СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность». 7-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность»  для 7-9 классов составлена на основе программы  к учебному курсу «Русская словесность. 5-9 классы» Р. И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2017.  Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Русская словесность». 7-9 классы»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5-9 классов составлена на основе программы к учебному курсу «Русская словесность. 5-9 классы» Р. И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2017. Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе.

Общая характеристика учебного курса

Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова); вслед за этим программа А.И.Горшкова для 10-11 кл. определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.

Задачи курса:

  • помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.

  • обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

  • учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.


Место учебного курса «Русская словесность» в базисном учебном плане: рабочая программа составлена на вторую ступень и рассчитана на изучение предмета: VII- 34ч, VIII- 34ч, IX – 34 ч, 1 час в неделю (34 учебных недели).

Срок реализации программы – 3 года.


Требования к уровню подготовки обучающихся


К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

должны знать:

  • теоретические сведения об основах словесности

  • роды, виды и жанры словесности

  • роль выразительных средств языка в художественной речи

  • особенности устной и письменной речи

должны уметь:

  • понимать художественное произведение

  • создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

должны знать:

  • теоретические сведения об основах словесности

  • роды, виды и жанры словесности

  • роль выразительных средств языка в художественной речи

  • особенности устной и письменной речи

должны уметь:

  • понимать художественное произведение

  • создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Средства художественной изобразительности

-понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

-уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности;

-уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово

-понимать поэтическое значение словесного выражения;

-уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

-уметь сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;

-уметь сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;

-уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;

-уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

Историческая жизнь поэтического слова

-уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII-XIX вв.;

-уметь видеть достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;

-уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.

-уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Произведение словесности

-уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;

-уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.

-уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;

-уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

-уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.

Произведение словесности в истории культуры

-уметь понимать эстетическую природу искусства слова;

-уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;

-уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведений прошлого в собственном творчестве


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения «Русская словесность. От слова к словесности» ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Содержание тем учебного курса


7 класс

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

Слово и словесность

Язык и слово. Значение языка в жизни челове­чества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способ­ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со­вокупность всех словесных произведений — книж­ных и устных народных. Словесность как совокуп­ность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и разви­тие.

Работа со словарями различного типа; обога­щение словарного запаса; определение темы и ос­новной мысли произведения; выразительное чте­ние произведений.

Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновид­ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессио­нальные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера­туре.

Литературный язык. Нормы употребления язы­ка, их обязательность для всех, кто говорит и пи­шет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности ли­тературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «ма­териал», из которого строится художественное про­изведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения сло­весности.

Работа со словарями. Различение разговор­ного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-де­лового, научного и публицистического стилей. По­нимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения

Устная и письменная формы словесного выраже­ния. Возможность употребления разговорного и ли­тературного языка в устной и письменной формах.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в ху­дожественном произведении. Повествование, опи­сание и рассуждение в произведении словесности.

Изображение разговорного языка в художест­венном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

Выразительное чтение повествования, описа­ния, рассуждения, диалога в художественном про­изведении. Рассказывание о событии с использова­нием диалога. Выразительное чтение сказа. Созда­ние собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выра­зительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова. Стиль

Стилистические возможности лексики и фразе­ологии. Слова и выражения нейтральные и стилис­тически окрашенные. Зависимость смысла выска­зывания от стилистической окраски слов и выра­жений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идей­но-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ­ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

Работа со словарями. Употребление стилис­тически окрашенных слов. Понимание стилистиче­ской выразительности различных средств языка п умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро­дии.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жиз­ни в эпических, лирических и драматических про­изведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загад­ка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной сло­весности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной сло­весности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматиче­ских произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народ-

ной словесности, понимание их идейно-художест­венного своеобразия. Выразительное чтение произ­ведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книги. Биб­лия как Откровение, как история духовного вос­хождения человечества и как произведение словес­ности.

Жанры библейских книг: историческая по­весть, житие, притча, молитва, проповедь, посла­ние, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различ­ных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествова­ние о поступках героя и о происходящих с ним со­бытиях, рассуждение-монолог героя и автора, диа­логи героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средства­ми языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразитель­ное чтение и пересказ эпизода с употреблением раз­личных средств изображения характера. Сочине­ние: характеристика героя и сравнительная харак­теристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содер­жания.

Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведе­ния на основе наблюдений над словесными средст­вами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, рас­крывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изобра­жения и выражения, присущих лирическому про­изведению.

Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: траге­дия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюже­та и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссер­ского плана эпизода. Создание сценки с использо­ванием специфических языковых средств драмати­ческого рода словесности. Сочинение: анализ эпи­зода пьесы.

Лиро-эпические произведения, их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непо­средственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической фор­мы словесного выражения содержания произведе­ния. Использование в лиро-эпических произведе­ниях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпи­ческих жанров: их героев и сюжета, созданных по­средством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение ли­ро-эпических произведений. Сочинение-рассужде­ние о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.


8 класс

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборо­та речи, которая возникает при употреблении язы­ка. Способность языка изобразить предмет и выра­зить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значе­ние интонации: роль лексики и синтаксиса, логи­ческого и эмоционального ударения, паузы, мело­дики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопос­тавления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, ан­тонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и за­имствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюмо­рона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, пов­тора, умолчания, эллипсиса.

Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значе­ния лексических, фонетических, словообразова­тельных, грамматических средств языка в произве­дениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных вы­сказываниях.

Словесные средства выражения комического

Возможность выразить в слове авторскую оцен­ку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эф­фекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «го­ворящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграм­ма.

Понимание сущности комического, разви­тие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатириче­ских и юмористических произведений. Использо­вание языковых средств комического изображе­ния в собственных сочинениях.

Качество текста и художественность произведения

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последо­вательность, соответствие стиля цели высказыва­ния. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответ­ствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и емкость слова в художест­венном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ори­гинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, строй­ность композиции, соответствие стиля цели выска­зывания. Различение удачных и неудачных выра­жений. Редактирование и совершенствование текс­та. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание соб­ственного высказывания, отвечающего требовани­ям к тексту.


ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-пря­мая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, ха­рактер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воп­лощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выраже­ния авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведуще­го автора», от лица рассказчика— участника или свидетеля событий. Сказ.

Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведе­нии. Умение различать героя, рассказчика и авто­ра, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собствен­ного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобра­зии эпического произведения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для вы­ражения мысли и чувства автора. Значение соотно­шения ритма и синтаксиса. Перенос как вырази­тельное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лири­ческом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.

Понимание значения средств языкового вы­ражения содержания при чтении лирического про­изведения. Умение почувствовать и передать в чте­нии своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочине­ние — анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведе­ния. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения автор­ской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содер­жания в драматическом произведении от их упо­требления в эпическом и лирическом произведе­ниях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произве­дения, роль диалога и авторских ремарок, художе­ственной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Понимание значения средств словесного вы­ражения содержания драматического произведе­ния. Умение понять идею драматического произве­дения и передать ее в чтении по ролям и в режис­серском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобра­зии драматического произведения.

Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Взаимосвязи произведений сло­весности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях

древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используют­ся идеи, образы, стиль произведений прошлого. Со­здание собственных произведений с использовани­ем традиций.

9 класс

Средства художественной изобразительности

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..

Параллелизм.

Развернутое сравнение.

Олицетворение.

Аллегория.

Символ.

Гипербола.

Фантастика.

Парадокс.

Алогизм.

Гротеск.

Бурлеск.

«Макаронический» стиль.

Этимологизация. Внутренняя форма слова.

Этимологизация в произведении словесности.

Народная этимология.

Игра слов.

Ассоциативность языковых средств.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

Квипрокво.

Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»

Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение слова.

Объект и предмет изображения.

Идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.

Прототип и литературный герой.

Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

Выражение точки зрения писателя в лирике.

Правдоподобное и условное изображение.

Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

Этикет и канон.

Повести петровского времени.

Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

Новаторство Г.Р.Державина.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

Поэтические открытия В.А.Жуковского.

Романтический стиль А.С.Пушкина.

Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

Полифония.

Авторская индивидуальность.

Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

Произведение словесности

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.

Художественный образ.

Художественная действительность.

«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.

Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Хронотоп в сказке.

Хронотоп в эпическом произведении.

Хронотоп в лирическом произведении.

Хронотоп в драматическом произведении.

Идеализация и реальность в изображении человека.

Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»

Произведение словесности в истории культуры

Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Традиции и новаторство. Смена старого новым.

«Вечные» образы.

Значение художественной словесности в развитии языка.

Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».



