СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения" для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения" включает пояснительную записку, планируемые результаты, содержание учебного курса, тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения" для 5-9 классов»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Пояснительная записка стр.3

2. Планируемые результаты изучения стр.4- 6

учебного предмета, курса

3. Содержание учебного предмета, курса стр.6 - 9

4. Тематическое планирование стр.10-13

Календарно-тематическое планирование на 5,6,7 классы

(приложение)




























ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)

-Учебный план МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Пожарского муниципального района

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами спецкурса в соответствии с ФГОС. В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение - «смысловое чтение».

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.

Рабочая программа основного общего образования по курсу «Смысловое чтение» реализуется в части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 7 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1час в неделю).

Основная цель программы :создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Задачами данного курса являются:

1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовно-нравственное развитие личности и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

Курс «Основы смыслового чтения и работы с текстом» является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

Выпускник научится:

     •осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

    •использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

 

Метапредметные

  • Регулятивные         

Выпускник научится:

• элементарным навыкам работы с книгой;

• умениям ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

• элементарным навыкам чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных.


Выпускник получит возможность научиться:

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.


  • Познавательные 

Выпускник научится:

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

• осуществлять смысловое чтение;

• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

• определять главную тему, общую цель или назначение текста;

• предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

• находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

• находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

• выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

• понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.


Выпускник получит возможность научиться:

• выражать общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

• объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

• сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

• интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

• задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

• прогнозировать содержание текста;

• находить скрытую информацию в тексте.


  • Коммуникативные

Выпускник научится:

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• определять цели, распределять функции и роли участников;

• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

• слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Предметные

 Выпускник научится:               

• использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

• определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

• делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

  • составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

• приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

  • подбирать аргументы, формулировать выводы;

Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

• оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

• оценивать не только содержание текста, но и его форму.



Содержание учебного курса

5 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжнаяи разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста ссобственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.


6 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения ииспользования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся вразных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем сопорой на прочитанный текст.

3. Раздел «Работа стекстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность инедостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста ссобственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.


7 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.





8 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста сопорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.Работа снесколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление иобобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов сучётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников снебольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность инедостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста ссобственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Впроцессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение крекламной информации.


9 КЛАСС

1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление иобобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.


















Тематическое планирование

5 класс 34 часа


Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

16

Находить нужную информацию в текстах художественных произведений.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Научиться ставить перед собой цель чтения.

Читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса.

 Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы).

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

2.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

18

Научиться определять главную тему.

Обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Объяснять порядок частей текста.



34





6 класс 17 часов

Название раздела, темы

Кол-во часов

Содержание учебного курса

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

11

Поиск информации в справочниках и словарях.

Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Установление несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснение, обоснование утверждений.

Заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

3

Элементарные навыки чтения, представления информации в наглядно-символической форме.


3

Работа с текстом: оценка информации


3

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте



17




7 класс 17 часов

Название раздела, темы

Кол-во часов

Содержание учебного курса

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

4

Поиск информации в справочниках и словарях.

Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Установление причинно-следственных связей и зависимостей, объяснение, обоснование утверждений.

Заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Назначения разных видов текстов.

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

6

Имплицитная (скрытая, присутствующая неявно) информация текста, сопоставление иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

3

Работа с текстом: оценка информации


7

Находить в тексте требуемую информацию.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.



17



8 класс 34 часа

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: преобразование и интерпретация

9

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы).

Работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.


2

Текст: поиск информации и понимание прочитанного

9

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте; устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте, откликаться на содержание текста,

различать темы и подтемы специального текста.

Выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста.

3

Текст: оценка информации

16

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.



34



9 класс 34 часа

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: преобразование и интерпретация

9

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

2

Текст: поиск информации

13

Самостоятельно организовывать поиск информации, критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте; устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.

3

Текст: оценка информации

12

Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.



34







































13