Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., г.о. Кашира, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ О.А. Юркова «02» сентября 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа» ______________________ Е.В. Олейник Приказ от «02» сентября 2019 г. №14/16-0 |
| |
Рабочая программа учебного предмета
«Геометрия»
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Шишкина Г.В.,
учитель математики
высшей квалификационной категории.
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия», 9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями приказ от 31.12.2015 № 1577), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа». Содержание рабочей программы по геометрии реализуется с помощью учебника: Геометрия 7-9 Л.С. Атанасян и др.-.:Просвещение, 2017
Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 9 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часа в год (34 учебные недели, по 2 часа в неделю). Освоение образовательной программы по учебному предмету «Геометрия» в 9 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Геометрия» к концу 9 класса.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения учебного предмета:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные УУД:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Познавательные УУД:
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Коммуникативные УУД:
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучающийся научится:
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения
Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, проводить простые вычисления на объёмных телах;
формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Обучающийся получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного,, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Содержание учебного предмета.
«Геометрия» , 9 класс
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, вычитание векторов.
Метод координат
Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение. Расстояние между точками, уравнение прямой, уравнение окружности.
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан
Длина окружности и площадь круга
Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Длина ломаной, периметр многоугольника. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Площадь круга и площадь сектора. Связь между площадями подобных фигур. Задачи на построение правильных многогранников
Движения
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Начальные сведения из стереометрии.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса
Об аксиомах планиметрии.
Повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов |
1 | Векторы | 8 |
2 | Метод координат | 10 |
3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 |
4 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
5 | Движение | 8 |
6 | Начальные сведения из стереометрии | 8 |
7 | Об аксиомах планиметрии | 2 |
8 | Повторение | 9 |
| ВСЕГО | 68 |
№ п/п | Наименование тем | Часы | Контр. работы |
1. | Векторы | 8 | |
2. | Метод координат | 10 | 1 |
3. | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 |
4. | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 |
5. | Движение | 8 | 1 |
6. | Начальные сведения из стереометрии | 8 | |
7. | Об аксиомах планиметрии | 2 | |
8. | Повторение | 9 | 1 |
| ВСЕГО | 68 | 5 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень контрольных работ
№ п/п | Вид работы, её название | Кол-во часов |
9 класс |
1 | Контрольная работа №1 «Векторы» | 1 |
2 | Контрольная работа № 2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 |
3 | Контрольная работа №3 «Длина окружности, площадь круга» | 1 |
4 | Контрольная работа № 4 «Движения» | 1 |
5 | Контрольная работа№5 «Итоговая» | 1 |
| ВСЕГО | 5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов и тем урока | Дата урока (план) | Дата урока (факт) |
| | Глава IX Векторы 8 часов | | |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Вводное повторение | 02.09- 06.09 | |
2 | 2 | Понятие вектора | |
3 | 3 | Равенство векторов | 09.09-13.09 | |
4 | 4 | Законы сложения. Сумма двух векторов | |
5 | 5 | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов | 16.09.-20.09 | |
6 | 6 | Произведение вектора на число | |
7 | 7 | Применение векторов к решению задач | 23.09.-27.09 | |
8 | 8 | Средняя линия трапеции | |
| | Глава X Метод координат 8 часов | 30.09-04.10 | |
9 | 1 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | |
10 | 2 | Координаты вектора | |
11 | 3 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 07.10.-11.10 | |
12 | 4 | Простейшие задачи в координатах | |
13 | 5 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение прямой. | 14.10.-18.10 | |
14 | 6 | Уравнение окружности. | |
15 | 7 | Контрольная работа №1 «Векторы» | 21.10.-25.10 | |
16 | 8 | Анализ контрольной работы. Решение задач | |
Глава XI Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 часов | |
17 | 1 | Синус, косинус, тангенс | 05.11.-08.11 | 2 чет |
18 | 2 | Основное тригонометрическое тождество | |
19 | 3 | Формулы для вычисления координат точки | 11.11-15.11 | |
20 | 4 | Теорема о площади треугольника | | |
21 | 5 | Теорема синусов | 18.11.-22.11 | |
22 | 6 | Теорема косинусов | |
23 | 7 | Решение треугольников | 25.11-29.11 | |
24 | 8 | Угол между векторами | |
25 | 9 | Скалярное произведение векторов | 02.12.-06.12 | |
26 | 10 | Решение задач | |
27 | 11 | Контрольная работа № 2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 09.12.- 13.12 | |
Глава XII Длина окружности и площадь круга 14 часов | |
28 | 1 | Анализ контрольной работы .Правильный многоугольник. | |
29 | 2 | Окружность , описанная около правильного многоугольника. | 16.12.-20.12 23.12.-27.12 | |
30 | 3 | Диагностическая работа | |
31 | 4 | Анализ диагностической работы. | |
32 | 5 | Окружность , вписанная в правильный многоугольник | |
33 | 6 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | III четверть 13.01.-17.01 | |
34 | 7 | Длина окружности | |
35 | 8 | Площадь круга | 20.01.-24.01 | |
36 | 9 | Площадь кругового сектора | |
37 | 10 | Решение задач на нахождение площади круга и кругового сектора | 27.01.- 31.01 | |
38 | 11 | Решение задач на вычисление площадей правильных многоугольников | |
39 | 12 | Решение задач | 03.02.-07.02 | |
40 | 13 | Решение задач. Обобщение | |
41 | 14 | Контрольная работа №3 «Длина окружности, площадь круга» | 10.02-14.02 | |
| | Глава XIII Движения 8 часов | |
42 | 1 | Анализ контрольной работы .Отображение плоскости на себя | |
43 | 2 | Понятие движения | 17.02.-21.02 | |
44 | 3 | Решение задач | |
45 | 4 | Параллельный перенос | 24.02.-28.02 | |
46 | 5 | Поворот | |
47 | 6 | Решение задач | 02.03-06.03 | |
48 | 7 | Решение задач, обобщение | |
49 | 8 | Контрольная работа № 4 «Движения» | 09.03.-13.03 | |
Глава XIV Начальные сведения из стереометрии 8 часов | |
50 | 1 | Анализ контрольной работы .Предмет стереометрии. Многогранники | |
51 | 2 | Призма | 16.03.-20.03 | |
52 | 3 | Параллелепипед | |
53 | 4 | Пирамида | 30.03.-03.04 | 4 чет |
54 | 5 | Тела вращения | |
55 | 6 | Цилиндр | 06.04.-10.04 | |
56 | 7 | Конус | |
57 | 8 | Сфера и шар | 13.04.-17.04 | |
| | Об аксиомах планиметрии 2 часа | |
58 | 1 | Аксиомы планиметрии | |
59 | 2 | Об аксиомах планиметрии | 20.04.-24.04 | |
| | Повторение 9 часов | |
60 | 1 | Треугольники. Решение задач | |
61 | 2 | Четырехугольники. Решение задач | 27.04.-01.05 | |
62 | 3 | Подобие. Решение задач | |
63 | 4 | Площадь. Решение задач | 04.05.-08.05 | |
64 | 5 | Окружность. Решение задач | |
65 | 6 | Контрольная работа№5 «Итоговая» | 11.05.-15.05 | |
66 | 7 | Анализ контрольной работы. Решение тестов за курс основной школы | |
67 | 8 | Решение тестов за курс основной школы. | 18.05.-22.05 | |
68 | 9 | Решение тестов за курс основной школы. | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
учителей естественно-математического
цикла и физкультуры
от «30 » августа 2019 г. №1.