СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

БИОЛОГИЯ

программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для технологического профиля

09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

(базовый уровень)




















2 024

УТВЕРЖДАЮ

Методист ГБПОУ СО «БПЛ»

_______________/Г.В.Филиппова/

«16» мая 2024 г.




Рабочая программа учебного предмета Биология разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

- Приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции);

- Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2022 № 965 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем" (Зарегистрирован 19.12.2022 № 71634);

- Приказа № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

С учетом:

- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 2). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.

- ФГБНУ Институт стратегии развития образования Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень).


ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательного цикла

Протокол № 10, «16» мая 2024 г.

Председатель ЦМК /__________/Абрамова Г.И./


ОДОБРЕНО методическим советом лицея

ГБПОУ СО «БПЛ»

Протокол № 7, «16» мая 2024 г.

Председатель _____________/ Филиппова Г.В./


Составитель (автор):


Рецензенты:

Внутренний:


Внешний:

Корнева С.С., преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ»



Гулевская Е.В., преподаватель физики ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории

Собитнюк Л.В. учитель химии и биологии МОУ «Гимназия №1 г. Балашова Саратовской области» первой квалификационной категории




СОДЕРЖАНИЕ



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………..


4

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………..


6

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………


13

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………………….


16

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ………………………………………



23

6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………


24




































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательного учебного предмета Биология предназначена для изучения биологии в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующую образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) СПО (ООППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Биология изучается как базовый учебный предмет.

Программа разработана на основе:

- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

- Приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции);

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в действующей редакции);

- Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2022 № 965
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем" (Зарегистрирован 19.12.2022 № 71634);

- Приказа № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

С учетом:

- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 1). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.

- ФГБНУ Институт стратегии развития образования Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень).

В результате изучения учебного предмета обучающийся должен освоить следующие цели:

- формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.

В соответствии с принятой Концепцией развития биологического образования в Российской Федерации, биологическое образование решает, в частности, следующие ключевые задачи:

- сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

- развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,

- сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;

- формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;

- становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;

- развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;

- сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний;

- сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.

Программа учебного предмета Биология является основой для разработ­ки рабочей программы в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующую образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования, содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, учитывая программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии по технологическому профилю в лицее.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательны­ми организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОППКРС СПО на базе основного общего об­разования.

























  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


К планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету Биология относятся следующие требования:

1)личностные, включающие;

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;

- понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;

- убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;

- заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;

- готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

2) метапредметные, включающие:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;

- использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

3)предметные, включающие:

- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учёных биологов в развитие биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;

- умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий;

- умение излагать биологические теории, определять границы их применимости к живым системам.

Освоение содержания учебного предмета Биология обеспечивает достижение обучающимися следующих планируемых результатов:


Общие

компетенции

Планируемые результаты обучения

Личностные и метапредметные

Дисциплинарные (предметные)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике.

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

- сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера, метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляции, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

- сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

- сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: - наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений;

- организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

- сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;

- одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

- сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети).

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

- сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы);

- интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; - рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

- сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и

команде.

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

- приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений;

- организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

- сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни,норм грамотного поведения в окружающей природной среде;

- понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования.



Код и наименование компетенции

ПК 1.1. Проводить инвентаризацию и вести учет технических и программных средств инфокоммуникационных систем с использованием специализированных программ.

ПК 1.2. Выполнять контроль наличия запасов, выполнения своевременного ремонта и наличия сервисных контрактов на обслуживание инфокоммуникационных систем.

ПК 1.3. Представлять отчетность по конфигурации программного и аппаратного обеспечения инфокоммуникационной системы и ее составляющих.

ПК 1.4. Документировать базовую конфигурацию устройств и программного обеспечения для контроля в ходе эксплуатации, слежения за производительностью, а также защиты от несанкционированного доступа.

ПК 2.2. Устанавливать и настраивать системное и прикладное программное обеспечение, необходимое для функционирования информационных систем, в том числе сетевое программное обеспечение и программное обеспечение для защиты от несанкционированного доступа.

ПК 2.4. Проверять правильность установки и функционирования устройств после настройки программного обеспечения и базовой конфигурации сетевых устройств и программного обеспечения.

ПК 2.5. Настраивать базовые параметры программного обеспечения для учета конфигураций, слежения за производительностью устройств и защиты от несанкционированного доступа.




3. СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого

Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни

Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток.

Тема 1.2.Структурно-функциональна я организация клеток

Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги).

Лабораторная работа № 1 «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)».

Лабораторная работа № 2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание».

Практическая работа № 1 «Вирусные и бактериальные заболевания». Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности

Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства.

Практическая работа № 2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК».

Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

Тема 1.5 Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза.

Контрольная работа: «Молекулярный уровень организации живого»

Раздел 2. Строение и функции организма

Тема 2.1. Строение организма

Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.

