Рабочая программа
учебного предмета «История» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета « История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ Радужненской СОШ и авторских программ А. Вигасина – Г.И. Годер: «Всеобщая история. История Древнего мира» (М.: «Просвещение», 2014г.), « История России» А.А. Данилова, О.Н. Журавлёвой, И.Е.Барыкиной 6-10 классы - М.: «Просвещение», 2019 к предметной линии учебников Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова под редакцией А.В. Торкунова.
В соответствии с учебным планом МОУ Радужненской СОШ на изучение истории в 6 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебных недели. Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «Всеобщая история» (история Средних веков) рассчитан на 28 часов, курс Истории Отечества 6 класса рассчитан на 40 часов.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
Результаты обучения и усвоения содержания курса История Средних веков
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Обучающийся получит возможность для формирования:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
уважения прав и свобод человека.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
умение формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, конспект), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
умение привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач.
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
готовности к сотрудничеству в групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
•определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
• использовать историческую карту как источник информации о расположении Средневековых цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Средневековья;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в Средние века, памятники средневековой культуры; рассказывать о событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства средневековых обществ (с использованием понятий «королевство», «империя», «закон» и др.; б) положения основных групп населения в европейских и восточных обществах (правители и подданные, вассалы и сеньоры); в) религиозных верований людей, о роли церкви в Средние века;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников средневековой культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям средних веков.
Обучающийся получит возможность научиться:
•давать характеристику общественного строя средневековых государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния средневекового искусства на окружающую среде;
•высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия средневековых обществ в мировой истории.
Результаты обучения и усвоения содержания курса История России 6 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявлений эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважения к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
• умение планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• умение собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• умение использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• умения ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• умения определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
•определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
• использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий в истории России;
• определять и аргументировать своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории России;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни народов населявших наше Отечество, памятники средневековой культуры Руси;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства ; б) положения основных групп населения в ; в) религиозных верований людей, о роли церкви в истории Руси;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников отечественной культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия.
Обучающийся получит возможность научиться:
•давать характеристику ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде;
•высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия нашей страны в мировой истории.
Содержание учебного предмета
История Средних веков (28ч.)
Введение (1ч) Живое Средневековье
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 ч.)
Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Карл Мартелл. Феод и феодал. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Феодальная лестница. Норманнские завоевания.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. (2 ч.)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабский халифат. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Развитие арабской культуры Ибн Сина, Альгамбра.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)
Феодальное землевладение (феодальная вотчина). Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
Причины быстрого роста городов в Средневековье. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Оживление торговых отношений. Торговые пути.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (2ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в (XI—XV вв.) (6 ч.)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Кризис европейского сословного общества в XIV—XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера. Укрепление королевской власти в XVв. Начало и завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия XII-XVвв.
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (2ч)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания турок-османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3 ч.)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Образ жизни народов Централь ной Африки. Государства Африки, их устройство и культура. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Итоговое повторение (1ч) Наследие средних веков в истории человечества.
История России
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40ч.)
Введение(1ч.)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема 1: Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч.) Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Вели кого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финноугры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.28 Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальне- го Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и фин но-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Тема 2: Русь в 11- первой половине 12 в. (11ч.) Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружи- на, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя
политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Русь в конце X — начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Тема 3:Русь в середине ХII — начале XIII в. (5ч.) Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Тема 4: Русские земли в середине XIII — XIV в. (10ч.) Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.30 Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политика государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Мо сквы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Тема 5: Формирование единого Русского государства (8ч.) Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков 31 в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие обще - русского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Календарно - тематическое планирование
№ | Темы уроков. | Кол-во часов | Сроки проведения |
По плану | По факту |
1. | Введение. Живое Средневековье. | 1 | | |
| Тема 1: Становление средневековой Европы (6-11вв.) | 4 | |
2. | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в раннее Средневековье. §1-2 | 1 | | |
3. | Возникновение и распад империи Карла Великого. §3 | 1 | | |
4. | Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11вв.. §4 | 1 | | |
5. | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. §5 | 1 | | |
| Тема 2: Византийская империя и славяне в 6-11вв | 2 | |
6. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. §6 -7 | 1 | | |
7. | Образование славянских государств. §8 | 1 | | |
| Тема 3:Арабы в 6-11вв. | 1 | |
8. | Возникновение ислама. Арабский Халифат и его распад. Культура стран халифата. §9 -10 | 1 | | |
| Тема 4: Феодалы и крестьяне. | 2 | |
9. | Средневековая деревня и её обитатели. §11 | 1 | | |
10. | В рыцарском замке. §12 | 1 | | |
| Тема 5: Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | |
11. | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. §13 | 1 | | |
12. | Торговля в Средние века. §14 | 1 | | |
| Тема 6: Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы. | 2 | |
13. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. §15 | 1 | | |
14. | Крестовые походы. §16 | 1 | | |
| Тема 7: Образование централизованных государств в Западной Европе 11-15 вв. | 6 | |
15. | Как происходило объединение Франции. §17 | 1 | | |
16. | Что англичане считают началом своих свобод.§18 | 1 | | |
17. | Столетняя война.§19 | 1 | | |
18. | Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии.§20 | 1 | | |
19. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.§21 | 1 | | |
20. | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках.§22 | 1 | | |
| Тема 8: Славянские государства и Византия в 14-15 вв. | 2 | |
21. | Польша и Чехия в 14-15 веках. § 23 | 1 | | |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 24 | 1 | | |
| Тема 9: Культура Западной Европы в Средние века. | 3 | |
23. | Образование и философия. Средневековая литература. § 25 | 1 | | |
24. | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. § 26-27 | 1 | | |
25. | Научные открытия и изобретения. | 1 | | |
| Тема 10: Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. | 2 | |
26. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.§28 | 1 | | |
27. | Государства и народы доколумбовой Америки. | 1 | | |
28. | Итоговое повторение. Наследие Средних веков в истории человечества. | 1 | | |
№ | Темы уроков. | Кол-во часов. | Сроки проведения |
По плану | По факту |
| | | | |
1. | Наша Родина - Россия | 1 | | |
| Тема 1:Народы и государства на территории нашей страны. | 5 | | |
2. | Древние люди и их стоянки на территории современной России. §1 | 1 | | |
3. | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | | |
4. | Образование первых государств. §2 | 1 | | |
5. | Восточные славяне и их соседи. §3 | 1 | | |
6. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 | | |
| Тема 2: Русь в 9- в 1 половине 12вв. | 11 | | |
7. | Первые известия о Руси. §4 | 1 | | |
8. | Становление Древнерусского государства. §5 §7 | 2 | | |
9. | Становление Древнерусского государства. | | | |
10. | Правление князя Владимира. Крещение Руси. §6 | 1 | | |
11. | Русское государство при Ярославе Мудром. §7 | 1 | | |
12. | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. §8 | 1 | | |
13. | Общественный строй и церковная организация на Руси. §9 | 1 | | |
14. | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. §10 | 1 | | |
15. | Повседневная жизнь населения. §11 | 1 | | |
16. | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | | |
17. | Урок истории и культуры родного края в древности. | 1 | | |
| Тема3: Русь в середине 12- начале 13 вв. | 5 | | |
18. | Политическая раздробленность в Европе и на Руси.§12 | 1 | | |
19. | Владимиро-Суздальское княжество. §13 | 1 | | |
20. | Новгородская республика. §14 | 1 | | |
21. | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | | |
22. | Повторительно-обобщающий по теме: Русь в 12-13 вв. | 1 | | |
| Тема 4: Русские земли в середине 13 – 14 вв. | 10 | | |
23. | Монгольская империя и изменения политической картины мира § 15 | 1 | | |
24. | Батыево нашествие на Руси §16 | 1 | | |
25. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. §17 | 1 | | |
26. | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. §18 | 1 | | |
27. | Литовское государство и Русь. § 19 | 1 | | |
28. | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. § 20 | 1 | | |
29. | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. §21 | 1 | | |
30. | Развитие культуры в русских землях во 2 половине 13-14вв. §22 | 1 | | |
31. | Родной край в истории и культуре Руси. | 1 | | |
32. | Повторительно-обобщающий по теме: Русские земли в 13-14 вв. | 1 | | |
| Тема 5: Формирование единого Русского государства. | 8 | | |
33. | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15в. §23 | 1 | | |
34. | Московское княжество в первой половине 15 в. §24 | 1 | | |
35. | Распад Золотой Орды и его последствия. §25 | 1 | | |
36. | Московское государство и его соседи во второй половине 15 в. §26 | 1 | | |
37. | Русская православная церковь в 15- начале 16 в. | 1 | | |
38. | Человек в Российском государстве во второй половине 15 в. | 1 | | |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | | |
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Формирование единого Русского государства. | 1 | | |
| |
| |