Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: [email protected]
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета 30 августа 2019 года ( протокол №1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №110 от 30.08.2019 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по волейболу 9 класс
УМК: : Физическая культура. 8-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях,А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. - М. : Просвещение, 2014
Физическая культура. Рабочие программы к учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура. 5—9 классы»
Составил: Дьяков В.Н.
Учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
с. Листопадовка
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному курсу «Волейбол» для 9 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ;
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре 1-11классы.
- Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 28.08.2015 ( протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 64 от 31.08.2015года;
- учебным планом МКОУ Листопадовской СОШ на 2019-2020 учебный год,
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура 9 класс»
В основу положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:
1.Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемилогические правила 2.4.2.1178-02.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
6.Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
7.Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
8.примерной программы основного общего образования;
9.приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Целью курса «Волейбол» в основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный курс «Волейбол» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач физической культуры в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и физических возможностей обучающихся 9 классов, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Зачетные требования по волейболу
1. Передача двумя сверху у стены:
М: «5» – 16 р.; «4» – 13 р.;«3» – 11 р.
Д: «5» – 11 р.; «4» – 9 р.; «3» – 8р.
2. Передача мяча над собой:
М: «5» – 18 р.; «4» – 15 р.; «3» – 11 р.
Д: «5» – 14 р.; «4» – 11 р.; «3» – 9 р.
3. Передача мяча двумя сверху в баскетбольное кольцо (10 попыток):
М: «5» – 6 р.; «4» – 5 р.; «3» – 4 р.
Д: «5» – 5 р.; «4» – 4 р.;«3» – 3 р.
4. Прием мяча снизу с подачи
5. Верхняя прямая подача с 9 метров через сетку
Курс «Волейбол» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 1 ч в неделю ,в 9 классе — 34 ч -34 учебных недель.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
« формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
° освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса «волейбол». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
« умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Предметные результаты
Характеризовать историю развития спорта и олимпийского движения, положительное их влияние на укрепление мира и дружбы между народами;- играть в волейбол, (по упрощённым правилам).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЛЕЙБОЛ».
Знания о физической культуре
История физической культуры
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека.
Физическая культура человека
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.
- Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
- Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
Прикладно-ориентированная подготовка(в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Волейбол
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- верхняя прямая подача;
- игра в волейбол.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8 класс, 1час в неделю. Всего 35 часов
№ п/п | Наименование разделов, тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Знания о физической культуре –в процессе занятий Олимпийские игры древности, возрождение Олимпийских игр. Олимпийское движение в России. Физическое развитие человека. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Всестороннее гармоническое физическое развитие. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической культурой. | Раскрывают историю возникновения и формирования физической культуры. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Раскрывать причины возникновения олимпийского движения в России. Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике её нарушения и коррекции. Объяснять и доказывать, чем знаменателен период развития советский период развития олимпийского движения в России. Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу. Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека. Характеризовать основные приёмы массажа, организовывать и проводить самостоятельные сеансы. Определять пеший туристский поход как форму активного отдыха, характеризовать основы его организации и проведения. Раскрывать понятие всестороннего и гармоничного физического развития, характеризовать его отличительные признаки у разных народов и в разные исторические времена. Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них. Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание объём времени для каждой части занятий. Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической культурой. |
2 | Волейбол 34 час Краткая характеристика вида спорта. Стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; прием и передача мяча сверху двумя руками; передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. передача мяча сверху, стоя спиной к цели; нападающий удар верхняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи; прием мяча отраженного сеткой. игра в волейбол. | Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в волейбол. Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности. Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в волейбол как средство активного отдыха и развития координационных способностей. |
Календарно-тематическое планирование
9 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч.
№ п/п | Тема урока | дата | примечание |
план | факт |
1 | С.- стойка, передвижение в стойке .Передача мяча 2 руками сверху .Прием снизу . Игра . Инструктаж по ТБ. | | | |
2 | С.- стойка, передвижение. Передача сверху , подача ,прием. Игра. | | | |
3 | С.- стойка, передвижение. Передача сверху , подача ,прием. Игра. | | | |
4 | С.- стойка, передвижение. Передача сверху , подача ,прием. Игра | | | |
5 | Зачет-передача мяча 2 руками сверху в парах . С.-нижняя прямая подача. Прием мяча снизу 2 руками. | | | |
6 | Зачет-прием мяча снизу 2 руками. С.- нижняя прямая подача. Игра. | | | |
7 | Зачет-передача мяча 2 руками сверху в прыжке . С.-нижняя прямая подача. Прием мяча снизу 2 руками. | | | |
8 | Зачет-подтягивание. Игра. | | | |
9 | Зачет-прыжок в длину с места. Игра. | | | |
10 | Учить-нападающий удар после передачи. С.-Нижняя прямая подача. Игра | | | |
11 | Учить- передача сверху ,снизу назад. З.-нападающий удар после передачи.Нижняя прямая подача. Игра | | | |
12 | З .-передача сверху ,снизу назад. -С.-нападающий удар после передачи. Нижняя прямая подача. Игра | | | |
13 | С.-нападающий удар после передачи.Нижняя прямая подача. Игра | | | |
14 | Зачет -передача сверху у стены .С.- Нижняя прямая подача. Передача мяча назад . Нападающий удар . Игра . | | | |
15 | Зачет-передача над собой. С.- нападающий удар.Игра. | | | |
16 | Зачет-передача мяча назад .С.-Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Игра . | | | |
17 | С.- нападающий удар после передачи. Нижняя прямая подача. Игра | | | |
18 | С.- нападающий удар после передачи. Нижняя прямая подача. Игра | | | |
19 | С.- нападающий удар после передачи. Нижняя прямая подача. Игра | | | |
20 | С.- нападающий удар после передачи. Нижняя прямая подача. Игра | | | |
21 | Зачет-нижняя прямая подача. С.- нападающий удар после передачи. Игра | | | |
22 | С.-верхняя прямая подача ,нападающий удар после передачи. Игра | | | |
23 | С.-верхняя прямая подача С.- нападающий удар после передачи. Игра | | | |
24 | С..-верхняя прямая подача ,нападающий удар после передачи. Игра | | | |
25 | Зачет- прием мяча в зону №3,№2. Игра. | | | |
26 | Зачет- передача мяча на точность в баскетбольное кольцо. Игра. | | | |
27 | С.- нападающий удар после передачи.Верхняя прямая подача. Игра | | | |
28 | С.- нападающий удар после передачи.Верхняя прямая подача. Игра | | | |
29 | С.- нападающий удар после передачи.Верхняя прямая подача. Игра | | | |
30 | Зачет-подтягивание. Игра | | | |
31 | Зачет-верхняя прямая подача. | | | |
32 | Зачет- подача по зонам. С.- нападающий удар после передачи. Игра | | | |
33 | Зачет- подача (кол-во). С.- нападающий удар после передачи. Игра | | | |
34 | Зачет- нападающий удар после передачи. Игра. | | | |