СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 34часа , 2 из них – контрольные зачётные работы в виде тестирования, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селезневская средняя школа» Велижского района Смоленской области


Рассмотрено на педагогическом совете Утверждаю

Протокол №1 от 24.08.2016 Директор школы Пашедко Н.А.

Приказ № 116 от 25.08.2016














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Русское правописание:

орфография и пунктуация»

10 класс

Срок реализации программы: 1 год









Программу разработала

Тиваненко С.Н.,

учитель русского языка и литературы












Селезни 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа курса для 10 класса МБОУ «Селезневская средняя школа» составлена в соответствии с:

  • Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании".

  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  • Приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень);

  • Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е издание, переработанное М., Мнемозина, 2009;

  • Программой элективного (факультативного) курса для 10—11 классов;

  • федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 34часа , 2 из них – контрольные зачётные работы в виде тестирования, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Учебный курс в 10 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотнос­ти учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И нако­нец, важнейшим направлением в обучении становится система­тизация и обобщение знаний в области правописания и форми­рование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распреде­лить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассни­ков укрепилась уверенность в целесообразности системы русско­го правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуаци­онных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунк­туационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользо­ваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского пра­вописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусмат­ривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользо­ваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфогра­фии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконич­ной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значи­тельными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой ана­лиз развивает языковую догадку, способность предвидеть орфо­графические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует дан­ное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудиро­вание, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.

старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенство­ванию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функци­ональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными спо­собами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последова­тельно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требова­ниями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Основные умения и навыки (10 класс)

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обра­щаться к разным видам лингвистических словарей и к разнооб­разной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явле­ния. Формы организации работы учащихся должны носить пре­имущественно деятельностный характер, что обусловлено стрем­лением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется:

  • готовность к речевому взаимодействию,

  • моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;

  • расширяются све­дения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,

  • оценивая языковые явления с точки зрения нор­мативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

  • применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс (35 ч)

ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ высказывания:




Пунктуация (32 ч)



к средствам в устной речи

от смысла его выражения

в письменной речи



Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

Возникновение и развитие письма как средство общения.

ОРФОГРАФИЯ (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 часа)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18ч)

Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), -есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица. Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др.

Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡ ность ,͡ остный и т.п).

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов.

Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарём «Слитно или раздельное?»

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарём «Строчная или прописная?»

Контрольное занятие (1 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Особенности письменного общения

1.09 - 06.09


Орфография

Орфография как система правил правописания.

32 ч

2 ч


13.09 - 20.09


Правописание морфем.

18ч

27.09 - 14.02


Слитные, дефисные и раздельные написания

10 ч

21.02 - 08.05


Написание строчных и прописных букв.

2 ч

15.05 – 22.05


Контрольное занятие.

29.05



п/п

К-во часов

Дата

план/факт

Тема занятия

Знания

Умения

Формы и методы обучения

Особенности письменного общения (1 час)

1.

1.

01.09/

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон языка: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Знать о речевом общении как взаимодействии между людьми, 2 стороны языка: передачу информации и восприятие смысла речи. Знать виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, формы речевого общения: письменные и устные.

Уметь определять вид речевой деятельности, отличать виды речевого общения. Уметь создавать речевую ситуацию, анализировать речевое высказывание.

Лекция. Практическая работа – анализ речевой ситуации.

2.

2.

06.09/

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение письма как средства общения.

Понимать возникновение письменной речи как необходимость в опосредованном общении. Знать особенности письменной речи по сравнению с устной. Уметь различать формы письменных высказываний: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты; знать их признаки.

Уметь различать формы письменных высказываний по их существенным признакам, создавать письменные высказывания.

Сочинение - создание такой формы письменной речи, как письмо.

Орфография (32 часа)

Орфография как система правил правописания (2 часа)

3.

1.

13.09/

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Знать сведения из истории русской орфографии, её роль в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Уметь, используя орфографические правила, более точно выражать смысл высказывания, использовать различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.


Лекция. Практическая работа.

4.

2.

20.09/

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.

Знать орфографические правила, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Уметь применять правила:1) правописание морфем, 2) слитное, дефисное и раздельное написание, 3) употребление прописных и строчных букв, 4) перенос слова.

Практическая работа – анализ текстов с точки зрения употребления правил.


Правописание морфем (18 часов)

5.

1.

27.09/

Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания. Правописание корней.

Знать принцип единообразного написания морфем, систему правил, регулирующую написание гласных и согласных корня, роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Уметь правильно писать морфемы, применять правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне слова, правильно подбирать проверочные слова.


Лекция.

6.

2.

04.10/

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах.

Знать написание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Знать, в каком случае гласная Е обозначает мягкость предшествующего согласного, а когда только звук [Э].

Уметь различать проверяемые безударные гласные и непроверяемые, подбирать проверочные слова к словам с проверяемой гласной в корне слова. Знать правильность произношения заимствованных слов со звуком [Э].

Практическая работа – анализ словарных материалов

7.

3.

11.10/

Правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Знать правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); иметь понятие о фонетическом принципе написания слов.

Уметь писать слова, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); отличать слова, написание которых основано на фонетическом принципе написания.

 Анализ текстов

8.

4.

18.10/

Группы корней с чередование гласных. Корни с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Знать условия написания корней с чередованием и корней с с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Уметь писать корни с чередованием и корней с с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

 Аналитическая беседа

9.

5.

25.10/

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

Знать способы обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности, правописание иноязычных словообразовательных элементов

Уметь писать звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенны, чередующиеся согласные в корне, правильно писать иноязычные словообразовательные элементы.

Семинар.

10.

6.

08.11

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ.

Знать правописание приставок, деление их на группы, роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ.

Уметь писать приставки разных групп, в том числе уметь применять смыслоразличительный анализ при написании приставок ПРИ и ПРЕ.

Лекция. Практическая работа – анализ словарных материалов.

11.

7.

15.11/

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа при выборе правильного написания суффиксов.

Знать систему правил, связанных с правописанием суффиксов разных частей речи, производить морфемно - словообразовательный анализ при выборе правильного написания суффиксов.

Уметь правильно писать суффиксы разных частей речи, производить морфемно - словообразовательный анализ при выборе правильного написания суффиксов выбранной части речи.

 Практическая работа.

12.

8.

22.11/

Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов –ЧИК и –ЩИК со значением лица. Суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности.

Знать типичные суффиксы имён существительных и их написание, различать суффиксы –ЧИК и –ЩИК со значением лица, суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности.

Уметь писать типичные суффиксы имён существительных, различать суффиксы –ЧИК и –ЩИК со значением лица, суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности и ласкательности.

  Анализ текстов.

13.

9.

29.11/

Типичные суффиксы прилагательного и их написание. Различение на письме суффиксов –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Знать типичные суффиксы прилагательного и их написание, различать на письме правописание суффиксов –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных., особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Уметь определять написание типичных суффиксов прилагательного, различать на письме суффиксы –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных. Уметь образовывать форму сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий, правильно писать суффиксы в этих формах слов.

Тестирование.

14.

10.

06.12/

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Написание суффикса –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Знать типичные суффиксы глагола и правила их написание. Различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Знать написание суффикса –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Уметь правильно писать типичные суффиксы глагола. Различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Уметь правильно писать суффиксы –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ–ТСЯ .

Сочинение-рассуждение

15.

11.

13.12/

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффиксов причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий пошедшего времени.

Знать, как образуются причастия с помощью специальных суффиксов, от чего зависит выбор суффиксов причастия настоящего времени. Знать о сохранении на письме глагольного суффикса при образовании причастий пошедшего времени.

Уметь образовывать причастия с помощью специальных суффиксов, выбирать суффиксы причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола, сохранять на письме глагольный суффикс при образовании причастий пошедшего времени.

Тестирование.

16.

12.

20.12/

Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Знать правила правописания Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Уметь выбрать правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Выразительное чтение лирических текстов. Сочинение-эссе.

17.

13.

27.12/

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –Е и –И в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Знать правила правописания окончаний, систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. принцип различения окончаний –Е и –И в именах существительных, правописание личных окончаний глаголов, правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Уметь применять правила правописания окончаний, систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Зачёт в форме тестирования.

18.

14.

17.01/

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Знать орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Уметь применять орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Лекция. Практическая работа – анализ текстов.

19.

15.

24.01/

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Знать принципы правописания согласных на стыке морфем; написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Уметь применять правила написания согласных на стыке морфем; написания сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употреблять Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Тестирование.

20.

16.

31.01/

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Знать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, порядок орфографического анализа морфемно-словообразовательных моделей слов.

Уметь анализировать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, производить орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов по определённому порядку.

Урок-исследование

21.

17.

07.02/

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.

Знать особенности правописания Ь после шипящих в словах разных частей речи, этимологическую справку как приём объяснения написания морфем.

Уметь писать Ь после шипящих в словах разных частей речи, использовать этимологическую справку как приём объяснения написания морфем.

 Аналитическая беседа

22.

18.

14.02/

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов. Приём поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Знать типы орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов, приём поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Уметь использовать орфографические, морфемные и словообразовательные словарей для объяснения написания слов, использовать приём поморфемной записи слов в практических целях.


Создание собственного литературного произведения- сочинения

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов)

23.

1.

21.02/

Система правил слитного, дефисного и раздельного написания слов. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Знать систему правил слитного, дефисного и раздельного написания слов, роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Уметь определять правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, объяснять роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Выразительное чтение лирических текстов. Практическая работа.

24.

2.

28.02/

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Знать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Уметь различать на письме служебные слова и морфемы.

Сочинение-рассуждение

25.

3.

06.03/

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. различение приставки НИ и слова НИ (частицы, союза).

Знать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Уметь использовать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы при практическом письме6 и устной речи.

Сочинение - характеристика героя.

26.

4.

13.03/

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Знать грамматико-орфографические отличия приставки и предлога, слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Уметь применять правила слитного, дефисного и раздельного написания приставок в наречиях.

 Анализ текстов.

27.

5.

20.03/

Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Знать о том, что такое историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Уметь анализировать роль исторической справки о происхождении некоторых наречий и использовать эти данные для правильного письма.

Урок-исследование.

28.

6.

03.04/

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Знать особенности написания производных предлогов, смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Уметь писать производные предлоги, находить смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов..

Практическая работа – анализ текстов.

29.

7.

10.04/

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

Знать способы образования и написания сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

Уметь правильно писать сложные слова (имена существительные, прилагательные, наречия).

 Анализ текстов

30.

8.

17.04/

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных путём слияния, и созвучных словосочетаний.

Знать смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных путём слияния, и созвучных словосочетаний.

Уметь делать выбор написания сложных прилагательных, образованных путём слияния, и отличать их от созвучных словосочетаний.

 Практикум.

31.

9.

24.04

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Знать правила употребления дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Уметь правильно писать знаменательные и служебные части речи.

Сочинение-эссе.

32.

10.

08.05/

Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

Знать способы и приёмы работы со словарём «Слитно или раздельно?»

Уметь работать со словарём «Слитно или раздельно?»

 Тестирование.

Написание строчных и прописных букв (2 часа)

33.

1.

15.05/

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Знать, какую роль играет смысловой и грамматический анализ при выборе написания строчной или прописной буквы

Уметь правильно писать слова со строчной или прописной буквы.

Сочинение-эссе с использованием собственных наименований.

34.

2.

22.05/

Работа со словарём «Строчная или прописная?»

Знать особенности смыслового и грамматического анализа при выборе сточной или прописной буквы.

Уметь правильно писать слова со строчной или прописной буквы.

Практическая работа со словарём

35.

1.

29.05/

Контрольное занятие

Знать основные правила грамматики, орфографии и синтаксиса

Уметь применять на практике полученные знания

Зачёт.


Виды и формы контроля

Учащиеся должны знать, какие формы контроля будут предложены, задания какого содержания придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

  • эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

  • правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

  • целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;

  • систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ промежуточной и итоговой аттестации учащихся в рабочей программе предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля: лекции, практические занятия, семинар, деловая игра, урок-исследование, аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение, анализ текста, зачёт.

Формы занятий и контроля

п/п

Наименование

раздела

кол-во

часов на тему

лекции

Практика

семинар

исследование

Аналитическая беседа

тестирование

Эссе

Сочинение

Анализ текста

зачёт

1.

Особенности письменного общения.

2

1







1



2.

Орфография. Орфография как система правил правописания.

2

1

2









3.

Правописание морфем.

18

3

2

1

1

2

3

1

2

2

1

4.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

10


3


1


1

1

1

2


5.

Написание строчных и прописных букв.

2


1





1




Контрольное занятие-зачёт.

1










1


Всего

35

5

8

1

2

2

4

3

4

4

2



Характеристика контрольно-измерительных материалов

(План контроля ЗУН)


№ п/п

Тема

Цели

Форма

Дата

проведения

Правописание морфем.

Уровень сформированности ЗУНов по теме

Тестирование.


Зачётная практическая работа.

Уровень сформированности ЗУНов по итогам года

Зачёт.








Учебное учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся:

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф„ Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.

Единый государственный экзамен: Контрольные измеритель­ные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьез­ном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефис-ных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложе­ние. — М., 1985.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.


Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Ива­нова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984.


Учебное учебно-методическое обеспечение обучения для учителя:

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначе­ние. — М., 1979.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.

Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М., 1970.

Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. — М., 1980.

Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!