Рабочая программа
учебного курса
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
5 класс
| Составил: Ларина Оксана Валерьевна – учитель информатики высшей квалификационной категории |
Рабочая программа учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основании ООП ООО МБОУ СОШ № 13
Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уровне ООО в 5 классе.
Целью реализации рабочей программы по учебному курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс) является усвоение содержания курса и достижение учащимися планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО школы.
Цель введения курса – формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Задачи учебного курса:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
На реализацию Рабочей программы отводится 18 часов (0,5 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс)
Требования к результатам освоения учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс)
Личностные |
Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа). Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-4.2.2. Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
Метапредметные |
Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; К–1.5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды; К–1.6. Соблюдать регламент деятельности в группе; слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; |
ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); ИКТ-3.5. сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них ИКТ-4.1. осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; ИКТ-5.1. создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора; ИКТ-7.1. создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр. |
Содержание учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс)
Раздел 1. Введение в проектную деятельность (6 час)
Что такое проект? Как выбрать тему проекта?
Знакомство с проектно-исследовательской деятельностью. Что такое проект? Где можно представить проект? Школьные, муниципальные, всероссийские конференции. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.
Основные требования к выбору темы. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранных тем проектов учащихся.
Знакомство с видами проектов. Структура проектно-исследовательской работы. Этапы проекта. Типы проектов: исследовательский, творческий, ролевой, информационный, практико-ориентированный.
Выбор формы представления проектных работ учащихся.
Постановка цели и задач проекта.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме проекта. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности.
Основные стадии работы над проектом.
Планирование работы.
При составлении плана работы над проектом учащиеся анализируют проблему, оговаривают возможные пути ее решения, ищут и обрабатывают различные источники информации, проводят анализ и синтез материала, выделяют главное, формулируют выводы, анализируют результаты, обсуждают формы представления результата проектной деятельности: презентация, электронный альбом, видеофильм, веб-сайт, газета, журнал и т.д., выбирают и обосновывают критерии оценки результатов, определяют вид создаваемого продукта.
Знакомство с методами и предметами исследования.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своем проекте.
Знакомство с информационными источниками. Поиск информации.
Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Раздел 2. Работа с программой подготовки презентации PowerPoint (5 час)
Понятие презентации. Интерфейс программы POWERPOINT.
Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд — отдельный кадр презентация. Программа POWERPOINT — средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы.
Отбор содержания презентации. Жанр презентации.
Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть», «Создать», «Сохранить». Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с помощью меню «Файл — Сохранить как...». Шаблоны презентации.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: извлечение информации из мультимедийных источников по заданию учителя, создание вторичного информационного продукта;
тренинг: выполнение ситуативного задания, состоящего в анализе связанного текста и отборе содержания презентации;
определение содержания презентации материалов проекта учащегося, определение шаблона на основе целей презентации учащегося.
Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.
Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню «Вставка — Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных. Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки МSClipGallery.
Создание фона слайда с помощью меню «Формат — Фон». Выбор цвета фона из набора заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем;
создание презентации материалов проекта учащегося.
Настройка анимации текста, рисунков.
Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок. Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов - Настройка анимации». Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: анимация и озвучивание объектов слайда по техническому заданию, предложенному учителем;
анимация и озвучивание презентации материалов проекта учащегося.
Демонстрация презентации.
Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки. Меню «Показ слайдов — Показ». Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл — Печать».
Практическая деятельность учащихся:
демонстрация презентации материалов проектов учащихся.
Раздел 3.
Оформление проектной работы (6 час) Работа над проектом
Соединение полученных знаний по созданию документов с выбранной темой проекта.
На этапе практической реализации проекта учащиеся оформляют проекты по своим темам в соответствии с принятыми формами (электронный журнал) представления результата проектной деятельности и правилами (памятка учащегося).
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите
Составление плана выступления.
Защита проекта
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Рефлексия.
Итоговое занятие. Анализ проектно-исследовательской деятельности. Выводы.
Тематическое планирование учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс)
№ | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
1 | введение в проектную деятельность | 6 |
| Что такое проект? Как выбрать тему проекта? | 1 |
| Постановка цели и задач проекта | 1 |
| Планирование работы | 1 |
| Знакомство с методами и предметами исследования | 1 |
| Знакомство с информационными источниками | 1 |
| Поиск информации | 1 |
2 | РАБОТА С ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT | 5 |
| Понятие презентации. Интерфейс программы PowerPoint | 1 |
| Макет слайда. Создание фона слайда | 1 |
| Вставка в слайд текста и рисунков | 1 |
| Настройка анимации текста, рисунков | 1 |
| Настройка смены слайдов. Демонстрация презентаций | 1 |
3 | оформление проектной работы | 6 |
| Работа над проектом | 2 |
| Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите | 1 |
| Защита проекта | 2 |
| Рефлексия | 1 |
| Резерв | 1 |
| ИТОГО | 18 |
В процессе реализации Рабочей программы используются следующие формы учебных занятий и виды деятельности:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Контроль освоения учебного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (5 класс) – итоговый проект, защита проекта.
Возможные результаты деятельности (проектной, исследовательской и т.д.) учащихся:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация