СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Департамент образования и науки Брянской области
Администрация Красногорского района Брянской области
МБОУ Перелазская СОШ
РАССМОТРЕНО МО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор школы
Лысенко Ж.А. Горбачева И.Д. Козлова В.А.
Протокол №1
от "31" 08 2022 г.
Протокол №1
от "31" 08 2022 г.
Приказ №
от "01" 09 2022 г.
учебного предмета
«География»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Горбачева Ирина Дмитриевна
учитель географии
с.Перелазы 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАРаздел 1. Географическое изучение Земли Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытийПредставления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работыОбозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работыОпределение направлений и расстояний по плану местности.
Составление описания маршрута по плану местности.
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работыОпределение направлений и расстояний по карте полушарий.
Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
Раздел 4. Оболочки ЗемлиТема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
ЗаключениеПрактикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИзучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||||
Раздел 1. Географическое изучение Земли | ||||||||||||
1.1. | Введение. | 2 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Приводить примеры географических объектов; | Устный опрос; | http://school- | ||||
| География - наука о |
|
|
| 13.09.2022 | процессов и явлений; |
| collection.edu/ru | ||||
| планете Земля |
|
|
|
| изучаемых различными ветвями географической науки; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| приводить примеры методов исследований; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| применяемых в географии; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| находить в тексте аргументы; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| тексте параграфа или специально подобранном тексте |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| информацию; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| подтверждающую то; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| что люди обладали географическими знаниями ещё до |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| того; |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| как география появилась как наука); |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ; |
|
|
1.2. | История | 7 | 1 | 2 | 20.09.2022 | Различать вклад великих путешественников в | Практическая работа; | https://edsoo.ru/ - |
| географических |
|
|
| 01.11.2022 | географическое изучение Земли; | Практическая работа; | Единое содержание |
| открытий |
|
|
|
| описывать и сравнивать маршруты их путешествий; | Тестирование; | общего образования |
|
|
|
|
|
| различать вклад российских путешественников и | Устный опрос; |
|
|
|
|
|
|
| исследователей в географическое изучение Земли; | ; |
|
|
|
|
|
|
| описывать маршруты их путешествий; | ; |
|
|
|
|
|
|
| характеризовать основные этапы географического |
|
|
|
|
|
|
|
| изучения Земли (в древности; |
|
|
|
|
|
|
|
| в эпоху Средневековья; |
|
|
|
|
|
|
|
| в эпоху Великих географических открытий; |
|
|
|
|
|
|
|
| в XVII—XIX вв; |
|
|
|
|
|
|
|
| современные географические исследования и открытия); |
|
|
|
|
|
|
|
| сравнивать способы получения географической |
|
|
|
|
|
|
|
| информации на разных этапах географического изучения |
|
|
|
|
|
|
|
| Земли; |
|
|
|
|
|
|
|
| сравнивать географические карты (при выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
| практической работы № 3); |
|
|
|
|
|
|
|
| представлять текстовую информацию в графической |
|
|
|
|
|
|
|
| форме (при выполнении практической работы № 1); |
|
|
|
|
|
|
|
| находить в различных источниках; |
|
|
|
|
|
|
|
| интегрировать; |
|
|
|
|
|
|
|
| интерпретировать и использовать информацию |
|
|
|
|
|
|
|
| необходимую для решения поставленной задачи; |
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе позволяющие оценить вклад российских |
|
|
|
|
|
|
|
| путешественников и исследователей в развитие знаний о |
|
|
|
|
|
|
|
| Земле; |
|
|
|
|
|
|
|
| находить в картографических источниках аргументы; |
|
|
|
|
|
|
|
| обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
| практической работы № 2); |
|
|
|
|
|
|
|
| выбирать способы представления информации в |
|
|
|
|
|
|
|
| картографической форме (при выполнении практических |
|
|
|
|
|
|
|
| работ № 1); |
|
|
|
|
|
|
|
| ; |
|
|
Итого по разделу | 9 |
| ||||||
Раздел 2. Изображения земной поверхности |
2.1. | Планы местности | 5 | 0 | 2 | 08.11.2022 | Применять понятия «план местности»; | Практическая работа; | ttps://edsoo.ru/ - Единое |
|
|
|
|
| 06.12.2022 | «аэрофотоснимок»; | Тестирование; | содержание общего |
|
|
|
|
|
| «ориентирование на местности»; | устный опрос; | образования |
|
|
|
|
|
| «стороны горизонта»; | письменный контроль; |
|
|
|
|
|
|
| «горизонтали»; | ; |
|
|
|
|
|
|
| «масштаб»; |
|
|
|
|
|
|
|
| «условные знаки» для решения учебных и (или) практико- |
|
|
|
|
|
|
|
| ориентированных задач; |
|
|
|
|
|
|
|
| определять по плану расстояния между объектами на |
|
|
|
|
|
|
|
| местности (при выполнении практической работы № 1); |
|
|
|
|
|
|
|
| определять направления по плану (при выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
| практической работы № 1); |
|
|
|
|
|
|
|
| ориентироваться на местности по плану и с помощью |
|
|
|
|
|
|
|
| планов местности в мобильных приложениях; сравнивать |
|
|
|
|
|
|
|
| абсолютные и относительные высоты объектов с |
|
|
|
|
|
|
|
| помощью плана местности; |
|
|
|
|
|
|
|
| составлять описание маршрута по плану местности (при |
|
|
|
|
|
|
|
| выполнении практической работы № 2); |
|
|
|
|
|
|
|
| проводить по плану несложное географическое |
|
|
|
|
|
|
|
| исследование (при выполнении практической работы № |
|
|
|
|
|
|
|
| 2); |
|
|
|
|
|
|
|
| объяснять причины достижения (недостижения) |
|
|
|
|
|
|
|
| результатов деятельности; |
|
|
|
|
|
|
|
| давать оценку приобретённому опыту; оценивать |
|
|
|
|
|
|
|
| соответствие результата цели (привыпонении |
|
|
|
|
|
|
|
| практической работы № 2); |
|
|
|
|
|
|
|
| ; |
|
|
2.2. | Географические | 5 | 1 | 2 | 13.12.2022 | Различать понятия «параллель» и «меридиан»; | Письменный контроль; | https://edsoo.ru/ - |
| карты |
|
|
| 10.01.2023 | определять направления; | Устный опрос; | Единое содержание |
|
|
|
|
|
| расстояния и географические координаты по картам (при | Практическая работа; | общего образования |
|
|
|
|
|
| выполнении практических работ № 1; | Самооценка с использованием " Оценочного листа"; |
|
|
|
|
|
|
| 2); | ; |
|
|
|
|
|
|
| определять и сравнивать абсолютные высоты |
|
|
|
|
|
|
|
| географических объектов; |
|
|
|
|
|
|
|
| сравнивать глубины морей и океанов по физическим |
|
|
|
|
|
|
|
| картам; |
|
|
|
|
|
|
|
| объяснять различия результатов измерений расстояний |
|
|
|
|
|
|
|
| между объектами по картам при помощи масштаба и при |
|
|
|
|
|
|
|
| помощи градусной сети; |
|
|
|
|
|
|
|
| различать понятия «план местности» и «географическая |
|
|
|
|
|
|
|
| карта»; |
|
|
|
|
|
|
|
| применять понятия «географическая карта»; |
|
|
|
|
|
|
|
| «параллель»; |
|
|
|
|
|
|
|
| «меридиан» для решения учебных и (или) практико- |
|
|
|
|
|
|
|
| ориентированных задач; |
|
|
|
|
|
|
|
| приводить примеры использования в различных |
|
|
|
|
|
|
|
| жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
| людей географических карт; |
|
|
|
|
|
|
|
| планов местности и геоинформационных систем (ГИС); |
|
|
|
|
|
|
|
| ; |
|
|
Итого по разделу | 10 |
| ||||||
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы |
3.1. | Земля - планета | 4 | 0 | 1 | 17.01.2023 | Приводить примеры планет земной группы; | Приводить примеры планет земной группы; | https://ru.wikipedia.org/- |
| Солнечной системы |
|
|
| 07.02.2023 | сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по | сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по | Википедия |
|
|
|
|
|
| заданным основаниям; | заданным основаниям; |
|
|
|
|
|
|
| связав с реальными ситуациями — освоения космоса; | связав с реальными ситуациями — освоения космоса; |
|
|
|
|
|
|
| объяснять влияние формы Земли на различие в количестве | объяснять влияние формы Земли на различие в количестве |
|
|
|
|
|
|
| солнечного тепла; | солнечного тепла; |
|
|
|
|
|
|
| получаемого земной поверхностью на разных широтах; | получаемого земной поверхностью на разных широтах; |
|
|
|
|
|
|
| использовать понятия «земная ось»; | использовать понятия «земная ось»; |
|
|
|
|
|
|
| «географические полюсы»; | «географические полюсы»; |
|
|
|
|
|
|
| «тропики»; | «тропики»; |
|
|
|
|
|
|
| «экватор»; | «экватор»; |
|
|
|
|
|
|
| «полярные круги»; | «полярные круги»; |
|
|
|
|
|
|
| «пояса освещённости»; «дни равноденствия и | «пояса освещённости»; «дни равноденствия и |
|
|
|
|
|
|
| солнцестояния» при решении задач: указания параллелей; | солнцестояния» при решении задач: указания параллелей; |
|
|
|
|
|
|
| на которых Солнце находится в зените в дни | на которых Солнце находится в зените в дни |
|
|
|
|
|
|
| равноденствий и солнцестояний; сравнивать | равноденствий и солнцестояний; сравнивать |
|
|
|
|
|
|
| продолжительность светового дня в дни равноденствий и | продолжительность светового дня в дни равноденствий и |
|
|
|
|
|
|
| солнцестояний в Северном и Южном полушариях; | солнцестояний в Северном и Южном полушариях; |
|
|
|
|
|
|
| объяснять смену времён года на Земле движением Земли | объяснять смену времён года на Земле движением Земли |
|
|
|
|
|
|
| вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к | вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к |
|
|
|
|
|
|
| плоскости орбиты; | плоскости орбиты; |
|
|
|
|
|
|
| объяснять суточное вращение Земли осевым вращением | объяснять суточное вращение Земли осевым вращением |
|
|
|
|
|
|
| Земли; | Земли; |
|
|
|
|
|
|
| объяснять различия в продолжительности светового дня в | объяснять различия в продолжительности светового дня в |
|
|
|
|
|
|
| течение года на разных широтах; | течение года на разных широтах; |
|
|
|
|
|
|
| приводить примеры влияния формы; | приводить примеры влияния формы; |
|
|
|
|
|
|
| размеров и движений Земли на мир живой и неживой | размеров и движений Земли на мир живой и неживой |
|
|
|
|
|
|
| природы; | природы; |
|
|
|
|
|
|
| устанавливать эмпирические зависимости между | устанавливать эмпирические зависимости между |
|
|
|
|
|
|
| продолжительностью дня и географической широтой | продолжительностью дня и географической широтой |
|
|
|
|
|
|
| местности; | местности; |
|
|
|
|
|
|
| между высотой Солнца над горизонтом и географической | между высотой Солнца над горизонтом и географической |
|
|
|
|
|
|
| широтой местности на основе анализа данных | широтой местности на основе анализа данных |
|
|
|
|
|
|
| наблюдений (при выполнении практической работы № 1); | наблюдений (при выполнении практической работы № 1); |
|
|
|
|
|
|
| выявлять закономерности изменения продолжительности | выявлять закономерности изменения продолжительности |
|
|
|
|
|
|
| светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний | светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний |
|
|
|
|
|
|
| на основе предоставленных данных; | на основе предоставленных данных; |
|
|
|
|
|
|
| находить в тексте аргументы; | находить в тексте аргументы; |
|
|
|
|
|
|
| подтверждающие различные гипотезы происхождения | подтверждающие различные гипотезы происхождения |
|
|
|
|
|
|
| Земли при анализе одного-двух источников информации; | Земли при анализе одного-двух источников информации; |
|
|
|
|
|
|
| предложенных учителем; | предложенных учителем; |
|
|
|
|
|
|
| сопоставлять свои суждения с суждениями других | сопоставлять свои суждения с суждениями других |
|
|
|
|
|
|
| участников дискуссии о происхождении планет; | участников дискуссии о происхождении планет; |
|
|
|
|
|
|
| обнаруживать различие и сходство позиций задавать | обнаруживать различие и сходство позиций задавать |
|
|
|
|
|
|
| вопросы по существу обсуждаемой темы во время | вопросы по существу обсуждаемой темы во время |
|
|
|
|
|
|
| дискуссии; | дискуссии; |
|
|
|
|
|
|
| различать научную гипотезу и научный факт; | различать научную гипотезу и научный факт; |
|
|
|
|
|
|
| ; | ; |
|
Итого по разделу | 4 |
| ||||||
Раздел 4. Оболочки Земли | ||||||||
4.1. | Литосфера - | 7 | 1 | 2 | 14.02.2023 | Описывать внутренне строение Земли; | Устный опрос; | https://ru.wikipedia.org/- |
| каменная оболочка |
|
|
| 28.03.2023 | различать изученные минералы и горные породы; | Контрольная работа; | Википедия |
| Земли |
|
|
|
| различать понятия «ядро»; «мантия»; «земная кора»; «мине- рал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению; распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма; землетрясений; физического; химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера»; «землетрясение»; «вулкан»; «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны; крупные формы рельефа Земли; острова различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1); приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности; России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности; решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей; изучающих литосферу; находить сходные аргументы; подтверждающие движение литосферных плит; в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности; России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников | Зачет; Практическая работа; ; |
|
|
|
|
|
|
| информации (картины; описания; географической карты) по критериям; предложенным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях; связанных с литосферой; и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи; ; |
|
|
Итого по разделу | 7 |
| ||||||
Раздел 5. Заключение | ||||||||
5.1. | Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» | 1 | 0 | 1 | 23.05.2023 | Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной; графической форме; описания); устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года; продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом; температурой воздуха; делать предположения; объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения; выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы; подбирать доводы для обоснования своего мнения; делать предположения; объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний; ; | Практическая работа;; | https://ru.wikipedia.org/- Википедия |
