Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
1. Информатика. 8 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лаишевская средняя школа» учебный предмет информаьтка является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю).
Главная цель изучения предмета «Информатика» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Изучение информатики в 8 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно–исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы | Количество часов |
1. | Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях – 7 часов. | Как устроена компьютерная сеть | 1 |
Практическая работа «Как устроена компьютерная сеть» | 1 |
Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей | 1 |
Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 |
Интернет и Всемирная паутина | 1 |
Способы поиска в Интернете | 1 |
Итоговое тестирование по теме "Передача информации в компьютерных сетях" | 1 |
2. | Раздел 2. Информационное моделирование – 6 часов. | Что такое моделирование. Графические информационные модели | 1 |
Табличные модели | 2 |
Информационное моделирование на компьютере | 2 |
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование» | 1 |
3. | Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов. | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | 1 |
Назначение СУБД.Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | 1 |
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | 1 |
Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 |
Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 |
Логические операции. Сложные условия поиска | 1 |
Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 |
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 |
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 |
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 2 |
4. | Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере – 11 часов. | Системы счисления. Двоичная система счисления. | 2 |
Представление чисел в памяти компьютера | 1 |
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. | 1 |
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | 1 |
Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | 1 |
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | 1 |
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | 1 |
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | 1 |
Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | 1 |
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 |
5. | Раздел 5. Повторение | Итоговый тест по курсу 8 класса | 1 |
Повторение | 1 |
Повторение | 1 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата план | Дата факт | Корректировка |
Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях – 7 часов. |
-
| Как устроена компьютерная сеть | 1 | изучение нового материала | | | |
-
| Практическая работа «Как устроена компьютерная сеть» | 1 | изучение нового материала | | | |
-
| Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Интернет и Всемирная паутина | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
Раздел 2. Информационное моделирование – 6 часов. |
-
| Что такое моделирование. Графические информационные модели | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Табличные модели | 2 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Информационное моделирование на компьютере | 2 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование» | 1 | Контроль знаний | | | |
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов. |
-
| Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Назначение СУБД.Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Логические операции. Сложные условия поиска | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 2 | контроль знаний | | | |
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере – 11 часов. |
-
| Системы счисления. Двоичная система счисления. | 2 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
21. | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
22. | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
23. | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
24. | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
25. | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
26. | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
27. | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
28. | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
29. | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | контроль знаний | | | |
Раздел 5. Повторение |
30. | Итоговый тест по курсу 8 класса | 1 | контроль знаний | | | |
31. | Повторение | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
32-35 | Повторение | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |