МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОКОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
рЫЛЬСКОГО РАЙОНА кУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета директор школы____________Коськов А.И.
протокол №1 от 31.08.2020 приказ № 1-81 от 02.09. 2020г.
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО астрономии
11 класс
2020-2021 учебный год
Разработала учитель географии
высшей квалификационной категории
Луценко Елена Григорьевна
Локоть -2020
Структура рабочей программы
Пояснительная записка……………………………………………………………………………..
Учебно-тематический план…………………………………………………………………………
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………………………..
Программно-методическое обеспечение…………………………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии составлена:
на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии,
закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года); письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48; письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766; приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Локотская СОШ»
Основной образовательной программы СОО МБОУ «Локотская СОШ»
Учебно-тематический план 11 класс
1 | Природа тел Солнечной системы | 7 час. |
2 | Солнце и звезды | 5 час |
3 | Строение и эволюция Вселенной | 4 час. |
| итого | 16 час. |
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
– формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
– определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
– описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
– перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
– проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
– объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
– описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
– характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
– описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
– описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
– объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Демонстрации.
1. глобус Луны;
2. динамическая модель Солнечной системы;
3. изображения межпланетных космических аппаратов;
4. изображения объектов Солнечной системы;
5. космические снимки малых тел Солнечной системы;
6. космические снимки планет Солнечной системы;
7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
8. фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр – светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
– определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
– характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
– описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
– объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
– описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
– вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
– называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
– сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
– объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
– описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
– оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
– описывать этапы формирования и эволюции звезды;
– характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации.
1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2. схема внутреннего строения звезд;
3. схема внутреннего строения Солнца;
4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7. фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
– объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
– характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
– определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;
– распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
– сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
– обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
– формулировать закон Хаббла;
– определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
– оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
– интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
– классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва;
– интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» – вида материи, природа которой еще неизвестна.
Демонстрации.
1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
2. схема строения Галактики;
3. схемы моделей Вселенной;
4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
6. фотографии Млечного Пути;
7. фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
– систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование для 11 класса (базовый уровень)
16ч часов (1 час в неделю)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты |
план | факт | Знать/понимать | Уметь | Применять в практической деятельности |
11 класс |
Природа тел Солнечной системы (9 ч.) |
1 | Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | 03.09 | | Характеристики тел Солнечной системы; причины образования кратеров на твёрдых поверхностях тел Солнечной системы | Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах; | Ориентировка на звездном небе по подвижной карте и определение положения Луны относительно звезд |
2 | Система Земля и Луна | 1 | 10.09 | | Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел.причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы | Характеризовать физические условия на поверхности Луны, обосновывать значение изучения поверхности Луны для практической деятельности человека в будущем |
3 | Природа планет земной группы. Пр.р. «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы» | 1 | 17.09 | | Характеристики Меркурия, Венеры, Марса | Различать планеты земной группы | Показ положения планет и демонстрация в телескоп планет и Лупы |
|
4 | Планеты-гиганты, их спутники, и кольца. | 1 | 24.09 | | Характеристик планет - гигантов | Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах | Показ положения планет и демонстрация в телескоп планет |
5 | Малые тела Солнечной системы(астероиды, карликовые планеты и кометы) | | 1.10 | | Смысл понятий Планеты-карлики, Кометы, Метеоры, болиды | Называть малые тела Солнечной системы; приводить примеры известных комет и метеорных потоков | Отличать малые тела на небе |
6 | Метеоры, болиды, метеориты | 1 | 8.10 | | | | |
7 | Контрольная работа № 2 «Природа тел Солнечной системы» Солнце, состав и внутреннее строение. | 1 | 15.10 | | Основные формулы по теме | Решать задачи на применение изученных астрономических законов, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы | Применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний |
|
Солнце и звезды (4 ч.) |
8 | Солнечная активность и ее влияние на Землю. | 1 | 22.10 | | Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости; понятия солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны, фотосферы, гранул, фотосферы; солнечной короны, протуберанца, солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра | Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила | Ориентирования по Солнцу |
9 | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд | 1 | 5.11 | | Связь между различными характеристиками звёзд; связь земных явлений с активностью Солнца; методы определения расстояний до звёзд; особенности физического состояния вещества внутри звёзд; источники энергии звёзд; основные последовательности звёзд на диаграмме «спектр-светимость» | Находить на небе ярчайшие звёзды и созвездия на небе во время наблюдения ночного неба | Изучение контуров основных созвездий и их расположения относительно горизонта. Оценка видимой яркости 2 - 3 звезд |
10 | Масса и размеры звезд | 1 | 12.11 | | Наблюдаемые особенности компактных звёзд; представление о двойных и кратных звёздах и тесных двойных системах | Пользоваться шкалой звёздных величин, диаграммой «спектр-светимость», решать задачи на определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды, на движение звёзд в двойных системах | Изучение контуров основных созвездий |
11 | Переменные и нестационарные звезды | 1 | 19.11 | | Представление о переменности блеск звёзд, о новых и сверхновых звёздах; характер и конечную стадию эволюции Солнца и более массивных звёзд | Оценивать пространственную скорость по тангенциальной и лучевой скорости небесного тела; оценивать массу звёздных систем по скорости движения звёзд; различать на фотографиях типы звёздных скоплений и межзвёздных туманностей | Демонстрация в телескоп двойных звезд, звездных скоплений и туманностей Демонстрация в телескоп двойных звезд, звездных скоплений и туманностей |
12 | Контрольная работа№3 по теме «Солнце и звезды». Наша Галактика | | 26.11 | | | | |
Строение и эволюция Вселенной (3 ч.) |
13 | Другие звездные системы - галактики. | 1 | 3.12 | | Понятия: млечного Пути, Галактики, рассеянных и шаровых скоплений, тангенциальной и лучевой скоростей, разряженного газа, межзвёздной пыли, светлых и тёмных туманностей, космических лучей; характер движения звёзд и газа в Галактике; общие представления о размерах и структуре Галактики; направление на центр Галактики | Оценивать расстояние до галактик по «красному смещению»; объяснять смысл понятий «расширяющаяся Вселенная» и «реликтовое излучение» | Демонстрация в телескоп участка Млечного Пути или показ положения планет (если они видны) |
14 | Космология 20в. Основы современной космологии | | 10.12 | |
15 | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | 17.12 | | Понятия: эллиптических, спиральных и неправильных галактик; скоплений галактик; взаимо | Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах | Применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний |
16. | Повторение изученного | | 24.12 | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь:
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Программно- методическое обеспечение
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс .– М.: Дрофа, 2014. – 224с
http://www.astronet.ru;
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru;
http://www.sai.msu.su/EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http://www.krugosvet.ru;
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.