Приложение 2 к ООП ООО
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лисянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ Лисянская СОШ
гуманитарного цикла _________ Деревянкина С.Е. _______________ Кириченко Е.В.
Протокол №_1_ от «30» августа2021г. «30» августа 2021г. «30» августа 2021г.
Руководитель МО _______Рудакова Н.А.
Приказ №47 от 30.08.2021г.
Рабочая программа
учебного предмета
«История России»
8 класс
УМК:История России.Учебник. 8 класс. Н.М.Арсентьев,А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. 2 части. М.: «Просвещение», 2018.
на 2021-2022 учебный год
Учитель истории и обществознания
Меланьин В.Н.
с. Лиски - 2021г.
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях
и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий
и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути
и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета ( 53ч)
Россия в эпоху преобразования Петра I
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота,
рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си-стемы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения,
особенности питания
Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Раздел | Кол-во час | Кол-во к/р |
1 | Введение | 1 | 0 |
2 | Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I | 18 | 1 |
3 | Глава 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 8 | 1 |
4 | Глава 3. Российская империя при Екатерине II | 9 | 1 |
5 | Глава 4. Россия при Павле I | 4 | 1 |
6 | Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 10 | 1 |
7 | Повторение | 2 | 1 |
8 | Защита проеков | 1 | 0 |
| Всего: | 53 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
П | Ф |
1. | Введение | 6.09 | |
Глава 1.Россия в эпоху преобразования Петра I |
2. | Россия и Европа в конце XVII в. | 13.09 | |
3. | Предпосылки Петровских реформ. | 20.09 | |
4. | Начало правления Петра I | 27.09 | |
5. | Великая Северная война 1700—1721 гг. | 4.10 | |
6. | Великая Северная война 1700—1721 гг. | 11.10 | |
7 | Великая Северная война 1700—1721 гг. | 18.10 | |
8. | Реформы управления Петра I | 1.11 | |
9. | Экономическая политика | 8.11 | |
10. | Российское общество в Петровскую эпоху | 15.11 | |
11. | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 22.11 | |
12. | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 29.11 | |
13 | Оппозиция реформам | 6.12 | |
14. | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 13.12 | |
15. | Перемены в культуре .России в годы Петровских реформ. (Урок-презентации) | 20.12 | |
16. | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 27.12 | |
17. | Значение петровских преобразований в истории страны | 17.01 | |
18. | Поу по теме «Россия в эпоху преобразования Петра I». | 19.01 | |
19. | Контрольная работа №1 по теме «Россия в эпоху преобразования Петра I» | 24.01 | |
Глава 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов |
20 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | 26.01 | |
21. | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). | 31.01 | |
22. | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) ( Урок – мини проектов) | 2.02 | |
23. | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | 7.02 | |
24. | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 9.02 | |
25. | Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. | 14.02 | |
26 | Поу по теме «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов» | 16.02 | |
27. | Контрольная работа №2 по теме «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов» | 21.02 | |
Глава 3. Российская империя при Екатерине II |
28. | Россия в системе международных отношений | 23.02 | |
29. | Внутренняя политика Екатерины II | 28.02 | |
30. | Экономическое развитие России при Екатерине II | 2.03 | |
31. | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 7.03 | |
32. | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II (Урок-дискуссия) | 9.03 | |
33. | Внешняя политика Екатерины II | 14.03 | |
34. | Начало освоения Новороссии и Крыма | 16.03 | |
35 | Поу по теме «Российская империя при Екатерине II» | 4.04 | |
36. | Контрольная работа №3 по теме «Российская империя при Екатерине II» | 6.04 | |
Глава 4. Российская империя при Павле I |
37. | Внутренняя политика Павла I | 11.04 | |
38. | Внешняя политика Павла I | 13.04 | |
39 | Поу по теме« Российская империя при Павле I» | 18.04 | |
40 | Контрольная работа №4 по теме« Российская империя при Павле I» | 20.04 | |
Глава 5. Культурное пространство Российской империи в 18 в. |
41 | Общественная мысль, публицистика, литература. | 25.04 | |
42 | Образование в 18 веке | 27.04 | |
43 | Российская наука и техника. | 2.05 | |
44 | Русская архитектура. | 2.05 | |
45 | Живопись и скульптура. | 4.05 | |
46 | Музыкальное и театральное искусство. | 4.05 | |
47 | Народы России в 18 веке. | 9.05 | |
48 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 11.05 | |
49 | Поу по теме« Культурное пространство Российской империи в 18 в. » | 16.05 | |
50 | К/р №5по теме« Культурное пространство Российской империи в 18 в. » | 18.05 | |
51 | Повторение | 23.05 | |
52 | Итоговая контрольная работа по курсу | 25.05 | |
53. | Защита проектов. | 30.05 | |