Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Рабочей программе воспитания.
Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами - создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач - установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
- формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию осотенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
духовно-нравственного воспитания:
- является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиска человечества Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
эстетического воспитания:
- важнейший компонент и условия развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
трудового воспитания:
- осуществляется в процессе личной художественно- творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результата, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
экологического воспитания:
- происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
- воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Изобразительного искусства» в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие УУД:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
-проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
-проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий
Базовые исследовательские действия:
- проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
- использовать наблюдения для получения, городской среды;
- анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
- использование знаково – символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
-классифицировать произведения искусствпо видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
- использовать электронные образовательные ресурсы;
-уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
-выбирать источник для получения информации: поисковые, художественные альбомы и детские книги;
- -анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
- осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
- соблюдать правила инфармационной безопасности при работе в сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения - межличностного (автор - зритель), между поколениями, между народами;
Совместная деятельность:
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаиватьсвои позиции в оценке и понимании обсуждаемого ления;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
- демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
-признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
-взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения достижению общего результата.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
- соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
Самоконтроль:
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Предметные результаты
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе(облака,, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики - создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, филимоновская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Тематическое планирование учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Тематические блоки, темы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Реализации воспитательного потенциала учебного занятия с учетом направлений рабочей программы воспитания |
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | | http://school- collection.edu.ru | Гражданское воспитание Духовно-нравственное воспитание Ценности познавательной деятельности |
Итого по модулю 1 4 |
Модуль 2 Графика | 6 | http://school-collection.edu.ru РЭШ | Эстетическое воспитание Гражданское воспитание Патриотическое воспитание |
Итого по модулю 2 6 |
Модуль 3. Живопись | | https://uchitelya.com/izo/17274- РЭШ Мультиурок | Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Экологическое воспитание |
Итого по модулю 3 7 |
Модуль 4. Скульптура | | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku РЭШ | Эстетическое воспитание Ценности познавательной деятельности Патриотическое воспитание |
Итого по модулю 4 4 |
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-uzori-na-krilyah-klass-1406911.html | Патриотическое воспитание Гражданское воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Ценности познавательной деятельности |
Итого по модулю 5 4 |
Модуль 6. Архитектура | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-umk- РЭШ | Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Ценности познавательной деятельности Трудовое воспитание |
Итого по модулю 6 3 |
Модуль 7. Восприятие произведений искусства | | https://pedsovet.su/load/242-1-0-34152 | Гражданско - патриотическое воспитание духовно-нравственное воспитание эстетическое воспитание |
Итого по модулю 7 2 |
Модуль 8. Азбука цифровой графики | | http://moikompas/ru/tags/plastilin | Ценности познавательной деятельности |
Итого по модулю 8 2 |
Общее количество часов по программе 33 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Изобразительное искусство»
1 «А» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 четверть (8 часа) Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения |
1. | Вводный инструктаж Знакомство с учебником Все дети любят рисовать | 1 | 05.09 | |
2. | Изображения всюду вокруг нас | 1 | 12.09 | |
3. | Мастер Изображения учит видеть | 1 | 19.09 | |
4. | Изображать можно пятном | 1 | 26.09 | |
5. | Изображать можно в объеме | 1 | 03.10 | |
6. | Изображать можно линией | 1 | 10.10 | |
7. | Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя» | 1 | 17.10 | |
8. | Изображать можно и то, что невидимо Художник и зрители. | 1 | 24.10 | |
| | 8 | 8 | |
2 четверть (8 часов) Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения. |
9. | Вводный инструктаж. Мир полон украшений. | 1 | 07.11 | |
10. | Красоту надо уметь замечать | 1 | 14.11 | |
11. | Узоры на крыльях | 1 | 21.11 | |
12. | Красивые рыбы Украшение рыб | 1 | 28.11 | |
13. | Украшение птиц | 1 | 05.12 | |
14. | Узоры, которые создали люди. | 1 | 12.12 | |
15. | Диагностическая работа по итогом 1 полугодия Как украшает себя человек | 1 | 19.12 | |
16. | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | 26.12 | |
| | 8 | 8 | |
3 четверть (10 часов) Ты строишь. Знакомство с мастером постройки. |
17. | Вводный инструктаж. Постройки в нашей жизни | 1 | 09.01 | |
18. | Рисуем домики для сказочных животных | 1 | 16.01 | |
19. | Домики, которые построила природа | 1 | 23.01 | |
20. | Дом снаружи и внутри | 1 | 30.01 | |
21. | Строим город | 1 | 13.02 | |
22. | Все имеет свое строение | 1 | 20.02 | |
23. | Постройка предметов (упаковок) | 1 | 27.02 | |
24. | Разноцветные краски | 1 | 06.03 | |
25 | Город, в котором мы живем | 1 | 13.03 | |
26 | Город, в котором мы живем | 1 | 20.03 | |
| | 10 | 10 | |
4 четверть (7часов) Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
27. | Вводный инструктаж. Совместная работа трех братьев- мастеров | 1 | 03.04 | |
28. | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги | 1 | 10.04 | |
29. | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги | 1 | 17.04 | |
30. | Разноцветные жуки | 1 | 24.04 | |
31. | Итоговая диагностическая работа | 1 | 15.05 | |
32. | Сказочная страна | 1 | 22.05 | |
33 | «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников | 1 | 25.05 | |
| | 7 | 7 | |
| Общее количество часов по программе | 33 | 33 | |