Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Рассмотрено»: на заседании ШМО учителей физической культуры Протокол №____ «____» _________ 2019г | «Согласовано» Зам директора по УВР _______________ «____» _________ 2019г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6» __________ «____» _________ 2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «физическая культура»
10 класс
Содержание программы: Стр.
Пояснительная записка
Основная цель физической культуры в системе общего образования
Место в учебном плане
Результаты обучения
Содержание разделов курса
Требования к уровню подготовки выпускников
Тематическое планирование
Система оценивания
Оценивание практических заданий
Оценка теоретических заданий
Учебно-методическое обеспечение
1. Пояснительная записка.
1.1.Основная цель физической культуры в системе общего образования:
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся 10 классов ориентируется на решение следующих задач:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
1.2. Место курса в учебном плане
На изучение курса физической культуры в 10-х классах отводится 3 ч в неделю. Программа рассчитана на 105ч (35 учебных недель).
Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений В.И.Ляха и А.А. Зданевича «Комплексная программа физического воспитания» и разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы по физической культуре. Для проведения уроков физической культуры школа имеет один спортзал 15×30 метров для игровых видов спорта, плавательный бассейн с двумя ваннами длиной 12 метров и 25 метров, лыжную базу с достаточным количеством инвентаря, многофункциональную открытую спортивную площадку с беговой дорожкой, ямой для прыжков и полосой препятствий.
2. Результаты обучения
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированнного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения и укрепления собственного здоровья.
3. Содержание разделов курса.
Знания о физической культуре
История физической культуры.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия).
Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для разнообразного эффекта воздействия на организм человека. Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек.
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Легкоатлетические упражнения
Старты (высокий, с опорой на одну руку) с последующим ускорением 15-30 м.
Бег: спринтерский до 100 м.; эстафетный; длительный.
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание»).
Метание малого мяча: на дальность отскока от стены, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель.
Броски набивного мяча: двумя руками с места, то же с шага, снизу-вверх на заданную и максимальную высоту; ловля после броска партнера. Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания малого мяча в цель и на дальность.
Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка. Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью.
Гимнастика с элементами акробатики.
Строевые упражнения.
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; из колонны по два, по четыре, по восемь в колонну по одному в движении; строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.
Акробатические упражнения и комбинации.
Кувырок вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.
Опорные прыжки – вскок в упор присев, соскок прогнувшись; прыжок ноги врозь стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев и полу шпагат; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек.
Брусья разной высоты - девушки: наскок в упор прыжком на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.
Гимнастическая перекладина (низкая и высокая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; из седа на бедре соскок поворотом.
Подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девушки); упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики.
Комплексы аэробной и ритмической гимнастики.
Спортивные игры
Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия свободного нападения; игра по правилам мини-баскетбола
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; нижняя прямая подача мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам.
Футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам мини-футбола.
Лыжные гонки
Одновременный и попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы; подъемы «полуёлочной» и «елочкой»; торможение «плугом», упором; повороты переступанием.
Плавание
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса; старты; повороты; ныряние ногами и головой.
Плавание в полной координации; игры и развлечения на воде; сложно координационные упражнения на суше, стартовый прыжок.
4. Требование к уровню подготовки выпускников
В результате освоения содержания учебного материала по физической культуре учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать (понимать):
-Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-Основные показатели физического развития.
-Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
-Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Уметь:
- Выполнять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;
- Выполнять комплексы упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) - Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.
- Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- Подсчитывать ЧСС при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- Выполнять игровые действия в баскетболе и волейболе, играть по правилам.
- Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказать первую помощь при травмах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
5. Тематическое планирование 10 класс
№ урока | Раздел программы | Тема урока | Количество часов |
1 | Лёгкая атлетика | Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетикой | 1 |
2 | Комплекс ОРУ для лёгкой атлетики | 1 |
3 | Высокий старт, стартовый разгон | 1 |
4 | Бег 30 метров | 1 |
5 | Бег 60 метров | 1 |
6 | Бег 100 метров | 1 |
7 | Бег 1000 метров | 1 |
8 | Прыжок в длину с разбега | 1 |
9 | Метание с разбега | 1 |
10 | Длительный бег до 5000 метров | 1 |
11 | Метание на дальность | 1 |
12 | Бег 2000-3000 метров | 1 |
13 | Спортивные игры(баскетбол) | Техника безопасности на уроках баскетбола | 1 |
14 | Комплекс ОРУ для баскетбола | 1 |
15 | Передачи мяча в движении | 1 |
16 | Передачи мяча с сопротивлением | 1 |
17 | Передачи мяча одной рукой | 1 |
18 | Комбинация из элементов баскетбола | 1 |
19 | Бросок по кольцу в прыжке | 1 |
20 | Бросок по кольцу в прыжке с сопротивлением | 1 |
21 | Комбинация из элементов баскетбола | 1 |
22 | Тактика защиты | 1 |
23 | Игровые упражнения | 1 |
24 | Комбинация из элементов баскетбола | 1 |
25 | Спортивные игры (волейбол) | Техника безопасности на уроках волейбола | 1 |
26 | Комплекс ОРУ для волейбола | 1 |
27 | Верхняя прямая подача мяча | 1 |
28 | Передача мяча сверху двумя руками после движения | 1 |
29 | Передача мяча сверху над собой через сетку | 1 |
30 | Игровые упражнения | 1 |
31 | Верхняя прямая подача мяча | 1 |
32 | Прямой нападающий удар | 1 |
33 | Игровые упражнения | 1 |
34 | Прямой нападающий удар через сетку | 1 |
35 | Приём мяча снизу двумя руками | 1 |
36 | Игровые упражнения | 1 |
37 | Лыжная подготовка | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки | 1 |
38 | Комплекс ОРУ для лыжной подготовки | 1 |
39 | Скольжение без палок | 1 |
40 | Движение попеременными ходами | 1 |
41 | Работа рук при движении попеременными ходами | 1 |
42 | Прохождение дистанции до 2 км. | 1 |
43 | Движение одновременными ходами | 1 |
44 | Работа рук при движении одновременными ходами | 1 |
45 | Прохождение дистанции до 2 км. | 1 |
46 | Одновременный одношажный ход | 1 |
47 | Одновременный бесшажный ход | 1 |
48 | Прохождение дистанции до 2,5 км. | 1 |
49 | Сочетание работы рук и ног при одновременном одношажном ходе | 1 |
50 | Торможение плугом | 1 |
51 | Прохождение дистанции до 3,0 км. | 1 |
52 | Переход с попеременного хода на одновременный | 1 |
53 | Сочетание работы рук и ног при одновременном одношажном ходе | 1 |
54 | Прохождение дистанции до 3,5 км. | 1 |
55 | Переход с одновременного хода на попеременный | 1 |
56 | Торможение упором | 1 |
57 | Прохождение дистанции до 5 км. | 1 |
58 | Плавание | Техника безопасности на уроках плавания | 1 |
59 | Комплекс ОРУ лпя плавания | 1 |
60 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
61 | Скольжение по воде. Дыхание | 1 |
62 | Работа ног кролем | 1 |
63 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
64 | Работа рук кролем | 1 |
65 | Сочетание работы рук и ног | 1 |
66 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
67 | Дыхание при плавании кролем | 1 |
68 | Плавание кролем с "поплавком" | 1 |
69 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
70 | Работа ног при плавании на спине | 1 |
71 | Работа рук при плавании на спине | 1 |
72 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
73 | Дыхание при плавании на спине | 1 |
74 | Плавание на спине с "поплавком" | 1 |
75 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
76 | Работа ног при плавании брасом | 1 |
77 | Работа рук при плавании брасом | 1 |
78 | Равномерное плавание до 500 метров | 1 |
79 | Гимнастика | Техника безопасности на уроках гимнастики | 1 |
80 | Комплакс ОРУ для гимнастики | 1 |
81 | Кувырок вперёд и назад слитно | 1 |
82 | Кувырок назад в стойку ноги врозь | 1 |
83 | Кувырок назад в полушпагат | 1 |
84 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
85 | Акробатическая комбинация | 1 |
86 | Лазание по канату. Висы. | 1 |
87 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
88 | Стойка на брусьях | 1 |
89 | Переворот толчком двух ног | 1 |
90 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
91 | Опорный прыжок ноги врозь | 1 |
92 | Опорный прыжок согнув ноги | 1 |
93 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
94 | Лёгкая атлетика | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики | 1 |
95 | Комплекс ОРУ при занятиях лёгкой атлетикой | 1 |
96 | Подбор разбега. Движения рук при прыжках в высоту | 1 |
97 | Прыжок в высоту с 5-7 шагов разбега | 1 |
98 | Бег 30 метров | 1 |
99 | Бег 100 метров | 1 |
100 | Эстафетный бег. Передача эстафеты | 1 |
101 | Подбор разбега для прыжка в длину | 1 |
102 | Бег 1000 метров | 1 |
103 | Прыжок в длину с разбега | 1 |
104 | Бег 2000-3000 метров | 1 |
105 | Итоговый урок | 1 |
6. Система оценивания различных видов работ
6.1. Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс
осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая оценка за год выставляется на основании полугодовых оценок.
6.2. Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу
«5» - ставится если:
- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;
- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
«4» - выставлена тогда когда:
- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.
«3» - ставится если:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий не достаточно четкие;
- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий
«2» - получает тот кто:
- не раскрыл основное содержание учебного материала;
- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;
- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.
7. Учебно-методическое обеспечение
1. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.
2. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
А.П. Матвеев, Е.С. Палехова.
3. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.
Составитель В.И.Лях.
4. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.
Литература для учащихся
1. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.
2. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
А.П. Матвеев, Е.С. Палехова.