Учебно-тематическое планирование


Название темы

Количество часов

общее

теория

практическое занятие

7 класс

1

Материал словесности. Слово и словесность

1

1

-

2

Разновидности и употребления языка

2

2

-


Формы словесного выражения

3

3

-

3

Стилистическая окраска слов. Стиль

3

3

-

4

Обобщение по разделу « Материал словесности»

1

1

-

5

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности

1

1

-

6

Устная народная словесность, ее виды и жанры

3

3

-


Духовная литература, ее жанры

3

3

-


Эпические произведения, их виды

4

4

-


Лирические произведения

2

2

-


Драматические произведения

3

3

-


Лиро-эпические произведения, их виды

4

4

-


Взаимовлияние произведений словесности

3

3

-


Итоги года

1

1

-


Итого:

34

34

-

8 класс

1

Введение

1

1

-

2

Средства языка художественной словесности

7

7

-


Словесные средства выражения комического

3

3

-

3

Качество текста и художественность произведения

4

4

-

4

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

4

4

-

5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

4

4

-

6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

5

5

-

7

Взаимосвязи произведений словесности

5

5

-

8

Итоги года

1

1

-


Итого:

34

34

-

9 класс

1

  1. Материал словесности.

Средства художественной изобразительности

12

11

1

2

Жизненный факт и поэтическое слово

5

4

1

3

Историческая жизнь поэтического слова

8

7

1

4

  1. Произведение словесности.

Произведение словесности как явление искусства.

1

1

-

5

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

5

4

1

6

Произведение словесности в истории культуры

3

2

1


Итого:

34

29

5


Тематическое планирование.7 класс


Тип урока: 0 - вводный;

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности;

2 – закрепление знаний и способов деятельности;

3 – комплексное применение знаний и способов деятельности;

4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности;

6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся


Дата урока

№ урока

Тип урока

Тема урока

Опорные средства




Материал словесности. Слово и словесность (1)



1

1

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Русская словесность, ее происхождение и развитие.

Толковый словарь Ожегова




Разновидности и употребления языка (3)



2

1

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

Лингвистические словари


3

1

Литературный язык. Нормы употребления литературного языка, его разновидности.

Лингвистические словари


4

1

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.





Формы словесного выражения (3)



5

1

Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.



6

1

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Сказ.

Тексты художественных произведений


7

1

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм и интонация в стихах и в прозе.

Тексты художественных произведений




Стилистическая окраска слов. Стиль (3)



8

2

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.

Словарь фразеологизмов



9

1

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Репродукции картин

Кустодиева Б.М. и КрамскогоИ.Н.


10

1

Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля.

Повесть Н.В.Гоголя ««Тарас Бульба».


11

4

Обобщение по разделу « Материал словесности» (1)





Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности (1)



12

1

Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Аристотель о трех родах словесности.





Устная народная словесность, ее виды и жанры (3)



13

2

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, пословица, поговорка, загадка, былина, анекдот.

Выставка книг « Золотые зерна» народной мудрости»


14

1

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.



15

1

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

Драматические произведения




Духовная литература, ее жанры (3)



16

1

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение и как произведение словесности.

Библейские тексты


17

2

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

Библейские тексты


18

1

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Библейские тексты




Эпические произведения, их виды (4)



19

1

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Художественные произведения


20

1

Литературный герой в рассказе и повести. Повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях. Рассуждение-монолог героя и автора.



21

1

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Схема « Этапы сюжета»


22

2

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Художественная деталь.

Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»




Лирические произведения (2)



23

1

Виды лирики: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения.



24

1

Композиция лирического стихотворения. «Ролевая лирика». Образ-переживание в лирике.

Лирические произведения




Драматические произведения (3)



25

1

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Схема «Роды словесности»


26

1

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, ремарки.

Драматические произведения


27

1

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции





Лиро-эпические произведения, их виды (4)



28

1

Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Баллады и поэмы

Стихотворения в прозе

И.С.Тургенева


29

1

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров. Наличие сюжета.



30

1

Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора.



31

1

Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса.

Стихотворения в прозе

И.С.Тургенева




Взаимовлияние произведений словесности (3)



32-33

1

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»


34

1

Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей

Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Тематическое планирование. 8 класс

Тип урока: 0 – вводный

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

2 – закрепление знаний и способов деятельности

3 – комплексное применение знаний и способов деятельности

4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности

6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся


Дата урока

№ урока

Тип урока

Тема урока

Опорные средства


1

0

Введение (1)

Почему надо изучать словесность?





