муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол № 1 от «_30_» августа 2021__г. Согласована Руководитель МО /Н.А.Кулькова/ Согласована Зам. директора по УВР: ____________ /Т.А. Капралова/ | Утверждена Директор школы ___________/С.Д. Лысюк/ Приказ по школе № 141 от «1» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«ОБЖ»
в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса спортивно-оздоровительного направления «ОБЖ» составлена в соответствии с ООП МОУ Семибратовская СОШ и авторской программой курса «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Описание места учебного курса
В 1-м классе на курс «ОБЖ» рекомендовано 33 часа из расчёта 1 час в неделю (33 учебные недели).
Во 2-м классе на курс «ОБЖ» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
В 3-м классе на курс «ОБЖ» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
В 4-м классе на курс «ОБЖ» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы курса.
В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Универсальные учебные действия:
4 класс
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- характеризовать слова «опасность», «опасный»
- объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «внимательный» и «невнимательный»
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них
- представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «Что будет, если…?»
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу при неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- объяснять значение ПДД
- группировать знаки дорожного движения по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях
- соблюдать изученные правила движения, проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Программа построена с учётом следующих принципов:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
- личностно ориентированная направленность курса – актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объём знаний – перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях – номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.
Содержание программы курса
4 класс
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги.
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Формы обучения:
Тематические занятия.
Игровые уроки.
Практические занятия в «городах безопасности».
Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
Настольные, дидактические и подвижные игры.
Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
Конкурсы рисунков и стенгазет.
Игра «Безопасное колесо».
Посвящение первоклассников в пешеходы.
Проведение уроков по ПДД.
Просмотр видеоматериалов по ПДД.
Экскурсии
Средства контроля
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «Городка безопасности».
Тематическое планирование
4 класс
№ | Разделы | Всего часов | ЦОР |
| Ориентировка в окружающем мире | 1 | |
| Ты — пешеход | 31 | https://uchitelya.com/uploads/docs/172997/d1ae971acb1a329cfe48fd2077a06204.ppt |
| Ты — пассажир | 2 | https://uchitelya.com/uploads/docs/2876/789147e43b05555d95b3b89145e4c950.ppt |
| Итого | 34 | |
Поурочное планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Планир. дата | Фактич. дата | Раздел |
| Беседа на тему «Береги себя». Уточнение понятия «осторожность», «внимательность». | 7.09 | 7.09 | 2 |
| Разбор жизненных ситуаций «Что будет, если…?». Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай». | 14.09 | 14.09 | 2 |
| Ролевая игра «Опасная встреча». Инсценирование возможных ситуаций. | 21.09 | 21.09 | 2 |
| Беседа на тему «История создания транспортных средств». Иллюстрирование древних транспортных средств. | 28.09 | 28.09 | 2 |
| Дидактические игры «Транспорт», «Да и нет». | 5.10 | 5.10 | 2 |
| Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». | 12.10 | 12.10 | 2 |
| Беседа на тему «Что такое требование?». Знакомство с документом «Правила дорожного движения РФ». | 19.10 | 19.10 | 2 |
| Просмотр видеофильма «Что такое ДТП». Игра «Как помочь, если случилась беда». | 26.10 | 26.10 | 2 |
| Иллюстрирование различных групп дорожных знаков. | 9.11 | 9.11 | 2 |
| Дидактическая игра «Наведем порядок в городе». | 16.11 | 16.11 | 2 |
| Составление устного рассказа «Что такое дорога, ее части, разметка дороги». | 23.11 | 23.11 | 2 |
| Беседа на тему «Препятствия на дороге». Дидактическая игра «Строим дорогу». | 30.11 | 30.11 | 2 |
| Практическая работа «Выбираем правильный маршрут». Знакомство с выражением «попасть в пробку». | 7.12 | 7.12 | 2 |
| Беседа об автомагистрали. Ролевая игра «Я – водитель». | 14.12 | 14.12 | 2 |
| Беседа о «зайцах». Диспут «Стыдно ли быть «зайцем»?». | 21.12 | 21.12 | 2 |
| Просмотр мультфильмов «Как помешать водителю во время движения и что из этого может получиться». | 28.12 | 28.12 | 2 |
| Ролевая игра «Мы пассажиры автобуса». | 11.01 | 11.01 | 3 |
| Игра «Кто быстрее?» (выбери знак дорожного движения по названию). | 18.01 | 18.01 | 2 |
| Беседа «Радом с железной дорогой». Знакомство с дорожными знаками железной дороги. | 25.01 | 25.01 | 2 |
| Узнавание, называние и характеристика разных дорожных знаков. | 1.02 | 1.02 | 2 |
| Ролевая игра «Куда я еду?». | 8.02 | 8.02 | 3 |
| Экскурсия на перекресток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором. | 15.02 | 15.02 | 2 |
| Просмотр презентации «Из истории возникновения светофоров». Конструирование светофора из бумаги по шаблону. | 22.02 | 22.02 | 2 |
| Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». | 1.03 | 1.03 | 2 |
| Знакомство со значением выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». | 15.03 | 15.03 | 2 |
| Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как ее избежать?». | 22.03 | 22.03 | 2 |
| Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах (инвалиды). | 5.04 | 5.04 | 1 |
| Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. | 12.04 | 12.04 | 2 |
| Составление устных рассказов «Как мы можем помочь людям-инвалидам?». | 19.04 | 19.04 | 2 |
| Экскурсия по микрорайону с целью нахождения приспособлений для инвалидов в колясках. | 26.04 | 26.04 | 2 |
| Экскурсия по микрорайону с целью нахождения разметок дороги и дорожных знаков. | 3.05 | 3.05 | 2 |
| Создание плана – карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения. | 10.05 | 10.05 | 2 |
| Тестирование по изученному материалу «Что такое опасность и как ее избежать». | 17.05 | 17.05 | 2 |
| Урок – праздник «Безопасность превыше всего!» | 24.05 | 24.05 | 2 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Отчет о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По курсу внеурочной деятельности «ОБЖ» 2021 - 2022 уч. год
Учитель .
Предмет внеурочная деятельность «ОБЖ»
Класс
Количество часов: в неделю 1 час; в год 34 часа (34 учебные недели)
Программа Н.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
| Темы | По программе | По рабочей программе | № контр. раб | Проведено часов |
I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | Год |
| Ориентировка в окружающем мире | | | | | | | | |
| Ты — пешеход | | | | | | | | |
| Ты — пассажир | | | | | | | | |
| Итого | | 34 | | | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.
Техническое обеспечение: