СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 4 класса «Внеурочная деятельность» (Основы православной культуры и светской этики) ФГОС НОО (обучение на дому)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведена адаптированная рабочая программа учебного курса 4 класса "Внеурочная деятельность" (Основы православной культуры и светской этики) ФГОС НОО (обучение на дому)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 4 класса «Внеурочная деятельность» (Основы православной культуры и светской этики) ФГОС НОО (обучение на дому)»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Внеурочная деятельность»

(Основы православной культуры и светской этики)

ФГОС НОО (обучение на дому)



Класс: 4 «Б»


Уровень образования: начальное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы: 2024\2025 гг.

Количество часов по учебному плану:

Всего- 17 ч\год; 0,5 ч\неделю










Составитель: Герейханова Галина Юзбековна,

учитель начальных классов



















2024 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности (ОРКСЭ) для  4 класса составлена на основе следующих нормативно –  правовых  документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).  

  2. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373  Список изменяющих документов (в ред. Приказов  Минобрнауки  России от 26.11.2010
    № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014
    № 1643) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).

  4. Федерального государственного  образовательного  стандарта начального общего образования.

  5. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).


Цели обучения ОРКСЭ:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  2. Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  3. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  4. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  5. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Планируемые результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ

в 4 классе

Предметные результаты:

Выпускник научится:

–        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

–        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

–        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

–        Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

  • Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

  • Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

  • Составлять план текста;

  • Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.


Коммуникативные УУД

  • Умение слушать и слышать;

  • выражать свои мысли ;

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.


Личностные результаты УУД:

  • Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

  • Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.

  • Осознание важности познания нового.

  • Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм


Формирование ИКТ- компетентности обучающихся

  • приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

  • познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;

  • осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

  • приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

  • научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.


Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы

  • - создавать презентации

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;


Содержание учебного предмета ОРКСЭ в 4-х классе:


Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности ученика)

«Основы светской этики»

Введение (1 ч.)

Этика — наука о нравственной жизни человека

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

Обучающийся должен уметь размышлять о целях изучения и содержании нового курса;

объяснять значение этики в обществе;

аргументировать свою точку зрения.

Раздел 1. Этика общения (2 ч.)

Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.

Обучающийся должен уметь вести учебный, социокультурный диалог;

определять понятия добра и зла;

сопоставлять проявления добра и зла;

аргументировать свою точку зрения;

применять полученные знания в жизни;

составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла.

Тема 2. Правила общения для всех .

Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.

Обучающийся должен объяснять значение изучаемых понятий; определять основные характеристики общения; анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности; аргументировать свою позицию.

Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки

Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков. Основные понятия: доброта, красота.

Обучающийся должен различать проявления добра и зла; осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих; осознавать с позиции нравственности свои по­ступки; характеризовать примеры добрых правил; уметь вести диалог о значении добрых слов и по­ступков.

Тема 4. Каждый интересен

Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Определять особенности индивидуального прояв­ления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы раз­ных типов.

Раздел 2. Этикет (2 ч.)

Тема 1. Премудрости этикета (1 ч.)

Обучающийся должен уметь объяснять понятие « Этикет как этическое понятие», его сущность и содержание; основные нормы этикета и их смысловые значения; история возникновения этикета; аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры; привлекательность правил этикета; основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.

Тема 2. Красота этикета (1 ч.)

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

Обучающийся должен уметь охарактеризовать правила этикета; осознанно соблюдать правила этикета; вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; с пониманием комментировать иллюстрации пра­вил, соотносить с ними своё поведение; обосновывать свою точку зрения.

Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета.

Обучающийся должен уметь обозначать сущность понятия «этикет»; обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл.

Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи.

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ.

Обучающийся должен осознавать значение понятия «речь»; видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка»; характеризовать образную выразительность слова; использовать ключевые понятия урока в соб­ственной устной и письменной речи; составлять небольшой рассказ, используя образ­ные речевые средства.

Раздел 3. Этика человеческих отношений (2 ч.)

Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души.

Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность

Обучающийся должен объяснять, в чём этическая и эмоциональная ос­нова понятия «душа»; использовать индивидуальные знания по пред­метам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия; осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; соотносить понятия «душа», «духовность».

Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию.

Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. Основные понятия: природа, жизнь, человек.

Обучающийся должен уметь определять смысловое значение понятия «спра­ведливость»; иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей; осознавать взаимосвязь природы и жизни челове­ка, аргументировать свои высказывания.

Тема 3. Чувство Родины.

Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм». Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.

Обучающийся должен уметь объяснять смысловую основу понятий «род», «Ро­дина»; осознанно определять, что значит быть патриотом; анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями; составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма; находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий.

Тема 4. Жизнь протекает среди людей.

Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми. Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.

Обучающийся должен понимать значение понятия «человечности»;

осознанно аргументировать влияние взаимодей­ствий с людьми на нравственный рост человека;

расширять знания, дополненные другими учеб­ными предметами, обогащенные личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий; осознанно комментировать текст учебника.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (2 ч.)

Тема 1. Чтобы быть коллективом…

Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

Обучающийся должен аргументировано отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»;

анализировать особенности коллектива;

объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»;

приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов.

Тема 2. Коллектив начинается с меня.

Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками. Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

Обучающийся должен осознавать понятия «индивидуальность», «друж­ба», «уважение»;

анализировать возможности улучшения отноше­ний в коллективе; уметь вырабатывать правила для себя и для дру­гих. аргументировано объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе.

Тема 3. Мой класс — мои друзья.

Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

Обучающийся должен обладать умением понять состояние другого человека;

разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека;

осознавать значение семьи для человека, обще­ства и государства;

стремиться корректировать своё поведение в про­цессе преодоления обид.

Тема 4. Скажи себе сам.

Итоговое творческое сочинение.

Введение (1 ч.)

Ежели душевны вы и к этике не глухи…

Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

Обучающийся должен осознавать значение золотого правила этики;

размышлять о причинах появления золотого пра­вила этики и его применении;

объяснять сущность и содержание общечеловече­ских ценностей;

аргументировать свою точку зрения.

Раздел 1. Простые нравственные истины (2 ч.)

Тема 1. Жизнь священна.

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Человеческий опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.

Обучающийся должен понимать значение понятий «смысл», «нравствен­ный закон», «жизнь»; уметь размышлять о том, какую роль играют ду­ховные ценности в жизни человека; аргументировать свою точку зрения; использовать ключевые понятия урока в соб­ственной устной и письменной речи.

Тема 2. Человек рождён для добра.

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Обучающийся должен характеризовать понятия «бескорыстность», «до­брота», «совесть»; объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; аргументировать свою точку зрения; составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия.

Тема 3. Милосердие — закон жизни

Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «со­переживание», «сострадание» и «милосердие»; осознанно аргументировать роль совести как вну­треннего регулятора человеческого поведения; использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести.

Тема 4. Жить во благо себе и другим

Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного пове­дения. Применять усвоенные знания в общении.

Раздел 2. Душа обязана трудиться (2 ч.)

Тема 1. Следовать нравственной установке.

Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.

Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравствен­ная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в совре­менной жизни».

Тема 2. Достойно жить среди людей.

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм эти­кета. Совершенствовать умения в области коммуника­ции. Аргументировать свои рассуждения.

Тема 3. Уметь понять и простить.

Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.

Чётко представлять, что такое понимание, гармо­ния, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на за­данную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений.

Тема 4. Простая этика поступков.

Суть простой этики поступков. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.

Аргументировано объяснять, что означает нрав­ственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимо­действии с окружающими.

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (2 ч.)

Тема 1. Общение и источники преодоления обид.

Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей.

Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения.

Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения.

Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.

Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения.

Тема 3. Доброте сопутствует терпение

Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведе­ния других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания.

Тема 4. Действия с приставкой «со».

Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.

Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 ч.)

Тема 1. С чего начинается Родина…

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. На­ходить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения.

Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патри­отизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь его анализировать.

Тема 3. Человек — чело века

Смысловое содержание понятия «человек». Мыслители о сути человека. Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества

Тема 4. Слово, обращённое к себе Итоговое творческое сочинение

Обобщать знания, полученные при изучении кур­са. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию.

Итоговое творческое сочинение.

Календарно – тематическое планирование

4 класс (обучение на дому)


п/п

в триместре

Тема урока

Планируемые сроки

Дата по факту


 

1 триместр - 10 недель, 5 уроков

 

Тема 1. Введение (1 час)

1

1

Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека

02.09.19


 

Тема 2. Этика общения (2 часа)

2

2

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех.

16.09.19


3

3

От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен.

30.09.19


 

Тема 3: Этикет (2 часа)

4

4

Премудрости этикета. Красота этикета

21.10.19


5

5

Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.

04.11.19


2 триместр - 12 недель, 6 уроков

Тема 4. Этика человеческих отношений (2 часа)

6

1

В развитии добрых  чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию


02.12.19


7

2

Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей

16.12.19


Тема 5. Этика отношений в коллективе (1 час)

8

3

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс - мои друзья

30.12.19


Тема 6. Простые нравственные истины (2 часа)

9

4

Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна.

27.01.20


10

5

Человек рожден для добра. Милосердие - закон жизни.

10.02.20


Тема 7. Душа обязана трудится (2 часа)

11

6

Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке.

02.03.20


3 триместр - 12 недель, 6уроков

12

1

Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить

16.03.20


Тема 8. Посеешь поступок – пожнешь характер (2 часа)

13

2

Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид.

30.03.20


14

3

Ростки нравственного опыта поведения. Доброте способствует терпение.

20.04.20


Тема 9. Судьба и Родина едины (3 часа)

15

4

Действие с приставкой "СО". С чего начинается Родина

04.05.20


16

5

В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века.

18.05.20


17

6

Слово, обращенное к тебе

28.05.20



















17