Средства языка художественной словесности(7)



2

1

Многообразие языковых средств и их значение.

Тексты художественных произведений


3

1


Лексическое значение слова и семантика слова, словосочетания, оборота речи

«Толковый словарь» Ожегова


4

1

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации, ее элементы. Аллитерация и ассонанс.

Схема « Элементы интонации»


5

1

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых слов.



6

1

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, архаизмов, историзмов.



7

1

Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Художественные произведения.


8

1

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление поэтических фигур.

Художественные произведения




Словесные средства выражения комического (3)



9

1

Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира, их сходство и различие.



10

1

Языковые средства создания комического эффекта. Говорящие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении.



11

1

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Афоризмы знаменитых людей




Качество текста и художественность произведения (4)



12

1

Текст и его признаки. Тема и идея текста.

Тексты художественных произведений


13

1

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту.



14

1

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.



15

1

Великие художественные произведения.

Выставка книг «Произведения гениальных писателей»




Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4)



16

1

Своеобразие языка эпического произведения. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении



17

1

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»


18

1

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования.

Зощенко «Монтер»


19

4

Обобщение по разделу « Материалы словесности»





Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (4)



20

1

Своеобразие языка лирического произведения. Семантика слова в лирике.

Лирические произведения


21

1

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора.



22

1

Значение звуковой организации стихотворений речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении.

Лирические произведения


23

1

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, моноритм.

Лирические произведения




Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (5)



24

1

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога в драматическом произведении.



25

1

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Драматические произведения


26

1

Характеры героев. Изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.



27

1

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.



28


Значение композиции драматического произведения.





Взаимосвязи произведений словесности (6)



29

1

Взаимовлияние произведений словесности - закон ее развития



30

1

Воздействие Библии на русскую литературу.

Притча о блудном сыне


31

1

Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

« Повесть о Горе и Злочастии»


32


1

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Поэзия А.С.Пушкина



33


1

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов.

Поэзия А.С.Пушкина, репродукции картин В.Г.Перова .


34

1

Переосмысление сюжетов и образов фольклоры современными авторами



Тематическое планирование. 9 класс

Тип урока: 0 – вводный;

1– изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности;

2 – закрепление знаний и способов деятельности;

3 – комплексное применение знаний и способов деятельности;

4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности;

6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся


№ п/п

Наименование раздела и тем

Тип учебного занятия

Дата

Примечание

I

Материал словесности

Средства художественной изобразительности (11+1)




1.


Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.

1




2.

Сравнение и способы его словесного выражения. Параллелизм.

1



3.

Развернутое сравнение. Олицетворение. Аллегория. Символ.

1



4

Гипербола. Фантастика.

1



5.

Парадокс. Алогизм.

1



6.

Гротеск. Бурлеск. «Макаронический стиль».

1



7.

Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведении словесности. Народная этимология.

1



8.

Игра слов.

1



9.

Ассоциативность языковых средств.

1



10.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

1



11.

Квипрокво.

1



12.

Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»

3



13.

Жизненный факт и поэтическое слово (4+1)

Прямое и поэтическое значение слова. Объект и предмет изображения.

1



14.

Идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова.

1



15.

Прототип и литературный герой. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении. Выражение точки зрения писателя в лирике.

1



16.

Правдоподобное и условное изображение. Художественная правда.

1



17.

Практическая работа №2.

«Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

3



18.

Историческая жизнь поэтического слова (7+1) Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

1



19.

Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон.

1



20.

Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

1



21.

Новаторство Г.Р.Державина.

1



22.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

1



23.

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина.

1



24.

Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. Полифония. Авторская индивидуальность.

1



25.

Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин»

1



II

Произведение словесности




26.

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. (1)

1



27.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. (4+1)

Художественный образ. Художественная действительность. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

1



28.

Время и пространство как художественные образы. Хронотоп.

1



29.

Идеализация и реальность в изображении человека.

1



30.

Герои эпического, лирического и драматического произведений как средство выражения художественного содержания.

1



31.

Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»

3



32.

Произведение словесности в истории культуры (2+1) Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1



33.

Традиции и новаторство. Смена старого новым. «Вечные» образы. Главное значение искусства слова.

1



34.

Практическая работа № 5.

«Сочиним произведение любого жанра»

3




Учебные пособия
1.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 7 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа
2.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 8 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа
3.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 9 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа




20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!