Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Практико-ориентированные задачи в курсе подготовки к ОГЭ по математике» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012года.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Основной образовательной программы ООО МКОУ Чернавская СОШ.
Учебного плана МКОУ Чернавская СОШ на 2020-2021 учебный год.
Календарного учебного графика.
Согласно учебному плану МКОУ Чернавская СОШ на изучение факультативного курса отводится 34 часа ( 1 час в неделю)
Срок реализации данной программы 1 год.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения факультативного курса «Практико-ориентированные задачи в курсе подготовки к ОГЭ по математике»
В результате освоения факультативного курса учащиеся научатся
выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями,
производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа.
переводить единицы измерения.
округлять числа.
находить число от процента и проценты от числа,
находить часть от числа и число по его части.
применять основное свойство пропорции.
решать уравнения, неравенства.
разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
анализировать и пользоваться заданными графиками.
В результате освоения факультативного курса учащиеся получат возможность научится
решать задачи, связанные с различными источниками информации;
решать задачи, требующие понимания учебного материала, применения ранее усвоенных знаний в знакомой ситуации;
решать задачи, формирующие умения вырабатывать гипотезы;
решать задачи, формирующие умения высказывать суждения и делать умозаключения;
решать задачи, формирующие умения классифицировать и развивать у обучающихся способности к комбинаторике;
решать задачи, формируюцше умения экспериментировать, проводить практические действия с целью проверки и сравнения.
Основное содержание факультативного курса
Задачи про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения.
Задачи про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур.
Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт.
Задачи про теплицу.
Задачи про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической.
Задачи про автомобильные шины.
Задачи про формат листов А4
Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат.
Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей.
Задачи про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Количество часов по темам |
1 | Виды практико- ориентированных задач в ОГЭ по математике | 1 |
2 | Задачи о дачном участке | 3 |
3 | Задачи о земледелии в горных районах | 3 |
4 | Задачи о мобильном интернете и трафике | 3 |
5 | Задачи про установку печи в бане | 3 |
6 | Задачи о теплице | 3 |
7 | Задачи про автомобильные шины | 3 |
8 | Задачи про формат листов А4 | 3 |
9 | Задачи про планировку двухкомнатной квартиры | 3 |
10 | Задачи про ОСАГО | 3 |
11 | Задачи про схемы метро | 3 |
12 | Решение тренировочных вариантов ОГЭ | 2 |
13 | Итоговый контроль в виде ОГЭ | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
по плану | факт |
1 | | | Виды практико- ориентированных задач в ОГЭ по математике | 1 | |
2 | | | Задачи о дачном участке | 1 | |
3 | | | Задачи о дачном участке | 1 | |
4 | | | Задачи о дачном участке | 1 | |
5 | | | Задачи о земледелии в горных районах | 1 | |
6 | | | Задачи о земледелии в горных районах | 1 | |
7 | | | Задачи о земледелии в горных районах | 1 | |
8 | | | Задачи о мобильном интернете и трафике | 1 | |
9 | | | Задачи о мобильном интернете и трафике | 1 | |
10 | | | Задачи о мобильном интернете и трафике | 1 | |
11 | | | Задачи про установку печи в бане | 1 | |
12 | | | Задачи про установку печи в бане | 1 | |
13 | | | Задачи про установку печи в бане | 1 | |
14 | | | Задачи о теплице | 1 | |
15 | | | Задачи о теплице | 1 | |
16 | | | Задачи о теплице | 1 | |
17 | | | Задачи про автомобильные шины | 1 | |
18 | | | Задачи про автомобильные шины | 1 | |
19 | | | Задачи про автомобильные шины | 1 | |
20 | | | Задачи про формат листов А4 | 1 | |
21 | | | Задачи про формат листов А4 | 1 | |
22 | | | Задачи про формат листов А4 | 1 | |
23 | | | Задачи про планировку двухкомнатной квартиры | 1 | |
24 | | | Задачи про планировку двухкомнатной квартиры | 1 | |
25 | | | Задачи про планировку двухкомнатной квартиры | 1 | |
26 | | | Задачи про ОСАГО | 1 | |
27 | | | Задачи про ОСАГО | 1 | |
28 | | | Задачи про ОСАГО | 1 | |
29 | | | Задачи про схемы метро | 1 | |
30 | | | Задачи про схемы метро | 1 | |
31 | | | Задачи про схемы метро | 1 | |
32 | | | Решение тренировочных вариантов ОГЭ | 1 | |
33 | | | Решение тренировочных вариантов ОГЭ | 1 | |
34 | | | Итоговый контроль в виде ОГЭ | 1 | |
Учебно-методическое оснащение программы
Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ 2020. Лысенко Ф.Ф., Иванова С.О.
40 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года
ОГЭ, математика, типовые экзаменационные варианты, 36 вариантов, Ященко И.В., 2020
ФИПИ http://fipi.ru/
РЕШУ ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/test?theme=103
https://www.time4math.ru/oge
https://www.uchportal.ru/load/246-1-0-87948
https://infourok.ru/zadaniya-oge-po-matematike-4010688.html
https://math-oge.sdamgia.ru/test?theme=107