СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Работа с текстом» 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса «Работа с текстом» (далее – программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО; приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287) и федеральной образовательной программой (ФОП ООО) по учебному предмету «Русский язык».

Учебный курс «Работа с текстом»  направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Работа с текстом» 9 класс»


Рабочая программа

учебного курса

«Работа с текстом»



9 класс
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика элективного курса «Работа с текстом»

Программа учебного курса «Работа с текстом» (далее – программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО; приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287) и федеральной образовательной программой (ФОП ООО) по учебному предмету «Русский язык».

Учебный курс «Работа с текстом» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом  — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.

Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

 Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Задачи изучения элективного курса:

  • помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;

  • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;

  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;

  • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;

  • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;

  • формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;

  • выявлять творческие способности у каждого школьника;

  • помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;

  • помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.

  • научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.


Количество учебных часов

Общее число часов, отведенных на изучение курса составляет 34 часа.(1 час в неделю)

Формы организации образовательного процесса

Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление обобщающих таблиц и схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Проведение деловых игр и практикумов;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание изложений и сочинений.

Технологии обучения

В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.



Планируемые результаты

В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,

а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.


Предметные:

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов; словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).


Текст

Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.

Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.

Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.

Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.

Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.

Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.

Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).

Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).



Виды и формы контроля

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.



Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Текст как результат речевой деятельности

6

1

5

Средства выразительности в тексте

4

1

3

Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова


2

-

2

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

4

1

3

От анализа текста к изложению


9

1

8

Сочинение — это тоже текст

9

1

8

Итого

34

5

29


СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности

Тема, основная мысль.

Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.

Знать: основные правила работы с текстом. 
Уметь: различать характер заданий к тексту. 


Раздел 2. Средства выразительности в тексте


Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).

Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Стилистические возможности языковых средств.

Знать: основные средства выразительности. 
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.


Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.

Знать: основные правила выразительного чтения.

Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.



Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. 

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.


Раздел 5. От анализа текста к изложению


Виды изложений.

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.

Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.


Раздел 6. Сочинение — это тоже текст


Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Извлечение информации из различных источников

Знать: структуру сочинения-рассуждения.

Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.




Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.

  2. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2010.

  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  4. Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.

  5. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

  6. ГИА – 2017: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2017

  7. Русский язык. 9 класс. 52 диагностических варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймух. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА. Экспресс-диагностика)

  8. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 9 класс. «Экзамен», 2016.(Серия «Учеюно-методический комплект») 

  9. Серия «Готовимся к экзаменам»: Тексты изложений (часть1), Тестовые задания (Часть 2).

  10. Учебные словари

  11. Материалы для обучения чтению.

  12. Использование технических средств, СМИ и Интернета

  13. Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/.



























Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом» для 9 В класса


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Вид и форма контроля

Требования к уровню подготовки




план

факт




Текст как результат речевой деятельности

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка

1

4.09



Знать основные признаки текста. Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи.

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

11.09


Композиционно-содержательный анализ текста

Знать: что такое тема и основная мысль;

Уметь: определять тему, идею, проблему текста.

Роль ключевых слов текста


1

18.09


Восстановление текста по ключевым словам

Знать: ключевые понятия – микротема, микротекст, абзац;

Уметь: определять микротему текста, составлять микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать текст по ключевым словам.

Способы и средства связи между предложениями в тексте

1

25.09


Тренировочные упражнения «Моделируем текст»

Знать: виды и средства связи предложений в тексте; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста

Уметь: моделировать текст.


Характер смысловых отношений между частями текста

1

2.10


Творческая работа в группах.

Составление текстов на основе данных ситуаций

Знать характер смысловых отношений между частями текста.

Смысловая и композиционная целостность текста

1

9.10


Работа с текстом

Уметь определять смысловую и композиционную целостность текста.


Средства выразительности в тексте

Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте





1

16.10


Работа с текстом


Умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; определять основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.


Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль

1

23.10


Анализ текстов

Уметь находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их роль.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста

1

30.10


Подбор рабочего материала

Уметь делать выбор языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста.

Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности»

1

13.11


Работа с художественным текстом

Знать порядок анализа текста. Уметь анализировать текст, находить в нем средства выразительности и определять их роль в предложении.


Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста

1



20.11


Выразительное чтение текста

Знать: основные правила выразительного чтения.


Логические паузы и ударения. Интонация текста


1

27.11


Работа над интонацией

Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.



Синтаксические и пунктуационные нормы текста


Словосочетание и предложение

1

4.12


Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работа над синонимичной заменой словосочетаний

Знать функции словосочетания и предложения. Уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.


Функции сложного предложения в тексте

1

11.12


Тестовые задания для подготовки к ГИА

Знать особенности построения сложного предложения

Пунктуация в сложном предложении текста

1

18.12


Тестовые задания для подготовки к ГИА

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и пунктуационными нормами.

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм


1

25.12


Работа с текстом

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.



От анализа текста к изложению

Виды изложений

1

15.01


Задание «Подбираем заголовок к тексту»

Знать основные виды изложений. Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от вида изложения.

Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста

1

22.01


Самостоятельная работа

Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию текста в виде кратких записей.

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.

1

29.01


Работа с текстом

Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.

Главная и второстепенная информация в тексте

1

5.02


Задание «Учимся задавать вопросы к тексту»

Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;


Пишем сжатое изложение

1

12.02


Сжатое изложение

Уметь: самостоятельно работать над сжатым изложением

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

19.02


Пересказ текста по ключевым словам

Уметь выделять ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по ключевым словам.

Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

26.02


Работа по выделению микротем в тексте

Уметь выделять микротемы текста.

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

5.03


Работа по выделению абзацев в тексте

Знать роль абзацного членения текста. Уметь выделять в тексте абзацы.

Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок

1

12.03


Редактирование текста

Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида.


Сочинение — это тоже текст

Структура сочинения-рассуждения

1

19.03


Работа над сочинением по высказыванию лингвиста

Знать: композицию рассуждения, понятие «аргумент», способы введения аргументов;

Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1

2.04


Работа над сочинением по цитате

Знать алгоритм написания сочинения – рассуждения. Уметь строить высказывание в зависимости от темы.

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении

1

9.04


Работа над языковым оформлением высказывания.

Уметь: самостоятельно работать над сочинением-рассуждением с использованием речевых клише.

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

1

16.04


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать строение сочинения-рассуждения. Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой.

Написание сочинения - рассуждения

1

23.04


Извлечение информации из различных источников

1

30.04


Работа со справочной литературой

Уметь извлекать информацию из различных источников, строить высказывание по нескольким источникам. Уметь работать с достаточно объемной информацией.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

7.05


Сочинение-рассуждение

Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

33-34

Критерии оценки сочинения-рассуждения. Итоги года

2

14.05

21.05


Оценивание собственных сочинений

Знать критерии оценивания сочинений. Уметь оценивать собственное сочинение.


16