Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2016 № 500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 3д класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Бондаренко Наталья
Михайловна
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом основной образовательной программы ОУ, авторской программы по изобразительному искусству /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2010 год.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Общая характеристика курса.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, возможно проведение занятий- экскурсий.
Рисование с натуры(рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать простым карандашом, цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, кистью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы— это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание на основу).Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, соленое тесто -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Место курса в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч.
Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс — 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Результаты изучения курса «Изобразительное искусство».
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре другихнародов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс (34 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета вцвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, животных, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению (19 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках
общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка (3 ч)
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И.Чёрное море; Феодосия. Закат солнца
Алексеев Ф.Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794 год
Бубнов А.Утро на Куликовом поле.
Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля.
Васильев Ф.После грозы; Кучевое облако.
Васнецов А.Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всех святский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века.
Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи-ребята; Снегурочка и Лель.
Врубель М.Интерьеры усадьбы Абрамцево.
Герасимов С.Лёд прошёл.
Дейнека А.Вечер; Тракторист.
Дубовской Н.Родина.
Дюрер А.Кролик.
Зверьков Е.Весна. Сельский пейзаж.
Иванов А.Ветка.
Иллюстрации к детским книгам В. Алфеевского,Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева и Э. Булатова, П. Виноградовой, А. Волынской,Н. Гольца, Г. Дмитриевой, В. Конашевича, А. Кошкина, П. Кузьмина, И. Латинского, В. Лебедева, Э. Лисснера, Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е.Чарушина, Д.Шмаринова, С. Ярового.
Корин П.Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Куинджи А.Облака; Полдень. Стадо в степи.
Кукунов М.Леопард; Лев; Сова; Волк.
Кустодиев Б.Масленица.
Левитан И.Вечер. Золотой Плёс; Озеро. Русь.
Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия.
Маковский К.Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой; Боярский свадебный пир в XVII веке.
Мартос И.Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Моне К.Автопортрет; Сад художника в Ветёе; Кувшинки; Белые кувшинки. Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель-Иле.
Мухина В.Рабочий и колхозница.
Пластов А.Жатва; Ужин трактористов; Мама.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна.
Репин И.Портрет В. А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова.
Рерих Н.Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель.
Серов В.Октябрь. Домотканово; Портрет И. И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет».
Сомов К.Занавес для свободного театра в Москве; Арлекин и дама; Арлекин и смерть; Язычок Коломбины.
Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы.
Ткачёвы А. и С.Матери.
Тропинин В.Кружевница
Шишкин И.Травки; Последние лучи.
Яблонская Т.Хлеб.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство во 3 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения
Предметные результаты:
углубить знания о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
Учащиеся научатся:
различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Виды учебной деятельности учащихся:
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе, в 2016-2017 учебном году.
№ п/п, дата | Дата | Дата | Тема урока | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Вид конт- роля | До-маш-нее зада-ние |
План | Факт. | Предметные результаты | УУД Личностные результаты |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ. Мой прекрасный сад. | Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете; материалами и инструментами для уроков ИЗО, учиться работать по памяти и представлению | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К. формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | теку- щий | Учебник стр.4-7 Сухие листья гуашь, акварель, черный лист бумаги |
2 | | | Рисование по представлению «Летние травы» | Научиться выполнять отпечатки осенних листьев акварелью или гуашью, развивать творческие навыки. | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К. формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | опрос | Учебник стр.8-9 |
3 | | | Рисование по представлению «Насекомые» | Научиться рисовать насекомых, объединяя их в композицию «На лугу». | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К. формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Сам.работа | Учебник стр.10-11, гуашь |
4 | | | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах» | Познакомиться со схемами размещения букетов на подносах, научиться выполнять элементы жостовской росписи. | Л.формировать чувство красоты окружающего мира. Р.определять и формулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках. | Работа по образцу | Учебник стр.12-15 Пластилин, гуашь |
5-6 | | | Лепка «Осенние фантазии».Декоративная ра-бота «Роспись сервиза» | Учиться конструировать из пластилина предметы сервиза. Расписывать сервиз гуашью. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.формулирует собственное мнение и позицию; | Сам.работа | Учебник стр.16-19 |
7 | | | Рисование с натуры«Осенний букет»Декоративная работа «Роспись сервиза» | Научиться рисовать листья клена и дуба акварельными красками. | Л.формировать чувство красоты окружающего мира. Р.определять и формулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках. | Устный оп-рос | Учебник стр.20-21 |
8 | | | Рисование с натуры «Ваза с осенними ветками» | Научиться грамотно располагать группу предметов, определять их пропорции и форму, передать соответствующую окраску. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Уст-ный оп-рос | Учебник стр.22-25 |
9 | | | Художественное конструирование и дизайн «Линии и пространство» | Научиться создавать линейную композицию пейзажа. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь | Упр. | Учебник стр.26-27 |
10 | | | Рисование по представлению «Портрет красавицы осени» | Научится создавать динамичный образ красавицы осени, используя оттенки красного цвета. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь | Сам.работа | Учебник стр.28-29 |
11-12 | | | Рисование на тему «Труд людей осенью» | Учиться выполнять наброски людей в движении, определять сюжет композиции, передавать динамику в композиции. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Сам.работа | Учебник стр.36-40 |
13 | | | Рисование по памяти «Дорогие сердцу места» | Познакомиться с понятием «линия горизонта», учиться передавать воздушную перспективу в пейзаже. | Л.формировать чувство красоты окружающего мира. Р.определять и формулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках. | Опрос | Учебник стр.30-33 |
14 | | | Рисование с натуры «Машины на службе человека» | Учиться выполнять конструкторский рисунок любого вида транспорта. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Сам.работа | Учебник стр.34-35 |
15 | | | Рисование по памяти и представлению «Мы рисуем животных» | Научиться создавать образ домашнего животного в покое или в движении с соответствующей окраской | Л.самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения; развитие умений анализиро-вать цветовую окраску животных, наблюда-тельности, внимания; воспитание любви к животному миру, аккуратности. Р.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по пред-ложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информа-цию, полученную на уроке; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.42-43 пластилин |
16 | | | Лепка животных | Научиться правилам работы с пластилином, лепить животных по памяти и представлению. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Сам.работа | Учебник стр.44-45 |
17 | | | Иллюст-рирование «Животные на страницах книг» | Научиться строить композицию, выделяя в ней главное размером и цветом, детально прорисовывать героев сюжета | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке; слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.46-47 |
18 | | | Рисование по памяти «Где живут сказочные герои» | Научиться выполнять конструктивный рисунок домика сказочного героя, передавать фактуру материала домика. Научиться выполнять конструктивный рисунок замка на основе геометрических тел, передавать фактуру материала замка. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р. с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.48-51 Гуашь |
19 | | | Декоративное рисование «Сказочные кони» | Знать характерные особенности городецкой росписи, учиться выполнять роспись изделия с композиционным центром-изображением коня. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развитие воображения, художественного вкуса. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунок, художественные образы. К.формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Работа по образцу | Учебник стр.52-53 |
20 | | | Иллюстри-рование «По дорогам сказки» | Выполнить рисунок понравившегося эпизода к сказке, передать внешнее сходство героев и свое отношение к ним | Л.самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы Общечеловеческих нравственных ценностей); Р.с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; Проговаривать последовательность действий на уроке; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию. К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других. | Сам. Рабо-та | Учебник стр.54-57 |
21 | | | Художественное конструирование и дизайн «Сказочное перевоплощение» | Учиться создавать образ персонажа в карнавальном костюме в цвете, используя контрастные триады. | Л.развитие творческого воображения; воспитание бережного отношения к народным традициям; аккуратности. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Сам. Рабо-та | Учебник стр.58-61 |
22 | | | Рисование на тему «Дорогая моя столица!» | Научиться последовательно работать над тематическим рисунком, выбирать сюжет для рисования, строить композицию, передавать настроение через теплую или холодную гамму. | Л.учебно-познавательный интерес к ново-учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитание любви к Родине и ее историческому прошлому. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.64-67 |
23 | | | Рисование на тему «Звери и птицы в городе» | Научиться строить композицию, выделяя в ней главное размером и цветом, детально прорисовывать героев сюжета. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке; слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.68-69 |
24 | | | Лепка «Видит терем расписной» | Учиться выполнять макет сказочного города из пластилина и бросового материала. | Л.развитие творческого воображения; воспитание бережного отношения к архитектурным памятникам; аккуратности. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Коллективная работа | Учебник стр.70-73 |
25 | | | Иллюстрирование «Создаем декорации» | Учиться выполнять эскиз декорации к русской народной сказке по выбору учащихся | Л.развитие творческого воображения; воспитание бережного отношения к народному фольклеру; аккуратности. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунок, художественные образы. К.осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Сам.работа | Учебник стр.74-77 |
26 | | | Рисование на тему «Великие полководцы России» | Учиться выполнять композицию на тему «Слава русского воинства» | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитание любви к Родине и ее историческому прошлому. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.78-81 |
27 | | | Декоративное рисование «Красота в умелых руках» | Знать характерные особенности изготовления русских шалей, придумать эскиз росписи салфетки, используя схемы павло-посадских шалей. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развитие воображения, художественного вкуса. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунок, художественные образы. К.формулирует собственное мнение; задаёт вопросы, для организации деятельности. | Сам.работа | Учебник стр.82-83 |
28 | | | Рисование по памяти «Самая любимая» | Учиться выполнять портрет мамы, отражая в портрете ее профессию, любимые занятия, передавая характер, внутренний мир героини. | Л. воспитание любви и уважения к близким, душевной теплоты. Р.учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – художественные образы. К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в изделиях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Сам.работа | Учебник стр.84-87 Цв.картон и цв.бумага, ножницы, клей |
29 | | | Художественное конструирование и дизайн «Подарок маме-открыт-ка» | Научиться разрабатывать конструкцию поздравительной открытки, определять ее художественное решение, сочинить оригинальное пожелание. | Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитание любви к близким. Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. П. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.88-89 Стих «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Не-красова |
30 | | | Иллюстрирование «Забота человека о животных» | Научиться выполнять линейно-конструктивный рисунок зайца, кролика. | Л.развитие умений анализировать цветовую окраску животных, наблюдательности, внимания; воспитание любви к животному миру, аккуратности. Р.с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке; слушать и понимать речь других. | Работа по образцу | Учебник стр.90-93 |
31 | | | Тематическое рисование «Полет на другую планету» | Научиться составлять композицию космического пространства; выполнять работу в контрастном колорите; иметь представление об освоении космоса. | Л.воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов в освоении космоса; Р. учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составленному с учителем плану; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – художественные образы. К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Обсуж-дение компози-ций | Учебник стр.96-97 |
32 | | | Рисование с нату-ры «Весе-нняя веточка» | Научиться передаче пространственного положения ветки вербы (березы), умению анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску. | Л.самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания; воспитание любви к красоте весенней природы родного края, Родины; Р.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. | Сам. Работа | Учебник стр.108-109 |
33 | | | Рисование на темы «Красота моря» | Научиться создавать образ спокойного или бурного моря, составить композицию и выполнить цветовое решение. | Л.самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания; воспитание любви к красоте природы; Р.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других. | Сам.работа | Учебник стр.112-115 |
34 | | | Рисование с натуры «Облака» | Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. | Л.самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения; Р.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках ,слушать и понимать речь других. | Кол-лек-тив-ноеобсу-жде-ние | Учебник стр.118-119 |
Типы уроков и их сокращение:
УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний, УЗНЗВУ - урок закрепления новых знаний и выработки умений, УКИЗ - урок комплексного использования знаний, УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний, УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний,
КУ- комбинированный урок.
Методические пособия для учащихся:
1.Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2011.
2.Рабочая тетрадь для 1 класс к учебнику «Изобразительное искусство». В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2011.
3.Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2013 .
4.Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство» В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2011.
5.Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2014.
6.Рабочая тетрадь для 3 класс к учебнику «Изобразительное искусство» В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2012.
7.Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин – М.: «Дрофа», 2010 г.
8.Рабочая тетрадь для 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство» В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2013.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Авт.- сост. О.В. Павлова - Волгоград: «Учитель», 2006.
2.Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Авт.-сост. Л.М. Садкова - Волгоград: «Учитель», 2006.
3.Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Авт.-сост. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2006.
4.Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина. Авт.-сост. С.И. Доля. - Волгоград: «Учитель», 2006.
5.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Обучение приемам художественно-творческой деятельности. Авт.-сост. О.В. Павлова.-Волгоград: »Учитель», 2008г.
6.Изобразительное искусство. Упражнения, задания, тесты. 1-4 классы. Авт.-сост. О.В. Свиридова. .-Волгоград: »Учитель», 2009 г.
7. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. 1-8 классы. Авт.-сост. З.А. Степанчук и др.Волгоград: »Учитель», 2009.
8.Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искусство. 1-8 классы. По программе В.С. Кузина. Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: »Учитель», 2012.
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа» 2010.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru