Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5-9 классов составлена на основе программы к учебному курсу «Русская словесность. 5-9 классы» Р. И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2017. Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе.
Общая характеристика учебного курса
Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова); вслед за этим программа А.И.Горшкова для 10-11 кл. определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
Место учебного курса «Русская словесность» в базисном учебном плане: рабочая программа составлена на вторую ступень и рассчитана на изучение предмета: VII- 34ч, VIII- 34ч, IX – 34 ч, 1 час в неделю (34 учебных недели).
Срок реализации программы – 3 года.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
должны знать:
теоретические сведения об основах словесности
роды, виды и жанры словесности
роль выразительных средств языка в художественной речи
особенности устной и письменной речи
должны уметь:
понимать художественное произведение
создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
должны знать:
теоретические сведения об основах словесности
роды, виды и жанры словесности
роль выразительных средств языка в художественной речи
особенности устной и письменной речи
должны уметь:
понимать художественное произведение
создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Средства художественной изобразительности
-понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
-уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности;
-уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
-понимать поэтическое значение словесного выражения;
-уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
-уметь сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
-уметь сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;
-уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;
-уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
-уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII-XIX вв.;
-уметь видеть достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;
-уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.
-уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
-уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;
-уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.
-уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
-уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
-уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.
Произведение словесности в истории культуры
-уметь понимать эстетическую природу искусства слова;
-уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;
-уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведений прошлого в собственном творчестве
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения «Русская словесность. От слова к словесности» ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
7 класс
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка п умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народ-
ной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения, их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 класс
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика— участника или свидетеля событий. Сказ.
Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях
древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.
9 класс
Средства художественной изобразительности
Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..
Параллелизм.
Развернутое сравнение.
Олицетворение.
Аллегория.
Символ.
Гипербола.
Фантастика.
Парадокс.
Алогизм.
Гротеск.
Бурлеск.
«Макаронический» стиль.
Этимологизация. Внутренняя форма слова.
Этимологизация в произведении словесности.
Народная этимология.
Игра слов.
Ассоциативность языковых средств.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем.
Квипрокво.
Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение слова.
Объект и предмет изображения.
Идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.
Прототип и литературный герой.
Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.
Выражение точки зрения писателя в лирике.
Правдоподобное и условное изображение.
Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.
Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.
Этикет и канон.
Повести петровского времени.
Система жанров и особенности языка произведений классицизма.
Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.
Новаторство Г.Р.Державина.
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.
Поэтические открытия В.А.Жуковского.
Романтический стиль А.С.Пушкина.
Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.
Полифония.
Авторская индивидуальность.
Практическая работа №3.
«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».
Произведение словесности
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.
Художественный образ.
Художественная действительность.
«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.
Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Хронотоп в сказке.
Хронотоп в эпическом произведении.
Хронотоп в лирическом произведении.
Хронотоп в драматическом произведении.
Идеализация и реальность в изображении человека.
Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.
Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.
Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.
Практическая работа № 4.
«Выполним анализ любимого стихотворения»
Произведение словесности в истории культуры
Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Традиции и новаторство. Смена старого новым.
«Вечные» образы.
Значение художественной словесности в развитии языка.
Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практическое занятие |
7 класс |
1 | Материал словесности. Слово и словесность | 1 | 1 | - |
2 | Разновидности и употребления языка | 2 | 2 | - |
| Формы словесного выражения | 3 | 3 | - |
3 | Стилистическая окраска слов. Стиль | 3 | 3 | - |
4 | Обобщение по разделу « Материал словесности» | 1 | 1 | - |
5 | Произведение словесности Роды, виды и жанры произведений словесности | 1 | 1 | - |
6 | Устная народная словесность, ее виды и жанры | 3 | 3 | - |
| Духовная литература, ее жанры | 3 | 3 | - |
| Эпические произведения, их виды | 4 | 4 | - |
| Лирические произведения | 2 | 2 | - |
| Драматические произведения | 3 | 3 | - |
| Лиро-эпические произведения, их виды | 4 | 4 | - |
| Взаимовлияние произведений словесности | 3 | 3 | - |
| Итоги года | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 34 | - |
8 класс |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Средства языка художественной словесности | 7 | 7 | - |
