СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для обучающихся (3-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство как школьный учебный  предмет являеся основным для коррекционных школ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для обучающихся (3-4 классы)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Игнатовская основная общеобразовательная школа» Людиновского района Калужской области

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического совета

Протокол №__

от «__»______________2018г

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебновоспитательной работе

______________ Е.А. Попкова

«______»________________2018г

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для обучающихся

с интеллектуальными нарушениями

3-4 классы срок реализации 2года

Разработчик: Юденко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

д. Игнатовка 2018г

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Адаптированная программа по предмету «Изобразительное искусство» для детей с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2017 года).

Нормативно – правовое обеспечение:

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ст.2 п.22; ст.12 п.1,5; ст.28 п.26; ст. 47

п.3 п.п.5; ст.48 п.1п.п.1);приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Перечень нормативных документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой М.; «Просвещение», 2017.

Положение о рабочей программе учебного предмета, внеурочной деятельности, курса по выбору в МКОУ «Игнатовская основная школа» Учебный план МКОУ «Игнатовская основная школа».

Устав МКОУ «Игнатовская основная школа»

УМК: Авторы: . М.Ю. Роу, М. А. Зыкова, «Изобразительное искусство» 3-4 класс, М.

«Просвещение», 2018.

Предметная область: изобразительное искусство

Цели учебного предмета: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами.

Сроки реализации программы: 2 года

Количество часов: 68

3 класс

4 класс

34 учебные недели

34 учебные недели

1 ч в неделю

1 ч в неделю

34 часов в год

34 часов в год

Основные принципы отбора материала

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2017 года. Курс «Русский язык» в образовательной системе обеспечен:

3класс М.Ю. Роу, М. А. Зыкова, «Изобразительное искусство» 3 класс, М.

«Просвещение», 2018.

4 класс, М.Ю. Роу, М. А. Зыкова, «Изобразительное искусство» 4 класс, М.

«Просвещение», 2018 Логика структуры программы

Программа по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: -способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; -содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; -дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

-знакомить с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-развивать у речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основные направления коррекционной работы:

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  2. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  3. развитие высших психических функций;

  4. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Структурно и содержательно программа неразрывно связана с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства".

Планируемые результаты ичностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

(3-4 классы)

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по

изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.В результате изучения курса «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству, - Формирование представлений о добре и зле.

  • Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; Метапредметные результаты.

  • Понимание учебной задачи. Определение последовательности действий.

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.

Предметные.

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание по учебному предмету

Количество часов

Название раздела

Количество часов

Всего

3 кл

4 кл

Рисование с натуры

32

16

16

Декоративное рисование

16

8

8

Рисование на темы

10

5

5

Беседы об изобразительном искусстве

10

5

5

ИТОГО

68

34

34

Основные вопросы, изучаемые в каждой теме

3 класс 34 ч

Подготовительные упражнения (5ч.)

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

Декоративное рисование (8ч.)

Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование с натуры (15ч.)

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

Рисование на тему «Нарядная елка».

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма).

Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Рисование на темы (6ч.)

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.)

Основные вопросы, изучаемые в каждой теме

4 класс 34 ч

В мире изобразительного искусства (5ч)

Красота родной природы в творчестве русских художников. Тематический рисунок

«Летний пейзаж»

Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке» Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.

Беседа. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками

Декоративное рисование (8ч.)

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

Тематическое рисование: Моя улица», «Мой двор», Образ человека в произведениях изобразительного

Рисование животных с натуры и по представлению Рисование птиц с натуры и по представлению.

Сказка в декоративном искусстве. Декоративно- прикладное творчество

Рисование на темы (6ч.)

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Тематическое рисование

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению» Рисование с натуры (15ч.)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Обучающиеся должны уметь:

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой ( косой, по форме);

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов ( цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов ( узоров);

  • анализировать свой рисунок и рисунки товарища ( по отдельным вопросам учителя);

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине

  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Тематическое планирование
  1. класс

п/п

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

1

Дорогой друг!

1ч.

2

Искусство в твоем доме

8ч.

3

Искусство на улицах твоего города

7ч.

4

Художник и зрелище

5

Художник и музей

10ч

Итого:

34 ч.

  1. класс

п./п.

Тема

Количество часов

1

Декоративное рисование

6

2

Рисование с натуры.

15

3

Рисование на темы.

9

4

Беседы об изобразительном искусстве

4

Итого:

34 ч.

Календарно – тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

Мастера Изображения Постройки и Украшения.

Художественные материалы.

2

Твои игрушки.

3

Посуда у тебя дома.

4

Обои и шторы у тебя дома.

5

Мамин платок.

6

Твои книжки.

7

Твои книжки.

8

Поздравительная открытка.

9

Труд художника для твоего дома.

10

Памятники архитектуры.

11

Витрины на улицах.

12

Парки, скверы, бульвары.

13

Ажурные ограды.

14

Волшебные фонари.

15

Удивительный транспорт.

16

Труд художника на улицах твоего города.


17

3 четверть

Художник в цирке.


18

Художник в театре.


19

Театр кукол.


20

Театр кукол.


21

Маска.


22

Афиша и плакат.


23

Праздник в городе.


24

Школьный карнавал.


25

Музей в жизни города.


26

Картина – особый мир.



27

4 четверть

Музеи искусства.


28

Картина-пейзаж.


29

Картина-портрет.


30

Картина-натюрморт.


31

Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.


32

Подготовка к художественной выставке.


33

Художественная выставка.


Календарно – тематическое планирование

4 класс

№ п\п

Название темы урока

Дата проведения

план

факт

1.

Рисование с натуры овощей.

2.

Рисование с натуры листа рябины.

3.

Рисование осеннего леса.

4.

Составление узора из растительных форм.

5.

Составление узора из растительных форм.

6.

Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа «Декоративно- прикладное искусство».

7.

Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа «Декоративно- прикладное искусство».

8.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.

9.

Рисование с натуры игрушки- грузовика.

10.

Рисование с натуры игрушки- грузовика

11.

Рисование на тему « Виды транспорта»

12.

Рисование на тему « Виды транспорта»

13.

Рисование снеговика.

14.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

15.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

16.

Рисование новогодней ели.

17.

Декоративное рисование на тему « Снежинка».

18.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

19.

Рисование зимнего леса.

20.

Рисование на тему «Зимние забавы».

21.

Рисование на тему «Зимние забавы».

22.

Рисование с натуры стакана.

23.

Рисование с натуры игрушки- автобуса.

24.

Рисование с натуры игрушки- автобуса

25.

Рисование с натуры кормушки для птиц.

26.

Рисование с натуры кормушки для птиц.

27.

Рисование на тему «Весна».

28.

Рисование на тему «Весна».

29.

Декоративное рисование в круге узора из лепестков.

30.

Рисование с натуры бабочки. Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство»

31.

Рисование с натуры бабочки. Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство»

32.

Рисование с натуры вазы с цветами.

33.

Рисование с натуры вазы с цветами.

34.

Рисование узора в квадрате.

35

Художественная выставка.