Тема 2.2. Формы размножения организмов

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение.

Тема 2.3.Онтогенез растений, животных и человека

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений.

Тема 2.4. Закономерности наследования

Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов. Составление генотипических схем скрещивания.

Практическое занятие № 3 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании».

Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа № 4 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании. Составление генотипических схем скрещивания».

Тема 2.6. Закономерности изменчивости

Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.

Практическая работа № 5 «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания».

Контрольная работа: «Строение и функции организма»

Раздел 3. Теория эволюции

Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция

Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции.

Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.

Тема 3.3. Происхождение человека – антропогенез

Антропология - наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.

Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды.

Раздел 4. Экология

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.

Практическая работа № 6 «Трофические цепи и сети».

Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система

Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности.

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью.

Практическая работа № 7 «Отходы производства».

Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровье сберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания.

Лабораторная работа № 3 «Умственная работоспособность».

Лабораторная работа № 4 «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)».

Контрольная работа: Теоретические аспекты экологии»

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

Раздел 5. Биология в жизни

Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно­научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие).

Практическая работа № 8 «Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий».

Тема 5.2.1. Биотехнологии и технические системы

Основы биотехнологии. Современные представления о биотехнологии, ее направлениях, этапах развития и областях применения. Описаны достижения биотехнологии как науки и как отрасли промышленности. 

Практическая работа № 9 «Развитие биотехнологий с применением технических систем». (Биоинженерия, биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие).

Итоговая контрольная работа.











4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.1. Объем учебного предмета Биология и виды

учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

72

В том числе:


теоретические занятия

52

практические занятия

11

лабораторные работы

4

контрольные работы

3

Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа)

2



Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия/Содержание обучения

Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого

18

Раздел 2. Строение и функции организма

20

Раздел 3. Теория эволюции

6

Раздел 4. Экология

18

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

Раздел 5. Биология в жизни

8

Итоговая контрольная работа

2

Всего

72



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Формируемые компетенции


1

2

3

4

Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого

18


Тема 1.1.

Биология как наука. Общая характеристика жизни – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток.

2

ОК 02

Тема 1.2.

Структурно-функциональная организация клеток – 7 ч.

Содержание учебного материала

7


1.

Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04


2.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги).

2

Лабораторная работа № 1 «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)».

1

Лабораторная работа № 2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание».

1

Практическая работа № 1 «Вирусные и бактериальные заболевания». Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение

1

Тема 1.3.

Структурно-функциональные факторы наследственности – 4 ч.

Содержание учебного материала

4


1.

Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства.

3

ОК 01

ОК 02

Практическая работа № 2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК».

1

Тема 1.4.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.


2


ОК 02


Тема 1.5

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза.

2

ОК 02

ОК 04

Контрольная работа: «Молекулярный уровень организации живого»

1


Раздел 2. Строение и функции организма

20


Тема 2.1.

Строение организма – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.

2

ОК 02

ОК 04

Тема 2.2.

Формы

размножения

организмов – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение.

2

ОК 02


Тема 2.3.

Онтогенез растений, животных и человека – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений.

2

ОК 02

ОК 04

Тема 2.4.

Закономерности

наследования – 5 ч.

Содержание учебного материала

5


1.

Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание).

2

ОК 02

ОК 04

2.

Взаимодействие генов. Составление генотипических схем скрещивания.

2

Практическое занятие № 3 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании».

1

Тема 2.5.

Сцепленное наследование признаков – 3 ч.

Содержание учебного материала

3


1.

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом

2

ОК 01

ОК 02

Практическая работа № 4 «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании. Составление генотипических схем скрещивания».

1

Тема 2.6.

Закономерности

изменчивости – 5 ч.

Содержание учебного материала

5


1.


Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

2.

Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.

2

Практическая работа № 5 «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания».

1

Контрольная работа: «Строение и функции организма»

1


Раздел 3. Теория эволюции

6


Тема 3.1.

История эволюционного

учения. Микроэволюция – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

1

ОК 02

ОК 04

2.

Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции.

1

Тема 3.2.

Макроэволюция

Возникновение и развитие жизни на Земле – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.

1



ОК 02

ОК 04

2.

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.

1

Тема 3.3.

Происхождение

человека – антропогенез – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Антропология - наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза.

1

ОК 02

ОК 04

2.

Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды.

1

Раздел 4. Экология

18


Тема 4.1.

Экологические

факторы и среды жизни – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах.

1

ОК 02

ОК 04

ОК 07

2.

Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.

1

Тема 4.2.

Популяция, сообщества, экосистемы – 5 ч.


Содержание учебного материала

5


1.

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции.

2


ОК 02

ОК 04

ОК 07

2.

Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.

2

Практическая работа № 6 «Трофические цепи и сети». Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии.

