Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Предметная область
Искусство
Начальное общее образование
3 класс
2020-2021 учебный год
Составители:
Киселева Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов,
высшей категории;
Нестерова Надежда Александровна
учитель начальных классов,
высшей категории;
Федий Марина Георгиевна,
учитель начальных классов,
высшей категории
Новоалтайск- 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе учебного плана МБОУ СОШ №3, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Неменского Б. М. Неменской Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С.]. – М.: Просвещение, 2019. – 129 с., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи, решение которых направлено на достижение цели:
Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;
Развитие художественно-образного мышления.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды учебной деятельности | Предметные УУД |
1 | 1. Искусство в твоем доме | 8 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. |
3 | Художник и зрелище | 11 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. |
4 | Художник и музей | 8 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Лепить фигуру человека или животного. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предмета «Изобразительное искусство»
(1 ч в неделю, 34 учебные недели)
Сроки реализации программы: один год (2020– 2021 г.г.)
№ | № | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Контрольные работы |
| 1. | Искусство в твоем доме | 8 | |
1 | 1.1 | Твои игрушки | 1 | |
2 | 1.2 | Твои игрушки | 1 | |
3 | 1.3 | Посуда у тебя дома | 1 | |
4 | 1.4 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | |
5 | 1.5 | Мамин платок | 1 | |
6 | 1.6 | Твои книжки | 1 | |
7 | 1.7 | Открытки | 1 | |
8 | 1.8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 | |
| 2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | |
9 | 2.1 | Памятники архитектуры | 1 | |
10 | 2.2 | Парки, скверы, бульвары | 1 | |
11 | 2.3 | Ажурные ограды | 1 | |
12 | 2.4 | Волшебные фонари | 1 | |
13 | 2.5 | Витрины | 1 | |
14 | 2.6 | Удивительный транспорт | 1 | |
15 | 2.7 | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы) | 1 | |
| 3 | Художник и зрелище | 11 | |
16 | 3.1 | Художник в цирке | 1 | |
17 | 3.2 | Художник в цирке | 1 | |
18 | 3.3 | Художник в театре | 1 | |
19 | 3.4 | Художник в театре | 1 | |
20 | 3.5 | Театр кукол | 1 | |
21 | 3.6 | Театр кукол | 1 | |
22 | 3.7 | Маски | 1 | |
23 | 3.8 | Маски | 1 | |
24 | 3.9 | Афиша и плакат | 1 | |
25 | 3.10 | Праздник в городе | 1 | |
26 | 3.11 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 | |
| 4 | Художник и музей | 8 | |
27 | 4.1 | Музей в жизни города | 1 | |
28 | 4.2 | Картина - особый мир. Картина - пейзаж | 1 | |
29 | 4.3 | Картина- портрет | 1 | |
30 | 4.4 | Картина- портрет | 1 | |
31 | 4.5 | Картина – натюрморт | 1 | |
32 | 4.6 | Картины исторические и бытовые | 1 | |
33 | 4.7 | Скульптура в музее и на улице | 1 | |
34 | 4.8 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 | |
| | | 34 | |
Нормы оценок знаний, умений и навыков обучающихся
по изобразительному искусству
Отметки за виды работ:
Устный ответ
Отметка | Критерии |
«5» | Развернутый, полный, безошибочный устный ответ. При ответе выдерживается план (последовательность): сообщение материала, заключение, обоснованная позиция по спорным вопросам, аргументация, выводы. У ученика должна быть грамотная речь, без существенных стилистических ошибок |
«4» | Развернутый ответ с незначительными (одна существенная ошибка) недочетами, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложение грамотным языком с незначительными стилистическими ошибками. |
«3» | Развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных ошибках, язык ответа должен быть грамотным. |
«2» | Не выполняются требования к отметке «3». |
Этапы оценивания детского рисунка:
1.Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
2.Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
3.Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
4.Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
5.Общее впечатление от работы, возможности ученика, его вкус, его успехи.
Практическая работа
«5» (высокий уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» (повышенный уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» (базовый уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» (низкий уровень) – не выполняются требования к отметке «3».
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция Для ученика: Учебник по изобразительному искусству «Искусство вокруг нас» 3 кл / Н.А. Горяева, Л. А. Неменская М.: Просвящение 2016 Методические пособия для учителя «Изобразительное искусство» Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1-4 классы М.: «Просвещение», 2019 «Уроки изобразительного искусства». Поурочные разработки 1-4 классы Москва, «Просвещение» 2019 |