выступления перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
35 | 27.05 | Повторительно-обобщающий урок | Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. | |
Любовь к Богу, Родине и человеку — вот главный духовный, нравственно-философский стержень курса, определяющий его формирующую образовательно-воспитательную ценность. В целом представленная программа духовно-нравственного образования адресована ученику современной общеобразовательной школы, человеку ХХI века, наследующему духовный опыт мировой религиозной культуры .
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Оценка результатов образования детей предусмотрена в рамках уроков, на которых происходит защита индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Кроме традиционной балльной системы оценки, используются другие методы оценки уровня освоения обучающимися основной образовательной программы, степени глубины полученных знаний и навыков. Это такие методы, как:
- педагогическое наблюдение (проявление познавательных способностей наблюдается в процессе овладения учебным содержанием, с которым ученик работает на каждом уроке, педагог получает информацию из урока в урок, что позволяет увидеть динамику развития отдельного ученика, выявить его слабые и сильные стороны; позволяет оценить его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным показателям);
- самооценка учащихся по результатам урока (использование листов самооценки учащихся с базовыми вопросами: я хорошо выполнил работу на уроке; я мог выполнить работу значительно лучше; я плохо работал на уроке; могут быть листы самооценки, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе);
- выполнение тестовых заданий;
- составление логической последовательности;
- анализ фактов;
- систематизация творческих работ учащихся;
- заполнение рабочих листов по итогам выполнения творческих заданий (например, найти значение «крылатых слов и выражений»);
- проведение викторин и конкурсов в ходе закрепления материала, изученного на уроке;
- анализ выполнения заданий олимпиад по основам православной культуры .
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся. Итоговая работа подводит итоги изучению курса и включает защиту проекта по основным темам курса.
Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.
В результате обучения в рамках этого модуля у обучающихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Средства ИКТ
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийные презентации.
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) 1
Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Основная литература:
1. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2014г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
2. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (Инновационная школа).
Дополнительная литература:
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009.
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
Очерки по истории Воронежской епархии Русской Православной церкви/ Константин Рева. – Воронеж, 2008.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 5 класс / О.Л. Янушкявичене, протоиерей Виктор Дорофеев – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Православные мультимедиа-ресурсы:
pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие";www.altarnik.okis.ru- Православнаямедиа-библиотека,biblion.narod.ru Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru.";
Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru
Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/); Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/); Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/); Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/); Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/) (Используются для получения дополнительной информации предмету на уроках).
1