СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Астрономия" для 11 класса

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику "Астрономия"  Воронцова-Вельяминова Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс .– М.: Дрофа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Астрономия" для 11 класса»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОКОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

рЫЛЬСКОГО РАЙОНА кУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор школы____________Коськов А.И.

протокол №1 от 31.08.2020 приказ № 1-81 от 02.09. 2020г.





рАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО астрономии

11 класс


2020-2021 учебный год







Разработала учитель географии

высшей квалификационной категории

Луценко Елена Григорьевна


















Локоть -2020




Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………..

  2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………………

  3. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………..

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………………………..

  5. Программно-методическое обеспечение…………………………………………………………..
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по астрономии составлена:

на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии,

закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года); письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48; письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766; приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Локотская СОШ»

Основной образовательной программы СОО МБОУ «Локотская СОШ»





Учебно-тематический план 11 класс

1

Природа тел Солнечной системы

7 час.

2

Солнце и звезды

5 час

3

Строение и эволюция Вселенной

4 час.


итого

16 час.



Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

– формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

– определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

– описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

– перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

– проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

– объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

– описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

– характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

– описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

– описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

– объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

1. глобус Луны;

2. динамическая модель Солнечной системы;

3. изображения межпланетных космических аппаратов;

4. изображения объектов Солнечной системы;

5. космические снимки малых тел Солнечной системы;

6. космические снимки планет Солнечной системы;

7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

8. фотография поверхности Луны.


Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр – светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

– определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

– характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

– описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

– объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

– описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

– вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

– называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

– сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

– объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

– описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

– оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

– описывать этапы формирования и эволюции звезды;

– характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.

1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

2. схема внутреннего строения звезд;

3. схема внутреннего строения Солнца;

4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

7. фотоизображения Солнца и известных звезд.


Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

– объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

– характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

– определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;

– распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

– сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

– обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

– формулировать закон Хаббла;

– определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

– оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

– интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

– классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва;

– интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» – вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;

2. схема строения Галактики;

3. схемы моделей Вселенной;

4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

5. фотографии звездных скоплений и туманностей;

6. фотографии Млечного Пути;

7. фотографии разных типов галактик.


Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

– систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Календарно-тематическое планирование

Тематическое планирование для 11 класса (базовый уровень)

16ч часов (1 час в неделю)

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

план

факт

Знать/понимать

Уметь

Применять в практической деятельности


11 класс

Природа тел Солнечной системы (9 ч.)

1

Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

03.09


Характеристики тел Солнечной системы; причины образования кратеров на твёрдых поверхностях тел Солнечной системы

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

Ориентировка на звездном небе по подвижной карте и определение положения Луны относительно звезд

2

Система Земля и Луна

1

10.09


Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел.причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы

Характеризовать физические условия на поверхности Луны, обосновывать значение изучения поверхности Луны для практической деятельности человека в будущем

3

Природа планет земной группы. Пр.р. «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы»

1

17.09


Характеристики Меркурия, Венеры, Марса

Различать планеты земной группы

Показ положения планет и демонстрация в телескоп планет и Лупы



4

Планеты-гиганты, их спутники, и кольца.

1

24.09












Характеристик планет - гигантов

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

Показ положения планет и демонстрация в телескоп планет


5


Малые тела Солнечной системы(астероиды, карликовые планеты и кометы)




1.10


Смысл понятий Планеты-карлики, Кометы, Метеоры, болиды

Называть малые тела Солнечной системы; приводить примеры известных комет и метеорных потоков

Отличать малые тела на небе

6

Метеоры, болиды, метеориты

1

8.10





7

Контрольная работа № 2 «Природа тел Солнечной системы» Солнце, состав и внутреннее строение.

1

15.10


Основные формулы по теме

Решать задачи на применение изученных астрономических законов, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

Применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний


Солнце и звезды (4 ч.)

8

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

22.10


Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости; понятия солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны, фотосферы, гранул, фотосферы; солнечной короны, протуберанца, солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра

Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила

Ориентирования по Солнцу

9

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд

1

5.11


Связь между различными характеристиками звёзд; связь земных явлений с активностью Солнца; методы определения расстояний до звёзд; особенности физического состояния вещества внутри звёзд; источники энергии звёзд; основные последовательности звёзд на диаграмме «спектр-светимость»

Находить на небе ярчайшие звёзды и созвездия на небе во время наблюдения ночного неба

Изучение контуров основных созвездий и их расположения относительно горизонта. Оценка видимой яркости 2 - 3 звезд

10

Масса и размеры звезд

1

12.11


Наблюдаемые особенности компактных звёзд; представление о двойных и кратных звёздах и тесных двойных системах

Пользоваться шкалой звёздных величин, диаграммой «спектр-светимость», решать задачи на определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды, на движение звёзд в двойных системах

Изучение контуров основных созвездий

11

Переменные и нестационарные звезды

1

19.11


Представление о переменности блеск звёзд, о новых и сверхновых звёздах; характер и конечную стадию эволюции Солнца и более массивных звёзд

Оценивать пространственную скорость по тангенциальной и лучевой скорости небесного тела; оценивать массу звёздных систем по скорости движения звёзд; различать на фотографиях типы звёздных скоплений и межзвёздных туманностей

Демонстрация в телескоп двойных звезд, звездных скоплений и туманностей Демонстрация в телескоп двойных звезд, звездных скоплений и туманностей

12

Контрольная работа№3 по теме «Солнце и звезды». Наша Галактика


26.11





Строение и эволюция Вселенной (3 ч.)

13

Другие звездные системы - галактики.







1

3.12


Понятия: млечного Пути, Галактики, рассеянных и шаровых скоплений, тангенциальной и лучевой скоростей, разряженного газа, межзвёздной пыли, светлых и тёмных туманностей, космических лучей; характер движения звёзд и газа в Галактике; общие представления о размерах и структуре Галактики; направление на центр Галактики

Оценивать расстояние до галактик по «красному смещению»; объяснять смысл понятий «расширяющаяся Вселенная» и «реликтовое излучение»

Демонстрация в телескоп участка Млечного Пути или показ положения планет (если они видны)


14

Космология 20в.

Основы современной космологии



10.12


15

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»





1

17.12


Понятия: эллиптических, спиральных и неправильных галактик; скоплений галактик; взаимо

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

Применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний

16.

Повторение изученного


24.12





















































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Уметь:

  • приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

  • для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.






Программно- методическое обеспечение

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс .– М.: Дрофа, 2014. – 224с

  2. http://www.astronet.ru;

  3. http://www.sai.msu.ru;

  4. http://www.izmiran.ru;

  5. http://www.sai.msu.su/EAAS;

  6. http://www.myastronomy.ru;

  7. http://www.krugosvet.ru;

  8. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.