1

Тема 4.3.

Биосфера - глобальная экологическая система – 2 ч.

Содержание учебного материала

2


1.

Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.

1

ОК 02

ОК 04

ОК 07

2.

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности.

1

Тема 4.4.

Влияние антропогенных факторов на биосферу – 4 ч.

Содержание учебного материала

4


1.

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


2.

Воздействия на гидросферу. Водные экологические проблемы.

1

3.

Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью.

1

Практическая работа № 7 «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью

1

Тема 4.5.

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека – 4 ч.

Содержание учебного материала

4


1.

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).

2

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 2.2

Лабораторная работа № 3 «Умственная работоспособность».

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов.

1

Лабораторная работа № 4 «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)». Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов.

1

Контрольная работа: Теоретические аспекты экологии»

1


Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

Раздел 5. Биология в жизни

8


Тема 5.1.

Биотехнологии в жизни каждого – 4 ч.

Содержание учебного материала

4


1.

Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 2.2

ПК 2.4

ПК 2.5

2.

Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно­научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие).

1

Практическая работа № 8 «Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий». Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией).

2

Тема 5.2.1. Биотехнологии и технические системы 4 ч.


Содержание учебного материала

4


1.

Основы биотехнологии. Современные представления о биотехнологии, ее направлениях, этапах развития и областях применения. Описаны достижения биотехнологии как науки и как отрасли промышленности. 

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 1.1

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 2.2

Практическая работа № 9 «Развитие биотехнологий с применением технических систем». (Биоинженерия, биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по группам)

2

Итоговая контрольная работа

2


Всего:

72(15)



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ


Для реализации учебного предмета Биология в лицее имеются учебные кабинеты, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеурочной деятельности обучающихся.

Помещение кабинетов соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено учебной мебелью и средствами обучения достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Кабинет: Биологии

В лицее имеется кабинет биологии с лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета оснащено учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета биологии входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

  • печатные и экранно-звуковые средства обучения;

  • средства новых информационных технологий;

  • реактивы;

  • перечни основной и дополнительной учебной литературы;

  • вспомогательное оборудование и инструкции;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования.




















6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ


Для обучающихся

Основная


  1. Константинов В. М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для среднего общего образования / Константинов В. М. [и др.]; под редакцией д-ра биол. наук, проф. Константинова, 11 – е издание, стереотипное – Москва: Образовательно – издательский центр «Академия», 2023. – 336 с. – ISBN 978-5-0054-1413-7

  2. Ярыгина В. Н. Биология. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы: учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16228-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544794

  3. Ярыгина В. Н. Биология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536659


Дополнительные источники:


  1. Алферова, Г. А.  Генетика: учебник для среднего профессионального образования / Г. А. Алферова, Г. П. Подгорнова, Т. И. Кондаурова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 200 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11678-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518543 

  2. Бушов А. В. Генетика: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Катмаков, В. П. Гавриленко, А. В. Бушов, Е. И. Анисимова; под общей редакцией П. С. Катмакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15576-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519249 

  3. Еремченко, О. З.  Биология: учение о биосфере : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10183-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540973

  4. Лапицкая, Т. В.  Биология. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Лапицкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 40 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14157-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543964

  5. Лункевич, В. В.  Занимательная биология / В. В. Лункевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 238 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-09430-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541680

  6. Нахаева, В. И.  Биология: генетика. Практический курс : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Нахаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 276 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07034-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540625

  7. Обухов, Д. К.  Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516336


Для преподавателя


  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции).

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в действующей редакции).

  4. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

  5. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 1). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.

  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2022 № 965 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем" (Зарегистрирован 19.12.2022 № 71634);

  7. - Приказа № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

  8. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень).


Интернет-ресурсы


  1. Константинов В.М. Общая биология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/konstantinov-vm-obschaya-biologiya_31827c84034.html– Загл. с экрана.

  2. Общая биология. (СПО). Учебное пособие. – Сергей Ильич Колесников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/sergeyi_ilich_kolesnikov/obshaya_biologiya_spo_uchebnoe_posobie2023_ru/ – Загл. с экрана.

  3. Практические работы для студентов СПО по биологии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/prakticheskie-raboti-dlya-studentov-spo-po-biologii-1402934.html– Загл. с экрана.

  4. Практикум по биологии для студентов СПО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/06/05/praktikum-po-biologii-dlya-studentov-spo – Загл. с экрана.

  5. Руководство к лабораторным и практическим работам по общей биологии: https://multiurok.ru/files/rukovodstvo-k-laboratornym-i-praktichieskim-rabotam-po-obshchiei-biologhii.html– Загл. с экрана.

  6. Сборник разноуровневых заданий по биологии для СПО. [Электронный ресурс]. – https://педпроект.рф/сенникова-л-в-гапоу-то-тюмень/ – Загл. с экрана.