Итого по разделу | 1 |
| ||||||
Резервное время | 3 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 10 |
|
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Что изучает география? | 1 | 0 | 1 | 06.09.2022 | Практическая работа; ; ; ; |
2. | Географические объекты, процессы и явления. Практическая работа 1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных. | 1 | 0 | 1 | 13.09.2022 | Практическая работа; |
3. | Представления о мире в древности . Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
4. | География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Тестирование; |
5. | Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный опрос; |
6. | Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
7. | Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо- востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды). | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
8. | Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Устный опрос; |
9. | Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. | 1 | 0 | 1 | 08.11.2022 | Практическая работа; |
10. | Мы во Вселенной | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
11. | Движение Земли | 1 | 1 | 0 | 22.11.2022 | Тестирование; |
12. | Солнечный свет на Земле | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Зачет; |
13. | Практическая работа 3. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России. | 1 | 0 | 1 | 06.12.2022 | Практическая работа; |
14. | Виды изображения земной поверхности. Планы местности. | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Практическая работа; |
15. | Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности .Практическая работа 4. Определение направлений и расстояний по плану местности. | 1 | 0 | 1 | 20.12.2022 | Практическая работа; |
16. | Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Письменный контроль; |
17. | Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Устный опрос; |
18. | Практическая работа 5 Составление описания маршрута по плану местности. | 1 | 0 | 1 | 17.01.2023 | Практическая работа; |
19. | Географическая карта. Разнообразие карт. | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Устный опрос; |
20. | Градусная сетка. Параллели и меридианы. | 1 | 0 | 1 | 31.01.2023 | Практическая работа; |
21. | Географические координаты. Географическая широта. | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Письменный контроль; |
22. | Географические координаты. Географическая долгота. | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Тестирование; |
23. | Практическая работа 6: Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам. | 1 | 0 | 1 | 21.02.2023 | Практическая работа; |
24. | Проверочная работа по теме Географическая карта. | 1 | 1 | 0 | 28.02.2023 | Контрольная работа; |
25. | Литосфера. Земная кора - верхняя часть литосферы. | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Устный опрос; |
26. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
27. | Движение земной коры. Землетрясения. | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; |
28. | Движение земной коры. Вулканизм. | 1 | 0 | 1 | 04.04.2023 | Устный опрос; |
29. | Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа 7. Описание равнины по физической карте. | 1 | 0 | 1 | 11.04.2023 | Практическая работа; |
30. | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа 8. Описание горной системы по физической карте. | 1 | 0 | 1 | 18.04.2023 | Практическая работа; |
31. | Информационный проект по теме " Литосфера" (презентация) | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Зачет; |
32. | Литосфера и человек. | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Контрольная работа; |
33. | Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» | 1 | 0 | 1 | 23.05.2023 | Практическая работа; |
34. | Повторение и обобщение основных знаний. | 1 | 0 | 0 | 30.05.2023 | Письменный контроль; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 12 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКААлексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2020;
4. Поурочные разработки. География 5-6 класс. Авторы: В.В. Николина. - М.: Просвещение 2012;
;
Введите свой вариант:
География 5-6 класс. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.- М.: Просвещение, 2020
География. Атлас 5-6 класс. Автор-составитель А.В. Матвеев. - М.: Просвещение,2020
География. Контурные карты . 5 класс.Автор-составитель А.В. Матвеев. - М.: Просвещение,2020
Поурочные разработки. География 5-6 класс. Авторы: В.В. Николина. - М.: Просвещение 2012
https://ru.wikipedia.org/- Википедия
https://edsoo.ru/ - Единое содержание общего образования http://scool- collection.edu.ru/ - Единая коллекция ЦОР http://zemlj.ru/ - Планета Земля
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
Набор"Географ"