РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ»
(9 класс)
Березовский
2022
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
у обучающихся будут формироваться:
российская гражданская идентичности: патриотизм, ответственность и долг перед Родиной;
ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и взглядам;
социальные нормы и правила поведения;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
ценностное отношение к здоровью и безопасному образу жизни, к семье;
экологическая культура и эстетическое сознание.
Метапредметные:
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки, давать самооценку своим действиям.
Познавательные УУД:
умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
ориентироваться в учебном тексте: уметь передавать содержание текста задачи в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
проводить наблюдение и учебный эксперимент под руководством учителя;
смысловое чтение, умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
умение критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.
смысловое чтение, читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты должны отражать:
формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
осознание роли математики в развитии России и мира;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
формирование позитивного отношения к предмету «математика» в целом и к текстовым задачам в частности.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемые предметные результаты |
1 | Алгебраические задания базового уровня | 17 | Научатся: Арифметические действия и порядок вычислений. Формулы сокращенного умножения. Правила вычисления всех видов дробей. Правила преобразования символических форм. Знать о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.). Получат возможность научиться: Выполнять арифметические вычисления, используя порядок действий. Логически развивать и формировать умения пользоваться алгоритмами. Развивать алгоритмическое мышление; применять навыки дедуктивных рассуждений. |
2 | Геометрические задачи базового уровня | 10 | Научатся: Определения, теоремы, признаки, свойства и формулы из курса геометрии (планиметрии) 7-9 класса. Получат возможность научиться: Осваивать основные факты и методы планиметрии, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, |
3 | Задания повышенного уровня сложности | 8 | Научатся: Решать основными методами, используя основные правила математики, некоторые задачи математики повышенного уровня Получат возможность научиться: Уметь использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; |
Содержание учебного предмета
Алгебраические задания базового уровня.
Введение: цель и содержание элективного курса, формы контроля. Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей. Преобразования рациональных выражений. Квадратные корни. Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств. Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы Задачи, решаемые с помощью прогрессий. Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. Функции и графики. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
Геометрические задачи базового уровня.
Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Текстовые задачи на практический расчет. Чтение графиков и диаграмм. Окружности. Углы: вписанные и центральные.
Задания повышенного уровня сложности.
Преобразования алгебраических выражений. Уравнения, неравенства, системы. Исследование функции и построение графика. Кусочно-заданные функции. Построение графиков с модулем. Задачи на движение. Задачи на смеси, сплавы. Сложные проценты. Задачи на совместную работу. Задания с параметром: исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Знаки корней квадратного трехчлена. Расположение корней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена. Геометрические задачи.
Тематическое планирование
(с учетом рабочей программы воспитания)
Воспитательные цели, задачи | Формы работы |
Усвоение знаний | Развитие отношений | Приобретение опыта |
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; проведение предметных недель; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. | 1. Лекции: «Теорема Птолемея, теорема Менелая» 2. Развлекательные игры: «Морской бой» (Раздел «Нахождение неизвестных элементов в геометрических фигурах») | 1. Беседы: «Решение текстовых задач: построение математической модели» 2. Дискуссии: «Методы построения графиков и решения задач с параметрами» | 1. КТД: Выпуск газеты «Решение нестандартных задач» в рамках недели математики. |
Тематическое планирование
(1 час в неделю, 34 часа)
№ | Дата план | Тема | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (17 часов) | | |
Вычисления (2 часа) | | |
1 | 02.09. | Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. | 1 | |
2 | 08.09. | Тренировочные варианты. | 1 | |
Уравнения и неравенства (3 часа) | | |
3 | 15.09. | Линейные и квадратные уравнения. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2575/start/ |
4 | 22.09. | Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1998/start/ |
5 | 29.09. | Тренировочные варианты. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2739/start/ |
Координатная прямая. Графики (4 часа) | | |
6 | 06.10. | Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. | 1 | |
7 | 13.10. | Графики функций и их свойства. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1559/start/ |
8 | 20.10. | Графики функций и их свойства. | 1 | |
9 | 29.10. | Тренировочные варианты. | 1 | |
Алгебраические выражения(2 часа) | | |
10 | 10.11. | Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной. | 1 | |
11 | 17.11. | Тренировочные варианты. | 1 | |
Графики и диаграммы. Текстовые задачи (3 часа) |
12 | 24.11. | Чтение графиков и диаграмм. | 1 | |
13 | 01.12. | Текстовые задачи на практический расчет. | 1 | |
14 | 08.12. | Тренировочные варианты. | 1 | |
Последовательности (3 часа) | | |
15 | 15.12. | Числовые последовательности. Прогрессии. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2006/start/ |
16 | 22.12. | Тренировочные варианты. | 1 | |
17 | 29.12. | Обобщающий тест по модулю «Алгебра» (базового уровня). | 1 | |
Модуль 2.Геометрические задачи базового уровня (10 часов) | | |
Подсчет углов (2 часа) | | |
18 | 12.01. | Треугольник. Четырехугольник. Окружность. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2036/start/ |
19 | 19.01. | Тренировочные варианты. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2011/start/ |
Площади фигур (2 часа) | | |
20 | 26.01. | Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2013/start/ |
21 | 02.02. | Тренировочные варианты. | 1 | |
Выбор верных утверждений(3 часа) | | |
22 | 09.02. | Тренировочные задания. | 1 | |
23 | 16.02. | Тренировочные задания | 1 | |
24 | 23.02. | Обобщающий тест по модулю «Геометрия» (базового уровня.) | 1 | |
Реальная планиметрия. Теория вероятностей (3 часа) | | |
25 | 02.03. | Решение задач практической направленности. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1564/start/ |
26 | 09.03. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 | |
27 | 16.03. | Обобщающий тест по модулю «Реальная математика». | 1 | |
Модуль 1 и 2. Задания повышенного уровня сложности (8 часов) | | |
28 | 06.04. | Преобразования алгебраических выражений. | 1 | |
29 | 13.04. | Уравнения, неравенства, системы. | 1 | |
30 | 20.04. | Исследование функции и построение графика. Задания с параметром. | 1 | |
31 | 27.04. | Текстовые задачи. | 1 | |
32 | 04.05 | Геометрические задачи | 1 | |
33 | 11.05. | Геометрические задачи | 1 | |
34 | 18.05. | Итоговый тест | 1 | |
6