| Словесные средства выражения комического | 3 | 3 | - |
3 | Качество текста и художественность произведения | 4 | 4 | - |
4 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении | 4 | 4 | - |
5 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении | 4 | 4 | - |
6 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении | 5 | 5 | - |
7 | Взаимосвязи произведений словесности | 5 | 5 | - |
8 | Итоги года | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 34 | - |
9 класс |
1 | Материал словесности. Средства художественной изобразительности | 12 | 11 | 1 |
2 | Жизненный факт и поэтическое слово | 5 | 4 | 1 |
3 | Историческая жизнь поэтического слова | 8 | 7 | 1 |
4 | Произведение словесности. Произведение словесности как явление искусства. | 1 | 1 | - |
5 | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. | 5 | 4 | 1 |
6 | Произведение словесности в истории культуры | 3 | 2 | 1 |
| Итого: | 34 | 29 | 5 |
Тематическое планирование.7 класс
Тип урока: 0 - вводный;
1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности;
2 – закрепление знаний и способов деятельности;
3 – комплексное применение знаний и способов деятельности;
4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности;
6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся
Дата урока | № урока | Тип урока | Тема урока | Опорные средства |
| | | Материал словесности. Слово и словесность (1) | |
| 1 | 1 | Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Русская словесность, ее происхождение и развитие. | Толковый словарь Ожегова |
| | | Разновидности и употребления языка (3) | |
| 2 | 1 | Разговорный язык, его особенности и разновидности. | Лингвистические словари |
| 3 | 1 | Литературный язык. Нормы употребления литературного языка, его разновидности. | Лингвистические словари |
| 4 | 1 | Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. | |
| | | Формы словесного выражения (3) | |
| 5 | 1 | Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. | |
| 6 | 1 | Изображение разговорного языка в художественном произведении. Сказ. | Тексты художественных произведений |
| 7 | 1 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм и интонация в стихах и в прозе. | Тексты художественных произведений |
| | | Стилистическая окраска слов. Стиль (3) | |
| 8 | 2 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. | Словарь фразеологизмов |
| 9 | 1 | Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Репродукции картин Кустодиева Б.М. и КрамскогоИ.Н. |
| 10 | 1 | Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля. | Повесть Н.В.Гоголя ««Тарас Бульба». |
| 11 | 4 | Обобщение по разделу « Материал словесности» (1) | |
| | | Произведение словесности Роды, виды и жанры произведений словесности (1) | |
| 12 | 1 | Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Аристотель о трех родах словесности. | |
| | | Устная народная словесность, ее виды и жанры (3) | |
| 13 | 2 | Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, пословица, поговорка, загадка, былина, анекдот. | Выставка книг « Золотые зерна» народной мудрости» |
| 14 | 1 | Лирические виды народной словесности: песня, частушка. | |
| 15 | 1 | Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. | Драматические произведения |
| | | Духовная литература, ее жанры (3) | |
| 16 | 1 | Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение и как произведение словесности. | Библейские тексты |
| 17 | 2 | Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом. | Библейские тексты |
| 18 | 1 | Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. | Библейские тексты |
| | | Эпические произведения, их виды (4) | |
| 19 | 1 | Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. | Художественные произведения |
| 20 | 1 | Литературный герой в рассказе и повести. Повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях. Рассуждение-монолог героя и автора. | |
| 21 | 1 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета. | Схема « Этапы сюжета» |
| 22 | 2 | Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Художественная деталь. | Л.Н.Толстой « Кавказский пленник» |
| | | Лирические произведения (2) | |
| 23 | 1 | Виды лирики: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения. | |
| 24 | 1 | Композиция лирического стихотворения. «Ролевая лирика». Образ-переживание в лирике. | Лирические произведения |
| | | Драматические произведения (3) | |
| 25 | 1 | Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма. | Схема «Роды словесности» |
| 26 | 1 | Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, ремарки. | Драматические произведения |
| 27 | 1 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции | |
| | | Лиро-эпические произведения, их виды (4) | |
| 28 | 1 | Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе. | Баллады и поэмы Стихотворения в прозе И.С.Тургенева |
| 29 | 1 | Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров. Наличие сюжета. | |
| 30 | 1 | Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора. | |
| 31 | 1 | Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса. | Стихотворения в прозе И.С.Тургенева |
| | | Взаимовлияние произведений словесности (3) | |
| 32-33 | 1 | Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция. | А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» |
| 34 | 1 | Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей | Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
Тематическое планирование. 8 класс
Тип урока: 0 – вводный
1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
2 – закрепление знаний и способов деятельности
3 – комплексное применение знаний и способов деятельности
4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности
6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся
Дата урока | № урока | Тип урока | Тема урока | Опорные средства |
| 1 | 0 | Введение (1) Почему надо изучать словесность? | |
| | | Средства языка художественной словесности(7) | |
| 2 | 1 | Многообразие языковых средств и их значение. | Тексты художественных произведений |
| 3 | 1 | Лексическое значение слова и семантика слова, словосочетания, оборота речи | «Толковый словарь» Ожегова |
| 4 | 1 | Семантика фонетических средств языка. Значение интонации, ее элементы. Аллитерация и ассонанс. | Схема « Элементы интонации» |
| 5 | 1 | Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых слов. | |
| 6 | 1 | Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, архаизмов, историзмов. | |
| 7 | 1 | Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. | Художественные произведения. |
| 8 | 1 | Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление поэтических фигур. | Художественные произведения |
| | | Словесные средства выражения комического (3) | |
| 9 | 1 | Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира, их сходство и различие. | |
| 10 | 1 | Языковые средства создания комического эффекта. Говорящие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении. | |
| 11 | 1 | Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма. | Афоризмы знаменитых людей |
| | | Качество текста и художественность произведения (4) | |
| 12 | 1 | Текст и его признаки. Тема и идея текста. | Тексты художественных произведений |
| 13 | 1 | Основные требования к художественному и нехудожественному тексту. | |
| 14 | 1 | Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. | |
| 15 | 1 | Великие художественные произведения. | Выставка книг «Произведения гениальных писателей» |
| | | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4) | |
| 16 | 1 | Своеобразие языка эпического произведения. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении | |
| 17 | 1 | Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
| 18 | 1 | Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования. | Зощенко «Монтер» |
| 19 | 4 | Обобщение по разделу « Материалы словесности» | |
| | | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (4) | |
| 20 | 1 | Своеобразие языка лирического произведения. Семантика слова в лирике. | Лирические произведения |
| 21 | 1 | Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. | |
| 22 | 1 | Значение звуковой организации стихотворений речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. | Лирические произведения |
| 23 | 1 | Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, моноритм. | Лирические произведения |
| | | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (5) | |
| 24 | 1 | Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога в драматическом произведении. | |
| 25 | 1 | Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра. | Драматические произведения |
| 26 | 1 | Характеры героев. Изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. | |
| 27 | 1 | Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. | |
| 28 | | Значение композиции драматического произведения. | |
| | | Взаимосвязи произведений словесности (6) | |
| 29 | 1 | Взаимовлияние произведений словесности - закон ее развития | |
| 30 | 1 | Воздействие Библии на русскую литературу. | Притча о блудном сыне |
| 31 | 1 | Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени. | « Повесть о Горе и Злочастии» |
| 32 | 1 | Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов. | Поэзия А.С.Пушкина |
| 33 | 1 | Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. | Поэзия А.С.Пушкина, репродукции картин В.Г.Перова . |
| 34 | 1 | Переосмысление сюжетов и образов фольклоры современными авторами | |
Тематическое планирование. 9 класс
Тип урока: 0 – вводный;
1– изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности;
2 – закрепление знаний и способов деятельности;
3 – комплексное применение знаний и способов деятельности;
4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности;
6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела и тем | Тип учебного занятия | Дата | Примечание |
I | Материал словесности Средства художественной изобразительности (11+1) | | | |
1. | Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет. | 1 | | |
2. | Сравнение и способы его словесного выражения. Параллелизм. | 1 | | |
3. | Развернутое сравнение. Олицетворение. Аллегория. Символ. | 1 | | |
4 | Гипербола. Фантастика. | 1 | | |
5. | Парадокс. Алогизм. | 1 | | |
6. | Гротеск. Бурлеск. «Макаронический стиль». | 1 | | |
7. | Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведении словесности. Народная этимология. | 1 | | |
8. | Игра слов. | 1 | | |
9. | Ассоциативность языковых средств. | 1 | | |
10. | Ассоциативность сюжетов, образов, тем. | 1 | | |
11. | Квипрокво. | 1 | | |
12. | Практическая работа № 1. «Сочиним рассказ по собственным впечатлениям» | 3 | | |
13. | Жизненный факт и поэтическое слово (4+1) Прямое и поэтическое значение слова. Объект и предмет изображения. | 1 | | |
14. | Идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. | 1 | | |
15. | Прототип и литературный герой. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении. Выражение точки зрения писателя в лирике. | 1 | | |
16. | Правдоподобное и условное изображение. Художественная правда. | 1 | | |
17. | Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия». | 3 | | |
18. | Историческая жизнь поэтического слова (7+1) Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. | 1 | | |
19. | Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон. | 1 | | |
20. | Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова. | 1 | | |
21. | Новаторство Г.Р.Державина. | 1 | | |
22. | Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма. | 1 | | |
23. | Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина. | 1 | | |
24. | Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. Полифония. Авторская индивидуальность. | 1 | | |
25. | Практическая работа №3. «Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин» | 1 | | |
II | Произведение словесности | | | |
26. | Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. (1) | 1 | | |
27. | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. (4+1) Художественный образ. Художественная действительность. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. | 1 | | |
28. | Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. | 1 | | |
29. | Идеализация и реальность в изображении человека. | 1 | | |
30. | Герои эпического, лирического и драматического произведений как средство выражения художественного содержания. | 1 | | |
31. | Практическая работа № 4. «Выполним анализ любимого стихотворения» | 3 | | |
32. | Произведение словесности в истории культуры (2+1) Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика. | 1 | | |
33. | Традиции и новаторство. Смена старого новым. «Вечные» образы. Главное значение искусства слова. | 1 | | |
34. | Практическая работа № 5. «Сочиним произведение любого жанра» | 3 | | |
Учебные пособия
1.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 7 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа
2.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 8 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа
3.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 9 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа
20