Рабочая программа по внеурочной деятельности (ОРКСЭ) для 4 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
«Основы светской этики» Введение (1 ч.) |
Этика — наука о нравственной жизни человека Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость. | Обучающийся должен уметь размышлять о целях изучения и содержании нового курса; объяснять значение этики в обществе; аргументировать свою точку зрения. |
Раздел 1. Этика общения (2 ч.) |
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло. | Обучающийся должен уметь вести учебный, социокультурный диалог; определять понятия добра и зла; сопоставлять проявления добра и зла; аргументировать свою точку зрения; применять полученные знания в жизни; составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла. |
Тема 2. Правила общения для всех . Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность. | Обучающийся должен объяснять значение изучаемых понятий; определять основные характеристики общения; анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности; аргументировать свою позицию. |
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков. Основные понятия: доброта, красота. | Обучающийся должен различать проявления добра и зла; осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих; осознавать с позиции нравственности свои поступки; характеризовать примеры добрых правил; уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. |
Тема 4. Каждый интересен Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость. | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов. |
Раздел 2. Этикет (2 ч.) |
Тема 1. Премудрости этикета (1 ч.) | Обучающийся должен уметь объяснять понятие « Этикет как этическое понятие», его сущность и содержание; основные нормы этикета и их смысловые значения; история возникновения этикета; аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры; привлекательность правил этикета; основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность. |
Тема 2. Красота этикета (1 ч.) Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемонимейстер. | Обучающийся должен уметь охарактеризовать правила этикета; осознанно соблюдать правила этикета; вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; с пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение; обосновывать свою точку зрения. |
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета. | Обучающийся должен уметь обозначать сущность понятия «этикет»; обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. |
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи. Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ. | Обучающийся должен осознавать значение понятия «речь»; видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка»; характеризовать образную выразительность слова; использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства. |
Раздел 3. Этика человеческих отношений (2 ч.) |
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души. Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность | Обучающийся должен объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа»; использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия; осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; соотносить понятия «душа», «духовность». |
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. Основные понятия: природа, жизнь, человек. | Обучающийся должен уметь определять смысловое значение понятия «справедливость»; иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей; осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания. |
Тема 3. Чувство Родины. Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм». Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм. | Обучающийся должен уметь объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»; осознанно определять, что значит быть патриотом; анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями; составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма; находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий. |
Тема 4. Жизнь протекает среди людей. Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми. Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения. | Обучающийся должен понимать значение понятия «человечности»; осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека; расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащенные личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий; осознанно комментировать текст учебника. |
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (2 ч.) |
Тема 1. Чтобы быть коллективом… Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство. | Обучающийся должен аргументировано отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»; анализировать особенности коллектива; объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»; приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов. |
Тема 2. Коллектив начинается с меня. Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками. Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба. | Обучающийся должен осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение»; анализировать возможности улучшения отношений в коллективе; уметь вырабатывать правила для себя и для других. аргументировано объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе. |
Тема 3. Мой класс — мои друзья. Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Основные понятия: помощь, поддержка, участие. | Обучающийся должен обладать умением понять состояние другого человека; разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека; осознавать значение семьи для человека, общества и государства; стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. |
Тема 4. Скажи себе сам. | Итоговое творческое сочинение. |
Введение (1 ч.) |
Ежели душевны вы и к этике не глухи… Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности. | Обучающийся должен осознавать значение золотого правила этики; размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении; объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей; аргументировать свою точку зрения. |
Раздел 1. Простые нравственные истины (2 ч.) |
Тема 1. Жизнь священна. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Человеческий опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон. | Обучающийся должен понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь»; уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека; аргументировать свою точку зрения; использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. |
Тема 2. Человек рождён для добра. Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль. | Обучающийся должен характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть»; объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; аргументировать свою точку зрения; составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия. |
Тема 3. Милосердие — закон жизни Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность. | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие»; осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения; использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести. |
Тема 4. Жить во благо себе и другим Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность. | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. |
Раздел 2. Душа обязана трудиться (2 ч.) |
Тема 1. Следовать нравственной установке. Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра. | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни». |
Тема 2. Достойно жить среди людей. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм. | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения. |
Тема 3. Уметь понять и простить. Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность. | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений. |
Тема 4. Простая этика поступков. Суть простой этики поступков. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие. | Аргументировано объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими. |
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (2 ч.) |
Тема 1. Общение и источники преодоления обид. Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей. | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения. |
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения. Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум. | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения. |
Тема 3. Доброте сопутствует терпение Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность. | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания. |
Тема 4. Действия с приставкой «со». Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура. | Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. |
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 ч.) |
Тема 1. С чего начинается Родина… Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад. | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения. |
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг. | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь его анализировать. |
Тема 3. Человек — чело века Смысловое содержание понятия «человек». Мыслители о сути человека. Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение. | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества |
Тема 4. Слово, обращённое к себе Итоговое творческое сочинение | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию. Итоговое творческое сочинение. |